Радонеж | Алексей Харитонов | 27.12.2010 |
Западные христиане отмечают Рождество Христово; кто-то поднимает вопрос о календарях и привычно спрашивает, почему мы празднуем Рождество по другому календарю, на две недели позже; но хотелось бы рассмотреть другой вопрос — что это праздник означает в мире, который ведет свой отчет с Рождения Спасителя. Действительно, все — христиане и атеисты, иудеи и агностики, а теперь, в значительной степени (побочный эффект глобализации) буддисты, конфуцианцы и все остальные — живут по календарю, который отсчитывает годы от Рождества Христова, и делит историю человечества на две части — «до Рождества Христова» и «нашу Эру».
Поэтому бывает очень интересно посмотреть, как годовщина этого основополагающего события человеческой цивилизации отмечается сейчас. Иногда говорят — и у нас, и на самом Западе — что Рождество утратило свое духовный смысл, превратившись просто во время беготни по магазинам, которые пользуются случаем провести распродажи, а также всяческой неумеренности в пище и питии. Это отчасти верно; но Рождество сохраняет и свое религиозное значение — по данным опросов, многие еще воспринимают его именно как религиозный праздник.
Но самый ясный знак того, что Рождество еще служит свидетельством о Христе, является поведение противников Христианства — воинствующих исламистов и секуляристов. Хотя эти две группы и непримиримо враждебны по отношению друг ко другу, они оказываются в странном союзе, когда речь идет о Рождестве. В США, в Нью-Джерси местные атеисты оплатили рекламный щит с традиционной рождественской картинкой, изображающей Волхвов, приходящих поклониться Младенцу, и подписью — «Вы знаете, что это — миф! В этом сезоне, прославляйте Разум!» Известный атеистический публицист Ричард Докинз на самое Рождество выступил со статьей, где повторил стандартный набор нападок на христианское учение о Падении и Искуплении, Нью-Йорк Таймс поместила благожелательную рецензию на книгу, разъясняющую, насколько со всех сторон бессмысленно празднование Рождества.
Европейский Союз выпустил школьные дневники, в которых упоминаются исламские, индуистские и китайские религиозные праздники, но решительно игнорируется Рождество. Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини — к немалой его чести — назвал это «неприличным» и «оскорбительным для христиан».
Тем временем люди, казалось бы, противоположных идеологических позиций — воинствующие исламисты, выступают против Рождества единым фронтом с секуляристами. Радикальный исламский проповедник Омар Бакри, некоторое время назад изгнанный из Британии, заявил, что Рождество должно быть «полностью запрещено», британская группа радикальных исламистов выпустила листовки под названием «Рождество — это зло», где увязывает празднование Рождества с такими пороками, как пьянство и разврат, и уверяет, что только Ислам может спасти обществе от таких бед.
Все это вызвать улыбку, но в самом исламском мире положение христиан в эти праздничные дни трагично — иракским христианам пришлось отказаться от проведения рождественских служб из опасения за жизнь прихожан. Впрочем, около сорока верующих все же решились собраться на службу в багдадской церкви Святого Иосифа. На Филиппинах исламисты взорвали бомбу в церкви прямо во время рождественской службы; священник и пятеро прихожан получили ранения. В Нигерии в результате серии взрывов, устроенных в Рождественский Сочельник, было убито по крайне мере 38 человек.
Такая неукротимая враждебность по отношению к празднику, который даже у неверующих людей ассоциируется с «миром на земле», враждебность, которая объединяет таких разных людей, как воинствующие атеисты вроде Докинза и воинствующие исламисты вроде Омара Бакри, не может не вызывать глубокого огорчения. Но это — определенное свидетельство; Рождество — это не время выпивки и закуски; это время духовной битвы, и во многих странах мира люди рискуют жизнями, чтобы собраться в церковь и прославить новорожденного Богомладенца.