Татьянин день | Александра Никифорова | 06.01.2011 |
Паломничество в Восточную Польшу на праздник Рождества Христова оказалось для всех нас неожиданным: мы ехали в католическую страну, а попали в одну большую православную семью. Из истории известно, что до революции земли Восточной Польши входили в состав Российской Империи и были православными. Именно здесь начинали свои труды выдающиеся иерархи Русского Зарубежья митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Владимир (Тихоницкий), архиепископ Сергий (Королев). Но прошло столетие, и казалось, перипетии 20 века должны были стереть память о православии на этих землях…
Путешествуя по Белостотчине и Подляшию, мы чувствовали себя словно в дореволюционной России. То, о чем приходилось слышать от русских эмигрантов, вдруг ожило и стало зримым: верующие приписаны к одному приходу и заботятся о нем, как о своем доме, на Рождество молодежь со звездой ходит по домам и колядует, а на Богоявление священник обходит с «крещенской водой» паству. Население смешанное — белорусы, украинцы, поляки — ласковый, гостеприимный и музыкальный народ. До сих пор в Восточной Польше можно найти деревни, где нет костелов, но только церкви. Просто мы очень мало знаем друг о друге: и в Польше о России, и в России о Польше. Рассказывает архиепископ Иаков Белостокский и Гданьский:
- Меня часто спрашивают в России, католик ли я. Отвечаю, что нет. Тогда меня переспрашивают: «А разве в Польше есть православные?» Объясняю, что есть православные, и есть автокефальная Польская Православная Церковь. Ее возглавляет митрополит Варшавский и всея Польши Блаженнейший Савва. Церковь насчитывает около полумиллиона верующих (это 1 процент населения Польши), разделена на 6 епархий, имеет 11 монастырей и 365 храмов.
— Владыка, а Польша Вашего детства тоже была православной?
- Детей в то время крестили все, но в моей семье больше заботились о церковном воспитании. Родители были верующие, отец управлял клиросом, дядя служил священником. По воскресениям родители всегда брали меня с собой в храм. Я до сих пор помню, какими вкусными были просфоры, полученные от батюшки!— Как Польская Православная Церковь пережила 20 век?
- Гонения на веру в Польше не были столь жестокими и масштабными, как в Советском союзе, но все же, в течение двух месяцев 1938 года в рамках политики полонизации разрушили 127 православных храмов (это треть всех церквей, существовавших на юго-востоке Польши). В междувоенный период чиновники под предлогом того, что храмы не приносят доход государству, определяли их ликвидировать. Приходили солдаты, уничтожали церковь. Отец рассказывал, как сюда вошла в 1939 год советская армия. Они в пасхальную ночь возле церкви растянули экран, пустили кино. Детям это было очень интересно, и они убегали из храма смотреть фильм. Но все подобные испытания только сплотили верующих. И, конечно, в целом ситуация в Польше была иной, чем в России. У нас до 1956 года Закон Божий преподавали в школах. А когда его исключили из программы, то священникам разрешалось вести занятия в приходских домах (так называемых «катехизических залах»). Так длилось до возвращения Закона Божия в школы в 1989 году. На закате коммунистической власти уже стали выдавать разрешения на строительство храмов. И первым восстановили огромный Святодуховский собор в Белостоке. Конечно, для приходской жизни удобнее иметь много небольших храмов. Идеальный приход, по-моему, это 1000−1500 человек. В нем возможно поддерживать «семейную связь». Сегодня в нашей епархии действуют 57 приходов и 3 монастыря.— Как устроен приход в Польше?
- Книги крещений, венчаний, погребений у нас традиционно хранятся в храме. Человек может посетить другой храм, но административно принадлежит он только к своему приходу. И это хорошо. Во-первых, священник знает своих прихожан, приходит к ним в дома. Во-вторых, люди сами строят храм, заботятся о том, чтобы он существовал, и нет такого отношения, что, дескать, этот храм построила мне Церковь, и я хожу в него, как в некое учреждение. Ответственность за храм несут верующие: они содержат священника, собирают деньги на строительные работы, ремонт. У нас нет таких благодетелей, как в России, когда один человек жертвует на целый храм. Поэтому расходы распределяют на всех прихожан, строительство длится 10−15 лет. Начинают служить в подвале, тем временем возводя верхний храм. Так прихожане на деле чувствуют себя одной семьей.6 января: Сочельник и «Свят вечер»
Отстояв Царские часы в Супрасльском монастыре, вместе с отцом Владимиром Мисиюком мы едем осматривать храмы Белостока. День выдался погожий: солнечно и морозно. Храм Сошествия Святого Духа (о нем рассказывал владыка) весь пронизан нитями света. Высокие мохнатые ели у алтаря напоминают о близости Беловежской пущи и грядущем Рождестве.
В храме вмч. Георгия мы спускаемся в подземную Покровскую церковь. Она напоминает катакомбы, где молились первые христиане. Пока идет отделка верхнего храма, богослужения проходят здесь. Настоятель церкви протоиерей Григорий Мисиюк, бывший пресс-секретарь Белостоко-Гданьской епархии, за 45 лет священства ремонтировал пять храмов, но этот первый возводится им от основ.
— Отец Григорий! Нам, приехавшим из России, трудно поверить, что в Польше целые храмы строятся на пожертвования прихожан! Я слышала, что такое было в России когда-то, но сейчас ведь не так!
- У вас приходы не имеют границ и, как правило, не имеют тесного контакта с прихожанами. А у нас было так. На территории прихода жило 445 семейств. В течение года их число возросло до 700. Дети начали посещать Закон Божий и привели своих родителей! Учитель, зная от ребенка домашний телефон, звонил, предлагал записаться в приход. Потом они включились и в строительство храма. Сейчас в приходе около 900 семейств, почти 500 детей приходят на Закон Божий в школы (их на территории прихода три). Мы своих людей знаем, и после праздника Крещения посещаем каждый дом.Каждый Сочельник архиепископ Белостокско-Гданьский Иаков разделяет радость «Святого вечера» с одинокими прихожанами Белостока. В парадной зале накрывают праздничные столы, во главе садится владыка и священнослужители. Архидиакон запевает колядки, и все собравшиеся поют с ним. Это теплое отношение архипастыря к самым простым людям и желание именно с ними разделить трапезу «Святого вечера» тронуло нас до глубины души! При набате колокола владыка Иаков и его сослужащие поднялись из-за стола и направились в расположенный напротив резиденции Свято-Николаевский собор на вечерню, а мы, поблагодарив сердечно устроителей, — в Супрасль.
Монастырская служба началась в полночь и закончилась около 5 утра. Пел молодежный хор, причем между утреней и литургией и перед причастием исполнялись колядки. По окончании литургии читалось послание митрополита Варшавского Саввы и приветствие ксендза из Супрасли. Затем сам игумен Супрасльского монастыря епископ Григорий приветствовал нас: «Свет вифлеемской звезды привел мудрецов ко Спасителю. Когда мы читаем Святое Евангелие, то видим, что мудрецы идут и днем, и ночью. Свет звезды светит им не только ночью, как это бывает по естеству, но и днем, а значит, это свет — благодатный. Мы желаем, чтобы и вас он всегда вел к яслям Христовым.
Мы поздравляем вас и просим: постарайтесь ради Христа навестить тех, кто не мог сегодня быть на Божественной литургии в церкви по немощи, по старости или болезни, преподать им частицу просфоры, облобызать их, поприветствовать словами «Христос ражается» и услышать в ответ: «Воистину раждается»! Ибо подлинно Рождество Христово — это зимняя Пасха, когда радость объемлет не только землю, не только небеса, но и всю вселенную. Дорогие братья и сестры, пусть мир, любовь и согласие царствуют в ваших домах, и благодать Божия укрепляет вас на всех путях вашей жизни!»
7 января: Рождество
В день самого Рождества нас ждало сказочное путешествие в Подляшье. Мы оказались в сельской Польше, сохранившей традиционный уклад жизни. Мела рождественская метель, и в этой метели различались идущие со звездой фигурки детей. К вечерне мы поспели в деревянный, причудливо расписанный храм свт. Николая в Михалoве. Он, как и многие храмы в Польше, не отапливается, в центре красуется нарядная пушистая ель.
После службы протоиерей Иоанн Ярощук, настоятель храма, рассказал нам его историю.
- Поселение Михалoво возникло немного более 200 лет тому назад, когда здесь начали строить заводы. Позднее Андрей Станкевич, полковник из Санкт-Петербурга, подарил землю для сооружения храма. 9 мая 1907 года состоялась его закладка, а в 1908 году — освящение. Я — одиннадцатый священник в приходе, служу здесь уже четверть века. Над алтарем вы видите полихромию, выполненную в 1954—1955-х годы профессором Адамом Добжаньским. Численность прихода составляет около 1400 душ верующих.
Сегодня в церкви собралось не так много людей. Вина мороза! Хотя я говорю, что для верующего человека ни тучи, ни гром, ничто не мешает, а неверующий всегда найдет оправдание. Откровенно говоря, я никогда не видел 100% посещаемости службы: у нас, как в Вифлееме — одни сторожили, другие спали. Но ведь если ты не пришел на рождественскую службу, то второй раз на нее в этом году уже не попадешь, будешь сидеть и ждать до следующего Рождества.
В Михалoве три школы. Закон Божий посещают 300 детей. Есть молодежный хор; он поет на ранней литургии. Молодежь помогает и в алтаре: сегодня ночью у меня было 6 прислужников.
— Как у вас празднуют Рождество?
- Когда я пришел в Михалoво, ставили 3 ели в храме в форме вертепа, еще на хорах и во дворе. Один прихожанин сделал нам вифлеемскую звезду еще 15 лет назад, и вот с ней молодежь ходит колядовать.
Когда мы пили чай в гостеприимном доме отца Иоанна, пришли ребята со звездой и пропели нам колядки. Из дома батюшки они пошли по домам других сельчан. За одним с нами столом оказался Роман, врач из Сосновца. Он, православный, переехал в Польшу из Минска, женился на полячке-католичке. Наш разговор о том, как сосуществуют в рамках одной семьи православие и католицизм.
- Когда я еще давно приезжал в Польшу, родни у меня тут много, я думал, что католицизм здесь, если не единственная, то доминирующая религия. А когда перебрался сюда жить, то понял, что это представление — неверное. На Востоке Польши можно найти деревни, где нет костелов. У нас, в Сосновце, до Второй мировой войны действовало 4 церкви. Правда, сегодня осталась одна, две были разрушены, а одну переделали в костел.
— Ваш смешанный брак — исключение или норма для Польши?
- Если речь идет о Центральной и Западной Польше, то основная масса православных состоит в смешанных браках с католиками. В Сосновце нет ни одного чисто православного брака. Поэтому в нашей местности официально принят новый календарь.— Неудобно, когда одна Церковь внутри одной страны живет по разным стилям!
- Я родился в Минске, вырос на старом календаре, и для меня перестроиться на новый трудно. Я не чувствую праздник Рождества 25 декабря! Хотя знаю, что есть даже благословение епископа праздновать в некоторых областях Польши православные праздники по новому стилю, чтобы не учинять расколов в семьях. Смотрите, в моей семье все садятся 24 декабря вечером, в Сочельник, к праздничному столу. И встает вопрос: или противопоставлять себя семье и закрыться в комнате, или вместе со всеми выйти к столу. Мы празднуем праздники дважды. Другого выхода, к сожалению, нет.— А как заключаются такие браки?
- Супружеские пары решают по своему усмотрению. Кто хочет, венчается в костеле, кто хочет — в церкви. Я настоял на том, чтобы наше венчание проходило в церкви на двух языках, церковнославянском и польском. Согласие дает епископ, священник венчает.— А как воспитывают детей в смешанных браках?
- Супруги договариваются между собой, в какой вере воспитывать детей: в православии или в католичестве. Мы с женой договорились так: если родится девочка, то будет православной, а если мальчик, католиком. Каждый из родителей постарается показать детям свою веру. Естественно мальчику, чтобы не стать в школе изгоем, лучше на определенном этапе быть католиком. Но я со своей стороны приложу все усилия, чтобы он, достигнув совершеннолетия, перешел в православие. И от меня будет зависеть, показать ему православие так, чтобы он сам этого захотел.
Еще бы долго-долго не уходить из этого теплого дома, но нас ждал в другом селе протоиерей Николай Остапчук, в таком же неотапливаемом храме с огромной елкой:
- Селение, в которое вы приехали, называется Городок. Селение — белорусское, в 80% православное. Храм посвящен Рождеству Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Его начали строить в 1946 году на месте сгоревшего, деревянного. Воздвигнуть храм при коммунистах было непросто, но отец Владимир Дорошкевич, молодой настоятель из Михалова (впоследствии митрополит Варшавский и всея Польши Василий), взял на себя эту ответственность. Он благословлял прихожан сеять лен на приходской земле, собирать его и продавать, а полученные средства употреблял на строительство.
В храме вы видите дивную роспись в греческом стиле профессоров Добжаньского и Новосельского. Иконостас закончен к 1998 году, когда мы праздновали 500-летие православия на этих землях. В 1498 году сюда прибыли монахи из Москвы и пытались устроить монастырь. Но быстро Городок превратился в шумный город на шляхе из Варшавы в Минск. Монахи принялись искать себе уединенное место для молитвы. Согласно преданию, они опустили икону на реку, и там, где она остановилась, в Супрасле, основали монастырь. Разные бури нас постигали за 500 лет, но сейчас приходская жизнь пульсирует. Посещаемость храма великая — невеликая, но всегда 250−300 человек приходят, так что есть чему радоваться! Сегодня многое изменилось в лучшую сторону благодаря тому, что Закон Божий вернули в школьную программу. Я был первым священником, который вошел в школу в начале 1990-х. Не все учителя меня приняли сразу. Но потихоньку отношение менялось, и теперь и учителя радуются, и директор, и не представляют начало или окончание учебного года без священника.
Сейчас молодежь пошла колядовать. У нас каждое Рождество со звездой идут из дома в дом и прославляют Христа колядками. Было время, колядники не ходили. Детей в школе убеждали, что это своего рода «дедование», попрошайничество. Когда я в школе организовал хор, и певчие пошел колядовать, то первое их впечатление было такое сильное, что они сказали: «никогда не перестанем колядовать». Ты приходишь в дом, бабушки плачут, вспоминают, как это было раньше, радуются, что оживает православие…
— На Ваш взгляд, коммунистический режим в Польше не сумел разрушить веру в сердцах людей?
- Люди оставались верующими. Когда я исповедую стариков, то чувствую, что я исповедуюсь им. Такова глубина их веры и молитвы! Православие на этих землях было живо всегда.Благодарю санкт-петербургское представительство журнала «Фома», священника Владимира Мисиюка и Надежу Обрядину за великолепную организацию путешествия на Рождество в Восточную Польшу. В статье использованы фотографии священника Владимира Мисиюка, Ю. Маковейчук, А. Никифоровой, с сайтов www.parafia-swietego-jerzego.pl/galeria.html, www.bogoslov.ru, www.fotki.yandex.ru/users/ceslaw/view/61 562