Русская линия
Русская линияИгумен Кирилл (Сахаров)30.12.2010 

Отцу Александру Шаргунову — 70 лет!

Известие о том, что приближается семидесятилетний юбилей известного московского пастыря застигло врасплох. Как это может быть, чтобы о. Александру было уже 70? Разум это не вмещал, сознание отторгало. Он, конечно, не молод, но и не стар — он просто о. Александр без конкретного возраста. Впервые я его увидел в 70-е, будучи студентом светского ВУЗа. На всенощной в академическом храме в Сергиевом Посаде обратил на себя внимание аскетического вида священник, помазывавший елеем прихожан.

Батюшка был рукоположен в сан священника в 1977 году, в конце обучения в Московской духовной семинарии. За плечами у него был Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, а впереди Московская духовная академия. 14 лет прослужил он в церкви Всех Скорбящих Радости на Ордынке. Почетным настоятелем этого храма долгое время был архиепископ Киприан (Зернов). В 70−80-е годы я часто бывал на архиерейских службах в Скорбященском храме. Как сейчас перед глазами: воскресный день, перед литургией владыка стремительно выходит из своей кельи, располагавшейся под колокольней, и громко на ходу вопрошает иподьяконов: «где Александр, пришел ли Борис?» и т. д. О владыке Киприане много вспоминали на трапезе. Об этом ниже. Батюшка рассказал, что в начале его духовного пути ему попали в руки 3 иконы: Воскресения Христова, Всех Скорбящих Радости и святителя Николы. Эти святыни промыслительно осеняли его жизненный путь. С 1991 года о. Александр — настоятель московского храма свт. Николы в Пыжах. Помню этот храм до его открытия — грустное он производил впечатление, особенно осенью.

За почти двадцатилетний срок настоятельства о. Александра храм преобразился. В нем два прекрасных иконостаса в древнерусском стиле, большой образ Новомученников и Исповедников Российских, 2 мощевика со множеством частиц мощей святых угодников Божьих. Звон колоколов храма отличается особой торжественностью.

С 1989 года о. Александр преподает Священное Писание Нового Завета в Московских духовных школах. Не так давно он издал сборники своих поучений на апостольские и евангельские чтения, как в будние дни, так и в воскресные и праздничные. Батюшка является автором ряда книг и статей на актуальные церковные и церковно — общественные темы. Особое значение имеет вклад о. Александра в принятие решения о канонизации царя Николая ll и его Августейшей семьи. Батюшка составил несколько сборников с описанием чудес Царственных Мучеников, что, несомненно, повлияло на положительное соборное решение об их прославлении.

Божественную Литургию в день своего юбилея о. Александр совершал как всегда благоговейно и сосредоточено. Сослужили ему три священника, являющиеся его духовными чадами, в частности о. Владимир Переслегин из Подмосковья. О. Владимир первым поздравил батюшку по окончании Литургии. Я говорил вторым. В своем слове я отметил значимость личности и трудов о. Александра для нашей Церкви и Отечества. Его называют совестью нашей Церкви и народа. Ему абсолютно чужда всякая фальшь, лицемерие, зазнайство. Он всегда прост, скромен, покоряет своей обаятельной улыбкой. О. Александр — глашатай чистой Евангельской истины, не стесненной заданными параметрами и не искажаемой конюктурной обусловленностью церковно-общественных отношений. Внешне он говорит тихо, но его голос, свидетельствующий правду Божию, не взирая на лица, звучит громко.

Особый резонанс приобрела деятельность батюшки в качестве председателя Общественного Комитета за возрождение нравственности (выступление против кощунственной выставки в Сахаровском центре и многое другое). Здесь его голос, обличающий разврат и растление, звучит пророчески грозно. Часто о. Александр выступает на радиостанции Радонеж. Регулярно отвечает на вопросы читателей журнала «Русский дом». Достаточно услышать его голос и увидеть его фотографию и проникаешься доверием.

Много интересного было услышано на трапезе как о самом о. Александре, так и о людях с ним соприкасавшихся. В 1943 году, когда будущему о. Александру было 3 года, на Ленинградском фронте погиб его отец. Служил он в штрафбате. Пуля пронзила его в самое сердце, у которого он хранил фотографию своего маленького сына. В день и час когда убили отца, маленький Александр неутешно плакал: «папу убили!».

Как я уже говорил, на трапезе вспоминали владыку Киприана и других священнослужителей Скорбященского храма. Стиль служения архиепископа Киприана и особенно его проповеди отличались оригинальностью. Евангельские тексты он читал очень проникновенно, акцентируя голосом особо важные места. Недавно почивший староста нашего храма Владимир Никанорович Кузнецов, человек очень подвижный, эмоциональный и контактный, рассказывал как однажды, будучи в Скорбященском храме, он так заслушался проповедью владыки, что забыл все на свете. Проповедник его всецело захватил своим красноречием. Всем своим существом слушатель являл восхищение. Вдруг владыка прерывает свою проповедь и грозным голосом обрушивается на раба Божия Владимира: «как вы себя ведете?! Почему мешаете говорить, постоянно улыбаетесь?! Немедленно выйдите из храма!» Ошарашенный Владимир Никанорыч в ответ: «Владыка! Я ваш почитатель! Я очень люблю ваши проповеди!»

Вспомнили еще за трапезой как в конце 70-х в день праздника иконы Всех Скорбящих Радость (6 ноября, но новому стилю) Патриарх Пимен, поздравляя прихожан с престольным праздником, поздравил и с наступающим гражданским праздником 7 ноября. Вдруг в храме раздался громкий женский голос: «это не наш праздник!» В другой раз, в 1987 году, когда с амвона храма зачитывали послание к 70-летию «великой октябрьской» на клиросе храма громко возмущались: «превратили церковь в партийное собрание!»

О. Александр рассказал об одной провокации в отношении себя, случившейся еще в советское время. Некий самозванец, выдавая себя за священника Александра Шаргунова, произносил антисоветские речи. Сотрудники «органов», проводившие расследование, обследовали настоящего о. Александра и удостоверились, что была провокация. А выявили они это следующим образом: у провокатора были золотые коронки на зубах, чего не было у подлинного А. Шаргунова.

Еще о владыке Киприане. Он иногда рассказывал о некоем московском священнике из бывших обновленцев. Этот батюшка не пришел в храм в Пасхальную ночь на Светлую Христову заутреню. Свое отсутствие он объяснил весьма простодушно: «Меня не было в общем расписании.» Когда я это услышал, вспомнил как как-то был в гостях у одного собрата и утром не пришел на молебен. Причины были разные: и усталость и нежелание идти на молебен по усеченному уставу. Утром на недоуменный вопрос отца N.: «почему тебя не было на молебне?» так же простодушно ответил: «ну ты же меня специально не приглашал».

Состав духовенства при архиепископе Киприане был очень разнородным по многим параметрам: по росту, по комплекции, по образовательному уровню и т. д. Вспоминаю протоиереев Алексия и Бориса и протодьякона Константина. Когда умер генсек ЦК КПСС Л.И. Брежнев, во всех храмах, по согласованию с властями, должны были поминать «новопреставленного Леонида», без слов «раба Божия». На панихиде о. Алексий на возгласе произнес: «новопреставленного раба Божия Леонида». После этого запнулся и развел руками. После панихиды владыка, отчитывая его, сказал: «мало того, что вы сказали: „раба Божия“, вы еще и руками развели.» Владыка Киприан не терял чувства юмора и во время своих приступов гневливости. Достаточно было его рассмешить, как гнев угасал.

Как-то на одном богослужении произошла какая-то путаница. Владыка в Алтаре допрашивал всех с целью выявить виновного в недоразумении. Вот он обращается к протодиакону: «Хорошо. Но вот ты. Ты ведь хорошо службу знаешь. Он тебе ни к селу ни к городу подает кадило. Зачем ты его взял?» Протодиакон опасливо смотрит на архиерея и говорит: «На всякий случай.» Общий смех. Владыка смеется больше всех.

О. Борис — наш первый благочинный, запомнился как человек очень благожелательный, тактичный и снисходительный. Батюшка души не чаял в своей матушке. Он был крупным по комплекции человеком, а она была небольшого роста. Так зачастую вдвоем эта чета, напоминавшая старосадских помещиков, вместе посещала приходы благочиния. У о. Бориса были большие искушения с Марфо — Марьинской обителью. В начале 90-х, там, опираясь на общество «Память», обосновались зарубежники. Помню как о. Борис организовал крестный ход от Скорбященского храма к этой обители, а ее ворота заблокировала группа ребят крепкого телосложения в черной униформе. Встретили они нас насмешками. Разгневанный о. Борис повернул обратно, а я решил добиться хоть какого-то результата от нашего действия. С группой своих прихожан, под плотной опекой бойцов «Памяти», подошел к стенам обители с левого фланга и отслужил молебен. Вспомнил еще, как о. Борис, реагируя на наш финансовый отчет, добродушно — многозначительно сказал: «надо же как бывает: в центре Москвы, неподалеку друг от друга служат два игумена (один из них — это я, а другой — о. Сергий (Объедков), настоятель церкви свт. Николы в Голутвино). У обоих вроде бы равные стартовые возможности, а доходы у второго на порядок выше». Я был озадачен такой ситуацией и срочно стал разбираться в причинах такого положения.

Трудно пересказать все выступления и поздравления в адрес о. Александра. Завершу, пожалуй, словами одного из поздравлявших — профессора Курносова, который сказал: «главное значение деятельности о. Александра заключается в том, что он искусно увязывает вечные Евангельские истины с текущими жизненными проблемами».

Протоиерей Александр Шаргунов и игумен Кирилл (Сахаров). Декабрь 2010
Протоиерей Александр Шаргунов и игумен Кирилл (Сахаров). Декабрь 2010

http://rusk.ru/st.php?idar=45848

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика