Русская линия
Патриархия.RuПротоиерей Всеволод Чаплин31.12.2010 

Необходимо исключить любое участие государства в производстве и стимулировании абортов

Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин Протоиерей Всеволод Чаплиннаправил ответы авторам ряда писем, посвященных проблеме абортов.

На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступают коллективные и индивидуальные обращения, в которых выражается обеспокоенность массовым совершением абортов.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: „Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои“ (Пс. 138: 13, 15−16). <…> „Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя“ (Иер. 1: 5−6), — сказал Господь пророку Иеремии. „Не убивай ребенка, причиняя выкидыш“, — это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в „Учении двенадцати апостолов“, одном из древнейших памятников христианской письменности. „Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь“, — писал апологет II века Афинагор. „Тот, кто будет человеком, уже человек“, — утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. „Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы“, — сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91-м правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: „У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного“. Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт „худшими, нежели убийцы“» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII. 2).

Искренняя и верная любовь, полнокровная семья, заботливое родительство, счастливое детство несут человеку подлинное счастье и полноту бытия. Однако, к сожалению, народы, прошедшие сначала через государственное безбожие, а затем через нравственную растерянность, до сих пор переживают кризис семьи. Первыми жертвами этого кризиса становятся дети. Все чаще потенциальные родители видят в них не источник радости и любви, а досадную помеху в достижении эгоистических целей. В итоге новой жизни попросту не дают появиться на свет.

В России и других странах СНГ производятся миллионы абортов. Существуют также иные формы прерывания беременности, которые, не будучи хирургическим вмешательством, по сути направлены на убийство плода во чреве матери.

Истоки этой ужасающей ситуации находятся в недавнем прошлом. Именно в послереволюционной России впервые в мире были разрешены аборты. Это решение, преподнесенное как торжество свободы, якобы принесшее женщинам возможность выбора жизненного пути, на деле лишило их права на полноценную семью и на данную Богом радость материнства.
В результате порочной практики детоубийства народы понесли огромные потери. Количество нерожденных детей, ставших за это время жертвами абортов, много больше, чем число солдат, погибших во всех войнах ХХ века. И ныне мы не сможем говорить о возрождении народа, если не изменится отношение общества к аборту. Он не должен восприниматься как ничего не значащая «врачебная» процедура. Опасной тенденцией является и подмена понятий, при которой в зародыше человека, именуемом безличным словом «плод» или даже циничным термином «продукт зачатия», отказываются видеть живую и уже существующую личность. Отказ в праве на рождение не может рассматриваться иначе как смертоносное насилие. Ответственность за этот грех тяжким бременем ложится на совесть не только несостоявшейся матери, но и тех, кто, будучи рядом, не удержал ее от этого шага или потворствовал ему.

Помня об этом, можно считать справедливыми инициативы, направленные на исключение любого участия государства в производстве и стимулировании абортов. На их производство не должны тратиться средства налогоплательщиков. В медицинских учреждениях не следует вести их пропаганду. Любой человек, особенно медик, должен иметь право не участвовать в совершении аборта. Врачи и медперсонал, получающие государственную зарплату, не должны подталкивать будущих матерей к аборту, особенно исходя из соображений возраста, социального или материального положения. В тех случаях, когда есть угроза жизни или здоровью матери, ее необходимо доказать и проверить мнением нескольких врачей.

Самое же главное — люди должны знать, какую трагедию представляет собой аборт и какую угрозу для телесного и душевного здоровья он несет. Нужно, чтобы правду об аборте широко говорили СМИ, культура, социальная реклама, педагоги, психологи, священнослужители, сами женщины, решившиеся убить нерожденного младенца и раскаивающиеся в этом. Убежден: если так будет, аборт станет в нашем обществе немыслимым и неприемлемым.

Безусловно осуждая тех, кто по доброй воле отказывает детям в праве на жизнь, нужно помнить, что зачастую женщины идут на аборт вследствие крайней нужды. Этот факт требует от государства и общества выработки действенных мер по защите материнства, в том числе экономических. Следует поставить вопрос и о гарантиях заботы общества о «нежеланных» будущих детях, которых женщина боится рожать из-за страха перед бедностью и неустроенностью жизни.

Вместе с тем попытки преодолеть демографический кризис только экономическими мерами заведомо обречены на провал. Любые подобные меры не будут эффективными, если они не связаны с изменением духовного и нравственного состояния общества, с формированием отношения к материнству и отцовству как величайшему и бесценному дару. Призываю вас помнить об этом, чтобы мы не стали народом, уходящим со сцены истории.

Господь да благословит отцов и матерей, их чад и внуков. Ибо Он пришел в мир, чтобы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10).
http://www.patriarchia.ru/db/text/1 374 973.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru