Русская линия
Правда.Ru Светлана Охрименко04.01.2011 

Святая Анастасия победила жестокий мир

4 января по новому стилю Русская православная церковь вспоминает святую Анастасию Узорешительницу — мученицу,Св. великомученица Анастасия Узорешительница которая пострадала за Христа в IV веке. Эта святая при жизни помогала узникам, поэтому ее считают покровительницей заключенных, особенно несправедливо осужденных. Ей также молятся об исцелении от болезней и о защите от колдовских чар.

Мир жесток и несправедлив. Человек человеку — волк. Кто успел, тот и съел. Сталкиваясь с этим в повседневной жизни, мы уже не удивляемся. А вот когда действие подобных принципов случается наблюдать в Церкви, это становится серьёзным соблазном для человека. Для кого-то такой соблазн заканчивается отходом от веры, кому-то не дает к вере прийти. Связанных с этой проблемой вопросов традиционно два: кто виноват и что делать?

Самая глубокая тьма бывает перед рассветом. В начале IV века на Церковь обрушилась новая волна кровавых гонений. Тысячи мучеников приняли смерть за Христа. Пройдет всего десять лет, и будет издан Миланский эдикт — указ о легализации христианства в Римской империи. Но пока темницы переполнены, реками льется кровь.
Во время гонений Диоклетиана к христианам, томившимся в темницах Рима, приходила женщина в одежде нищенки. Она кормила, лечила, а когда была возможность, и выкупала узников. Звали эту женщину Анастасия. Она была дочерью знатных родителей. Мать Анастасии была тайной христианкой и делала все возможное, чтобы ее дочь получила христианское воспитание. Но после смерти матери отец-язычник выдал девушку замуж за такого же язычника Публия.

Когда Публий узнал, что его жена ходит к заключенным христианам и сама исповедует христианскую веру, он избил ее и запер дома. К тому времени отец Анастасии тоже умер, и ей досталось богатое наследство. Публий задумал замучить жену до смерти, чтобы завладеть им. Однако его замыслу не суждено было исполниться: римлянин вскоре отправился с посольством в Персию и по дороге утонул в море. Теперь Анастасии никто не мешал распоряжаться своей жизнью и имуществом так, как она сочтет нужным. Она стала щедро раздавать то, что имела, нищим и страждущим.

Императору Диоклетиану донесли, что римские темницы переполнены христианами, которые стойко переносят все мучения. Тогда император приказал в одну ночь умертвить всех узников, кроме человека по имени Хрисогон. Ему надлежало отправиться к Доиклетиану в Аквилею. Император лично допрашивал Хрисогона и убеждал его отречься от Христа и принести жертву идолам, но все его попытки оказались тщетными. Тогда он разгневался и приказал отрубить Хрисогону голову и бросить в море. Тело и голову мученика вскоре выбросило волнами на берег. Там их нашёл пресвитер Зоил. Он положил святые мощи в ковчег и спрятал у себя дома.

Хрисогон был учителем Анастасии. После мученической кончины он явился Анастасии, последовавшей за ним в Аквилею, и указал ей путь к Зоилу. А самому Зоилу он открыл, что скоро примут смерть за Христа Агапия, Хиония и Ирина — юные христианки, жившие неподалеку. Он повелел направить к ним Анастасию, чтобы она духовно укрепила этих дев перед грядущими мучениями.

Исполнив завещанное учителем, Анастасия начала странствовать. Святая прошла через всю Грецию и Македонию. Повсюду она ревностно служила узникам, пока сама не оказалась в темнице. Правитель области угрожал ей муками и пытался склонить к отречению от Христа. Видя, что у него ничего не выходит, он передал святую языческому жрецу Ульпиану. Жрец положил перед Анастасией с одной стороны золото и драгоценности, с другой — орудия пыток, и предложил выбрать между ними. К его удивлению, было выбрано вовсе не золото. Тогда Ульпиан решил осквернить чистоту своей жертвы. Но как только он прикоснулся к Анастасии, сразу ослеп. В ужасе побежал жрец к капищу, призывая своих богов, но по дороге упал и умер. Анастасия же вышла из темницы и продолжила свое служение.

Вскоре святая Анастасия была схвачена вторично и приговорена к голодной смерти. Она провела в темнице без пищи шестьдесят дней, но голод не причинил ей никакого вреда. Тогда правитель повелел утопить святую в море вместе с другими узниками. Когда корабль вышел в открытое море, воины просверлили в нем отверстия, а сами пересели в лодку. Узникам явилась святая Феодотия, которая помогала святой Анастасии и была казнена незадолго до этих событий, и повела корабль к берегу. Выйдя на сушу, чудом спасенные 120 человек уверовали во Христа и были крещены святыми Анастасией и Евтихианом — христианином, который тоже был на этом корабле. Вскоре все они были схвачены и отданы на мученическую смерть.

Святую Анастасию крестообразно растянули между четырьмя столбами над разведенным костром. Ее тело, не поврежденное огнем, некая благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду. В конце V века мощи святой Анастасии были перенесены из Сирмиума (совр. Сремска-Митровица, Сербия) в Константинополь, откуда разошлись по Европе. Реликварии с мощами святой великомученицы Анастасии также хранятся на горе Афон, в Риме, в хорватском городе Задар, в монастыре баварского города Бенедиктбоерн. Честная глава находится в монастыре Анастасии Узорешительницы в горах, недалеко от греческого города Салоники.

Церковный историк Евсевий Кесарийский основной причиной гонений Диоклетиана считал расслабленную жизнь самих христиан. За несколько десятилетий мирной жизни между гонениями у многих из них слово начало расходиться с делом, а жизнь — с верой. Обрушившаяся беда очистила Церковь от шелухи человеческих страстей и слабостей. Верность Богу, любовь друг к другу, взаимная поддержка — упоминания этих качеств можно найти на любой станице книг, описывающих это время.

Мы живём в мирное время, когда Церковь пользуется небывалой свободой. Как будет использована и чем обернется эта свобода — зависит от каждого человека, который считает себя ее членом. Ведь Церковь — это не организация, в которой все решает иерархия. Церковь — это единый богочеловеческий организм, Глава которого — Христос, а члены — все мы. В Церкви, как и в живом теле, все взаимосвязано и может существовать только в единстве целей и многообразии функций. От меня зависит, добро или зло я буду нести в мир, стану для окружающих меня людей примером или соблазном.

Для того чтобы в Церкви появились святые, подобные великомученице Анастасии Узорешительнице, не обязательно ждать гонений. Нищета, болезнь, сиротство — это не меньшая несвобода, чем тюремное заключение. Рядом с каждым из нас есть наши соотечественники, а порой и единоверцы, чьи узы мы в силах разрешить или хотя бы облегчить.

Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Рассуждать о том, могло ли не быть гонений Диоклетиана или октябрьской революции 1917 года, если бы христиане тех времен помнили о своем призвании, не стоит. Но не стоит и забывать о том, что мы сами — сотворцы своего будущего. Будем мы и наши дети жить в мире зависти и конкуренции или в мире взаимопомощи и поддержки, зависит не только от правительства и иерархии, но и от каждого из нас.

http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/04−01−2011/1 062 248-anastasia-0/

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru