Русская линия | Олег Волконский | 11.01.2011 |
В Храме во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, в купольном зале мавзолея над усыпальницей князей Волконских состоялось богослужение — первое с 1917 года.
Прошло почти столетие с тех пор, как в стенах этого храма прозвучала молитва. Стоял алтарь, — простой стол под скатертью, на котором были расставлены иконы и свечи. Священник тихо, спокойно, но торжественно отслужил молебен.
Прошло уже 20 лет с тех пор, как пал Советский Союз, с тех пор как над Кремлём было спущено красное знамя, и вместо него был поднят российский триколор. Люди, которые управляли страной на протяжении семи десятилетии и рекламировали себя как атеисты и безбожники вдруг оказались без монополии власти, к которой они так привыкли. Потерян был и коммунистический «рай», если вообще кто-либо когда-либо в этот «рай» верил.
С тех пор на Руси произошло, и было сделано, многое — построен заново взорванный большевиками храм Христа Спасителя, восстановлены сотни, если не тысячи церквей и монастырей; построены новые. В некоторых местах по стране воздвигнуты памятники «жертвам репрессий». На русских иконах появились лица царской семьи — новомучеников, причисленных к лику святых. Расположенный почти совсем по соседству с усадьбой Волконских — Свято-Екатерининский монастырь — очищен от скверны, и возвращен народу и Богу. Это — «Сухановка»; одна из самых страшных пыточных тюрем большевицкой эпохи, в которой погибло без следствия и суда неизвестно сколько сотен или тысяч людей.
В августовские дни 1991 года Советский Союз или Российская Федерация — тогда ещё не было совсем ясно, как страну называть — формально отвергла старую политическую систему. Но новой системы ещё не было. И, по сей день, она не совсем определена. Вернее, страна ищет не только новую государственную систему, но и новую национальную идею. И тоже не может найти.
Мероприятие, состоявшееся в тот декабрьский день в подмосковном Суханове, в день святого Николая Чудотворца, было маленьким шагом в направлении той потерянной национальной идеи, какой она была на протяжении тысячи лет со времен святого князя Владимира и крещения Руси. Как гласит древняя мудрость — у страны, у которой нет прошлого, нет и будущего. Это богослужение знаменовало шаг обратно в историческое прошлое и одновременно шаг вперёд в будущее. В этом его и значение.
Никто, думаю, сегодня на Руси не хочет возврата к старым советским временам, тем более на практике. Ну, есть, может быть некоторые, которые ностальгируют по Сталину и Ленину, но это не серьёзно. Их тоже можно понять. Среди них ветераны и пенсионеры, которым коммунистическая власть на старость лет много обещала, но ничего не дала и они оказались у разбитого корыта. Вот как их Родина отблагодарила.
Тем не менее, у многих остался старый образ «совкого» мышления, от которого трудно избавиться, так сильно и долго это мышление вдалбливалось в сознание народа. Никто не хочет возврата в ГУЛАГ, тем не менее, недавние опросы общественного мнения показывают, что около 60 процентов населения считают, что Ленин и Сталин «положительные» фигуры в российской истории. Получается какой-то парадокс. Ведь отделить этих «фигур» от их деяний невозможно. Потребуется, может, ещё немало времени, перед тем как страна избавится от своего советского наследия, и перед тем, как Россия вновь станет Россией. Но на это может уйти не одно поколение.
Храм Святителя Димитрия Ростовского был заложен 30 мая 1813 г. княгиней Екатериной Алексеевной Волконской в память её супруга генерал-лейтенанта Дмитрия Петровича, скончавшегося в сентябре 1812 года от ран, полученных во время Отечественной войны. Над его могилой был построен мавзолей по проекту одного из самых известных архитекторов тех времен Д. Жилярди. Прообразом мавзолея-ротонды, очевидно, послужил римский Пантеон. Также храм стал ознаменованием счастливого избавления Суханова от печальной судьбы некоторых подмосковных усадеб во время нашествия французов в 1812 г. Известно, что наполеоновские войска были в этих местах.
Усадьба Суханово познала свой расцвет, свой «золотой век» в первой половине XIX-го века, когда её владельцем вместе с супругой Софьей Григорьевной был светлейший князь Пётр Михайлович Волконский, герой Аустерлицкого сражения, основоположник российского генерального штаба, один из основателей службы военной разведки, разработчик плана взятия Парижа в 1814 году, лично подписавший ордер на арест Наполеона, и умерший в чине генерал-фельмаршала в 1852 году.
Над портиком мавзолея раньше сохранялась надпись «Благословен Грядый во имя Господне». Под храмом находилась княжеская усыпальница, вход в которую преграждала чугунная решетка с бронзовым фамильным гербом и латинским девизом «In Deo spes mea». «В Боге моя надежда».
К концу XIX века в усыпальнице находилось пять захоронений Волконских — Екатерины Алексеевны, Марии Николаевны, Ольги Дмитриевны Волконской и двух Дмитриев Петровичей. Шестая и последняя могила — последнего князя Дмитрия Волконского располагалась на площадке перед самим храмом. Эту могилу большевики уничтожили, гробы вытащили из усыпальницы, а останки разбросили по территории усадьбы. Говорят, что гробы потом употребляли в качестве корыт для корма скота.
Как известно, здесь в усадебном ареале Суханого ещё с 30-ых годов прошлого столетия и по сей день размещается дом отдыха Союза архитекторов СССР, нынче Российской Федерации. Главный дом усадьбы, сдан под аренду какой-то школе или интернату.
В монографии Б. Г. Якеменко, посвящённой истории усадьбы Суханово, мы читаем:
«Ощущение катастрофы, произошедшей с усадьбами за последние 80 лет, усиливается, когда на стол ложатся старые документы, описания и воспоминания, карты и планы, письма и фотографии. < > Лишившись своих хозяев в 1917 г., оно (Суханово) было разграблено, затем передано Сухановской школе 2-й ступени, а в начале 30-х гг. усадьбу начали переделывать под дом отдыха, чем нанесли Суханову едва ли поправимый ущерб. Были перестроены главный дом и мостики в парке, разрушены пристань, церковь перед главным домом, уникальная колоннада и колокольня сухановского храма-мавзолея, некоторые служебные постройки, уничтожен некрополь Волконских. Великолепная усадьба превратилась в заурядный дом отдыха, остаётся им до сих пор, и мало кто из приезжающих туда может представить себе, что же здесь было на самом деле».
Сохранившийся купольный зал удивительно красивое место. На богослужении 16 декабря 2010 в нём присутствовало человек 40−50 — почти все местные жители. Богослужение состоялось именно по инициативе общины Суханово. Во время службы чувствовалась какая-то неописуемая атмосфера, то, что некоторые называют «аурой» и видно было, что после службы и проповеди служившего священника Дмитрия присутствующим не хотелось сразу расходиться по своим домам.
Многие задержались. Некоторые общались. Некоторые тихо стояли. Некоторые обменялись парой слов с батюшкой — представительным молодым человеком высокого роста. К нему подошла одна женщина — кажется, с просьбой, чтобы он благословил зал. Она имела какое-то отношение (не услышал точно какое) к администрации усадебного комплекса Суханово. Потом мне рассказали, что раньше она руководила пионерским лагерем в этих местах — по имени она Татьяна (её отчество не помню). Она объясняла отцу Дмитрию, что в мавзолее находится ресторан, (пищеблок?), что купольный зал используется как банкетный зал, где под Новый Год архитекторы и другие собираются устроить танцевальный вечер. «Они так привыкли», если не ошибаюсь, сказала эта дамочка.
Комментарий тут излишний.
Хочу разъяснить, что никакого личного и семейного отношения к Суханово не имею. Я не принадлежу к той линии Волконских, которую представлял князь Пётр Михайлович. Чтобы найти общего предка надо уйти очень глубоко в историю — к XIV веку. Нашим общим предком был Иван Федорович князь Тарусский и Волконский, павший на поле Куликовом в 1380 году. Он оставил двоих сыновей — Константина и Федора. От них пошли «старшая» и «младшая» линии. Владельцы Суханово, увы не оставили потомков и наследников, доживших до наших дней. Тем не менее, у нас общая кровь, общие гены, и общее имя.
Поэтому, хотя я и не гражданин Российской Федерации, не могу оставаться безразличным к судьбе Суханово, как к символу прошлого России, как и, дай Бог, её будущего.
Князь Олег Валентинович Волконский, www.russpro.ru
http://rusk.ru/st.php?idar=45990
Страницы: | 1 | |