Радонеж | Сергей Худиев | 31.12.2010 |
Завершается 2010 год, и вместе с ним завершаются нулевые года XXI века; мы можем обернуться на прошедший год, на прошедшее десятилетие и подумать о том, какое место оно занимает в истории. Все мы — верующие или неверующие — живем в цивилизации, сформированной христианством и христианским взглядом на время. Для язычников время было цикличным — они вписывали свою жизнь как бы в серию вращающихся колес, когда смена дня и ночи, лета и зимы, служили образцом для более длительных циклов — как каждый год возвращается зима, так при обороте многолетнего колеса возвращается и все остальное. Греки и индусы, тибетцы и майя верили в бесконечные циклы, в конце каждого из которых пришедший в упадок мир погибает и все начинается сначала. Индуисты верят в четырехчастные циклы, каждый из которых завершается кали-югой — временем морального и физического разложения, за которым следует очередное крушение. Один из символов Буддизма — колесо сансары, бесконечное, бессмысленное и мучительное циклическое перемещение существ, пойманных в ловушку иллюзий, освобождение из которой мыслится как «угасание», «нирвана». Совсем, по историческим меркам, недавно, немецкий мыслитель Фридрих Ницше развивал ту же доктрину «Вечного возвращения»: «Медлительный паук, ползущий к лунному свету, и этот лунный свет, и мы с тобой, беседующие у дверей, беседующие о вечном, — разве мы все уже не совпадали в прошлом? И разве не пройдем снова долгий путь, долгий трепетный путь, и разве нам не идти по нему целую вечность?».
В наше время некоторые космологи рисуют картину циклической вселенной — Большой Взрыв сменяется Большим Схлопом, в промежутке проходят миллиарды лет, за которые сама собой возникает жизнь, потом разум, мыслящие существа, которые ищут знания, истины, веры, надежды — чтобы потом навеки изчезнуть без следа.
Наша вера предлагает совершенно иную картину мира, нежели все эти древние и современные формы язычества. Мироздание не есть бессмысленное мельтешение атомов и бесцельное кружение эпох. Оно есть творение, «поэма» если использовать греческое слово. Вселенная вызвана к бытию личностным, всемогущим и нравственно благим Богом, с осознанными и исполненными любви целями. Церковь верит в Бога не только как Творца, но и Промыслителя — Господа человеческой истории, Который направляет ее известными Ему путями к определенным Им целям.
Верующий воспринимает историю не как бессмысленное круговращение, но как путь, как драму, которая разворачивается от истинного начала к истинному концу, от Творения и Падения к Искуплению и дальше — к Второму и Славному Христову Пришествию, Воскресению Мертвых и последнему Суду, после которого настанет жизнь будущего века. Поэтому мы смотрим на прошедшие годы, пытаясь понять их место в истории спасения, в замысле Бога о о мире и особенно о нашей стране.
В эти годы влияние Православной Церкви на общество постепенно росло; медленно, но верно, трудами самих разных людей, и знаменитых, и почти никому не известных, Церковь возвращалась в жизнь нашей страны. У кого-то это вызвало (и вызывает) раздражение, кто-то хотел бы, что наше общество и дальше оставалось духовно опустошенным и обескровленным, отрезанным от своего собственного духовного наследия. Понять мотивы таких людей бывает сложно — в ком-то, возможно, срабатывают рефлексы, выработанные еще советским атеистическим воспитанием, кто-то также рефлекторно враждебно относится вообще ко всему, связанному с «этой страной», ее историей и культурой.
Однако возвращение Церкви в общественную жизнь — это процесс неизбежный. В этом году мы пережили небывалую жару и лесные пожары, когда столица — и не только столица — была затянута густым дымом. Наиболее эффективным институтом гражданского общества, который сразу пришел на помощь погорельцам, оказалась Церковь, и особенно важно, что в работе, организованной Церковью, приняло участие множество людей, которые до той поры вовсе не были воцерковленными. Природные бедствия, при всех тех разрушениях, которые они причинили, позволили многим людям почувствовать себя народом, согражданами, готовыми прийти на помощь друг другу. Год завершился общественными волнениями, вызванными, прежде всего, неэффективностью государства в преследовании преступников, коррупцией, глубоко поразившей наше государство. Но там, где другие люди видят причину для уныния или озлобленности, православные христиане обращаются к Богу, ища Его руководства: «что повелишь нам делать, Господи?» Мы не оказались в этом времени случайно — мы посланы сюда Божиим промыслом, для того, чтобы творить волю Божию. Именно эту волю мы и призваны искать, именно ей руководствоваться.
Для многих, увы, новогодняя ночь — это время обжорства и пьянства, которое иногда кончается трагически, тяжелым алкогольным отравлением или даже смертью. Люди благочестивые встретят Новый Год по другому — умеренной трапезой и смиренной молитвой о Божием водительстве и Божием благословении в наступающем году. Путь же Господь даст нам оставить в старом году все, что мы делали неправильно, и начать Новый Год с обновленным стремлением служить Ему.