Русская линия
Радонеж Сергей Худиев10.01.2011 

Рождество под звездами

Святая Православная Церковь празднует Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Рождественская ночьЛюди вспоминают Рождественскую Звезду, которая привела к Младенцу Волхвов, и Ангелов, благовествовавших пастухам. Священное Писание неоднократно упоминает о звездах, потому что звезды имеют немалое духовное значение — безрассудные язычники, древние и современные, пытаются прочитать в них свою судьбу, язычники более рассудительные — такие, как, например, античный философ Платон, созерцая красоту космоса, приходят к выводу о его Творце. Как говорит Пророк, «Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. (Ис.40:26)»

Очень часто люди живут уткнувшись в землю, будучи поглощены «попечениями житейскими», мелкими приобретениями, ссорами с кем-то, живут, как будто в пустом сне. И Рождество еще раз побуждает нас обратить наш взор к небу — откуда воссияла Звезда и откуда к пастухам обратились Ангелы.

Сегодня, глядя на звездное небо, мы знаем, что звезды — это целые миры, удаленные от нас на непостижимые расстояния, что вселенная гораздо больше, чем предоставлялось людям раньше, и мы знаем, что все это — галактики и туманности, время и пространство, материю и энергию сотворил непостижимо великий и таинственный Бог. Бог, который держит в своих руках судьбы мира — как и временную и вечную судьбу каждого из нас. И в праздник Рождества мы вспоминаем, как Бог, Творец миров, стал человеком, младенцем на руках у Своей матери. Художники веками изображают эту сцену — Святая Мать, Младенец, Иосиф, Пастухи, Волхвы и Ангелы. Как такое могло совершиться? Как Создатель и Владыка всего существующего пожелал стать беспомощным младенцем — младенцем, которого почти сразу же преследуют и хотят убить? Символ Веры отвечает на этот вопрос — «нас ради человек и нашего ради спасения». Еще псалмопевец изумлялся — «Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс.8:4,5)». Удивительная весть Евангелия — о том, что Бог не только помнит человека — Он неизменно любит его и ищет его спасения.

Кто-то встречает эту весть о любви Божией с горькой, кривой усмешкой — Бог любит нас и хочет, чтобы мы были счастливы? Почему же мы несчастны? Почему мы живем в мире, где так много горя? Это важный вопрос, но ответ на него не всем понравится — причина всех наших несчастий — в грехе; не только нашем лично, но и в общей греховной порче мира, порче, в которую каждый из нас вносит свой вклад. Когда люди — будь то евреи I века или русские XXI-го — хотят спасения, они чаще всего хотят спасения от каких-то внешних обстоятельств — внешних врагов, или несправедливой власти, или бедности, или болезней, и воссылают Богу горькие упреки в том, что Он эти обстоятельства не переменит просто актом Своего всемогущества.

Люди, и тогда, и сейчас — ждут воителя с легионами ангелов, который «наведет порядок»; вместо этого в мир приходит беспомощный младенец, который вырастает и даже тут не садится на трон — Он идет на Крест. Почему так?

Потому что причина нашего несчастья не вне нас, а внутри — и чтобы привести нас к вечному счастью, Богу нужно не переменить наши обстоятельства, а переменить наше сердце. Сердце, лишенное любви к Богу и ближним, неспособное к молитве и благодарению, просто невозможно сделать счастливым — ни теперь, ни в вечности. Мы не можем переделать свое сердце — это может сделать только благодать Божия. Но мы должны на это согласиться.

Всемогущество, призвавшее из небытия в бытие бесчисленные галактики, останавливается перед дверями человеческого сердца: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. (Откр.3:20)». Вечное счастье, для которого мы созданы, невыразимое, вечное ликование предлагаемся нам как дар, который мы призваны принять покаянием и верой.

Но вера — это просто теоретическое согласие; это акт воли, жизненного выбора, который определяет все остальные важные решения, которые мы принимаем. И самое главное из таких решений — прийти туда, где нас ожидает Христос. В Церковь, которую он основал, приступить к таинствам, которые Он установил. Для кого-то именно это Рождество может стать началом церковной жизни, и радость Рождества — началом вечной радости. Потому что нас ради родился Младенец — Предвечный Бог.

http://www.radonezh.ru/analytic/13 696.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru