Радонеж | Сергей Худиев | 05.01.2011 |
В преддверии Рождества, Первый канал решил порадовать отечественного зрителя фильмом 2006 года «Код да Винчи». Фильм (как и книга) нашумел несколько лет назад, и с тех пор ажиотаж вокруг этого довольно успешного коммерческого проекта несколько спал. Книга (и фильм) строится из стандартного набора штампов — Главный Герой сталкивается с Таинственным Убийством; знакомится с Красавицей; обводит вокруг пальца Тупых Полицейских; убегает через Окно Туалета; за ним гонится как полиция, так и Наемные Убийцы, подосланные Всемирным Заговором; по ходу дела герой Колесит По Европе. Бесчисленное число книжек в мягких обложках и фильмов, забивающих эфир, повторяют все это с незначительными вариациями — иногда меняется цвет волос Красавицы, а у особо смелых оригиналов, которые хотят сказать новое слово, герой убегает не из туалета, а из душа. Но в общем, эти штампованные продукты всем известны, и «Код да Винчи» не выбивается из общего ряда. То, что обусловило коммерческий успех «Кода» — это определенные идеологические приправы, добавленные к стандартному блюду. Наемный убийца оказывается монахом-альбиносом, который, очевидно, полагая, что быть просто альбиносом — это недостаточно особая примета, ходит на мокрые дела в монашеском облачении. Мрачная сцена, когда он, раздевшись догола перед Распятием, занимается самобичеванием, должна подчеркнуть, что перед нами — настоящий Христианский Фанатик, а не какой-нибудь безобидный серийный маньяк. Страшные тайны, которые пытается скрыть коварный Ватикан, относятся к Евангельской Истории — церковники пытаются скрыть от народа, что, оказывается, Иисус был не Сын Божий, а просто человек, женатый, к тому же, на Марии Магдалине. А Сыном Божиим Его объявил только император Константин, по политическим соображениям.
Идейное послание «Кода» соответствует основным критериям нынешнего публичного антихристианства — оно предельно примитивно и предельно безграмотно. Подробный разбор исторических ляпов, совершенных автором, неоднократно производился — отметим только, что Сыном Божим, Господом, Судией и Спасителем Мира Иисуса множество раз называет уже Новый Завет — написанный, по общему убеждению историков, в том числе, неверующих, задолго до императора Константина, при первом-втором поколении учеников Иисуса. Убедиться в этом можно просто наугад открыв любое из Евангелий — беда в том, что этот, фундаментальный для европейской культуры текст, решительно незнаком многочисленным почитателям таланта Дэна Брауна.
Если говорить об отдельных людях, то далеко не все неверующие безграмотны; если говорить об активном антихристианстве, которое выступает в эфире, с телеэкранов и в интернете, то с ним всегда коррелирует глубочайшее невежество. В чем причина этого явления, не вполне ясно; возможно, людям грамотным, умеющим отличить Константина Великого от Юлиана Отступника, а Ватикан от Белого Дома, просто неинтересно играть в эти игры; возможно, заказчики антихристианской пропаганды слишком презирают свою аудиторию, чтобы обращаться к ней с интеллектуальными доводами и убеждены, что пипл гораздо лучше схавает полную чушь, чем хотя бы полуправду.
В самом деле, иногда складывается впечатление, что Дэн Браун — как и создатели фильма — сознательно издеваются над своими читателями и зрителями; когда главный герой, Тибинг, говорит о том, чтобы «пробиться сквозь многовековые искажения истории и отыскать настоящую истину», это звучит язвительной иронией — как будто авторы делают прозрачные намеки на то, что почитают свою аудиторию крайне невежественной, ленивой и тупой, так, что ей можно продать сколь угодно дикую чушь под видом истории — и та ничего не заметит.
«Код» — характерный пример того, как антихристианские силы оказываются в то же самое время антикультурными и антиинтеллектуальными; они стремятся не только лгать на Христа и Церковь, но и вообще дезинформировать и отуплять. Эта стратегия, в общем-то, понятна — дезинформация в эпоху интернета может не сработать, если у людей останется достаточно интереса к истине, чтобы самим навести справки. Поэтому не в интересах борцов с Церковью побуждать людей думать.
Но почему Первый канал не только демонстрирует это кино в самое осмотрительное время, но еще делает это как раз в преддверии православного Рождества? Более того, именно этот фильм был показан по тому же каналу в этот же день в 2009 году. Почему из огромного числа развлекухи с тем же стандартным набором Красавица/Тупые Полицейские/Наемные Убийцы для этих дней был выбран именно фильм с отчетливым антихристианским посланием?
Мы не знаем; чужая душа потемки, а впадать в конспирологию — это пускай дэнбрауны впадают. Зато мы знаем, что как христиане мы можем и должны открыто объявить «Код да Винчи» очевидным и грубым лжесвидетельством о Христе и Церкви, а как люди, заинтересованные в народном просвещении — полной дезинформацией о европейской истории.