Русская линия
Русская линия02.02.2004 

Нам не прожить без Бога в сердце и без Царя в голове
Что изменилось в России и Церкви после того, как Царь и его Семья были прославлены? — свидетельства читателей

На протяжении ряда лет «Русская линия» верна царской теме. И до прославления Царственных Страстотерпцев и после этого великого и радостного события у нас появлялись материалы, освещающие эту тему. Горячие споры накануне Архиерейского собора 2000 года, принявшего решение по этому вопросу, сменились скептицизмом с одной стороны и некоторой растерянностью с другой — а действительно, зачем нужно было так уж настойчиво стремиться к этому прославлению" Что же переменилось в стране в целом и Церкви после того, как Царь и его Семья были прославлены" С этим вопросом обозревательница «Русской линии» Л. Ильюнина обратилась к протоирею Александру Захарову в недавно опубликованном у нас интервью. Материал вызвал живые отклики читателей, которые мы решились опубликовать. Приглашаем наших читателей к дальнейшему разговору.


Надо жить в двух мирах — в России и за рубежом — чтобы увидеть силу молитвы Царя
Юлия Вознесенская, православная писательница

Сегодня прочла интервью с о. Александром, и очень мне захотелось написать маленький комментарий.
Как это ничего не изменилось после прославления царственных мучеников" Да ведь тут прямая линия идет, ее только увидеть надо: РПЦЗ первая прославляет Государя и иже с ним убиенных, а также и всех новомучеников российских, — и в России назревает, а потом и свершается падение коммунизма. Вы только вспомните, какое разложение власти началось сразу вслед за прославлением, недаром это время называют «застоем». И вот Россия свободна от большевистской скверны, и вот начинается ее духовное возрождение. А после прославления Царственных Мучеников Церковью в России, сразу же начинается еще один процесс — воссоединение Русской Православной Церкви на родине и за рубежом. Не все в России знают, что владыка Марк Германский уже в 2000-м году подвергался гонениям тогдашнего церковного начальства РПЦЗ именно за то, что ратовал за объединение, его даже из состава Синода выводили. И вот теперь идет уже подготовка к объединению. Кто-то скажет, что это — мелочь: ну, подумаешь, зарубежники войдут в МП, у МП, мол, и так существуют приходы за рубежом. Да нет, не так будет, а будет зарубежное митрополичье управление. Но будет и другое, самое важное — будет Русская Православная Церковь с центром в Москве, раскинувшая свои сети для «уловления человеков» по всему миру, от Аляски и Камчатки до Австралии и Новой Зеландии. Такая церковь будет сильна своей органической связью с Россией — поддержка всего русского народа, постоянный приток свежих сил в зарубежные приходы и монастыри, — а также опытом жизни среди других народов мира, приобретенным за годы изгнания РПЦЗ. Конец известен — и будет Евангелие проповедано во всем мире в его полноте — т. е. православно проповедано. А начало — прославление царственных мучеников в России. Наверное, надо жить в двух мирах, чтобы это увидеть, — ну вот я и увидела.
Берлин — Санкт-Петербург


Возврат к монархическому сознанию
Инокиня Леонида (Сафонова) насельница Покрово-Тервенического монастыря

Канонизация Царя совершила и совершает переворот в мировоззрении русского человека и, можно сказать, что произошло величайшее событие — сокрушена неправда, которая на протяжении 80-летия угнетала умы. Из книги в книгу, из учебника в учебник переходила ложь о «Николае кровавом» и «проклятом царском режиме». К сожалению, многие пожилые нецерковные люди остаются на позициях старых школьных учебников, но верится, что и их коснется молитвенное заступничество Царя перед Престолом Божиим. А молодое поколение уже начинает прозревать.

Сокрушение исторической лжи вокруг Государя Николая Александровича подталкивает к пересмотру русской истории в целом. И это важно для того, чтобы вернуть народу самосознание, достоинство и веру.

После канонизации все больше стало появляться статей и высказываний о пересмотре государственного строя и о признании монархии единственно приемлемым строем для России. Сама чехарда с Думами, имевшая место в начале 20 века и продолжающаяся в наше время, показывает, что эта система правления — не для нас.

Таким образом, народ начинает постепенно возвращаться к монархическому сознанию.

Проявлением этого поворота, а так же выражением покаянного чувства по отношению к Царственным Страстотерпцам является строительство многочисленных храмов и часовен в их честь. А крестные ходы по России и Украине с иконами Царя и Царской Семьи из самых удаленных уголков страны: Екатеринбурга, Благовещенска, Курска, Чукотки — это ли не покаяние, которое, верится, приведет к духовному просветлению нашей страны.

В 90-е годы в России путем предательства, подкупа и обмана воцарилась воровская олигархия. Ее идеологией стали ложь, презрение к трудовому народу и русофобия.

Рассеять весь этот мрак над Россией в состоянии только Бог. И, верится, что именно заступничеством Царственных Страстотерпцев произошло то, на что уже и надеяться престали — пошатнулась власть олигархов и тех, кто их поддерживал на государственном уровне и начался процесс очищения.

События последних лет России свидетельствуют, что Богом мы не оставлены и Царь незримо наблюдает над ее судьбами и молит о том, чтобы народ был спасен.


Изменилось ли что-нибудь в нашей жизни после прославления Царской Семьи"
Василик В.В., доцент кафедры Истории славянских и балканских стран исторический факультет СПБ Гос. Университета, преподаватель СПБ дух. Академии

На мой взгляд, многое изменилось к лучшему после прославления Царской Семьи в августе 2000 года.

1. Во-первых, ее канонизация открыла дорогу к канонизации сотен новомучеников и исповедников Российских. Конечно, они прославлялись и ранее, но в небольшом числе. И в народном, и в церковном сознании их канонизация как собора была увязана с прославлением Царской Семьи, которая занимает в нем особое место и по времени страдания, и по ее значению в духовной жизни императорской и постреволюционной России. Новомученики и исповедники Российские — главное духовное сокровище современной России и в каком-то смысле — гарантия самого ее существования.

2. Канонизация Царской Семьи предотвратила готовый начаться раскол на почве почитания как Царя, так и царской власти вообще. Решения и формулировки священноначалия в этой сфере характеризовались должной вдумчивостью, осторожностью и равновесностью и удовлетворили церковную полноту (может быть за исключением некоторых политизированных маргиналов).

Канонизация св. царя Николая II как страстотерпца явилась данью его глубокого почитания, поставляя его в ряд таких великих святых как «страстотерпец и целитель Пантелеимон», св. Борис и Глеб и, одновременно явилась опровержением ереси о царе-искупителе, несовместимой с христианским учением о искуплении и спасении.

3. Прославление Царской Семьи открыло дорогу для переговоров с Русской Зарубежной Церковью и примирению с ней, при этом из плоскости политической оно перевело переговорный процесс в подлинно духовное измерение.

4. Молитвенное предстательство русских святых, новомучеников и исповедников Российских и, конечно, Царской Семьи способствовало предотвращению распада России, выходу как минимум из четырех серьезных кризисов — август 2003 (гибель подводной лодки «Курск» и возможность ядерной войны), сентябрь 2003 (провокация со взрывами небоскребов и возможность новой войны в Афганистане для России), октябрь 2003 г. (захват заложников в Москве), март 2003 г. (война в Ираке). В свете серьезности международных угроз и слабости России самое ее существование можно относить за счет милости Божией и молитв новомучеников и Царской Семьи.

5. Прошедшие годы явились временем сосредоточения России, укрепления в ней власти, которая, несмотря на все свои грехи и преступления имеет для России промыслительное значение (см. Послание к Римлянам, гл. 13). В области демографической уменьшилось количество абортов, увеличилось число рождений. Русский народ понемногу возвращается к ценностям семьи и Церкви. По данным статистических опросов около 60% населения Российской Федерации в той или иной степени отождествляет себя с Православием.

Пусть на факультативной основе, но удалось провести преподавание православной культуры в школах. С 2000 по 2003 год было открыто или построено две тысячи храмов. Серьезные перемены к лучшему (в отношении к православным ценностям, к патриотизму) наметились в общественном сознании, что показали последние выборы, когда народ отказал в доверии как коммунистам, так и либералам, отвергнув, таким образом, как коммунистический, так и западный путь и показав, что он ищет третий путь — русский.


Образ кротости, смирения и любви
К. Адамсон автор-исполнитель песен, фотограф

Прочел интервью с иереем Александром Захаровым, и захотелось сделать некоторое дополнение к тому, что было в нем сказано относительно народного почитания Царской Семьи.

Опыт прихода к почитанию Царственных Мучеников у каждого человека свой, так же как опыт обретения веры. Это Божий дар.

А почитание Царя-батюшки это дар особый. Действительно заставить сердечно почитать того или иного святого никакое официальное прославление не может. Но я знаю множество людей, которые стали почитать Царственных Мучеников и до официального прославления и после него именно потому, что их сердца коснулась благодать веры. Мы делились духовным опытом друг с другом. И, оказалось, что у всех был один и тот же толчок к почитанию Государя.

Еще до того, как появились первые публикации — статьи и книги, всю душу перевернул образ, запечатленный на фотографиях. По себе могу сказать, что когда я увидел эти глаза, я сказал сам себе: «Какой родной человек». Мне показалось, что я уже видел эти глаза, знал когда-то этого человека и любил его. Тоже чувство я пережил потом, глядя на портреты Государыни и Царских Детей. Потрясал законченный образ совершенства.

А потом одна за другой стали появляться книги, которые только укрепили полученный первоначально заряд любви к Царственным Мученикам.

Сейчас же, слава Богу, количество изданий, посвященных нашим молитвенникам, все возрастает. Их фотопортреты, скопированные из архивных фондов, размножены большими тиражами. Даже это противостоит той пошлости, которую обрушивают на русский народ. Русские люди получили зримый образ духовного совершенства, при чем для разных возрастов — в лице Государя и Государыни и Детей.

Сразу трудно смотреть на солнце и вера и любовь постепенно приходит в сердце.

Это же касается покаяния. Кто-то говорит, что русский народ не покаялся. Но покаяние — это тоже Божий дар. Господь помогает людям увидеть свои грехи.

И достаточно только взглянуть на лики Царственных Мучеников, как сразу вспоминаешь какая великая цена у той крови, которую они пролили. И это вызывает покаяние и удерживает от греха. На их лицах запечатлен отблеск того мученического подвига, который они совершили для каждого из нас.

И я уверен, что Царь до сих пор выполняет роль «удерживающего», — по его молитвам Россия избавлена от многих бед, которые могли бы произойти.

Мы не можем это доказать научно, но с этим чувством живут многие почитатели Государя. Он молится за Россию пред Престолом Божиим и отводит своими молитвами от нас те наказания, которых мы заслуживаем по своим грехам.


Кончился период безотцовщины
Наталья Хмелева, гид-переводчик

То, что произошло летом 2000 года, стало завершением долгого процесса, начавшегося почти сразу после революции. Только потеряв Царя, русские люди стали осознавать, чего они лишились. Первыми своё сиротство осознали вынужденные эмигранты, вместе с Царем лишившиеся и Родины. Большинство из них до революции монархистами не были, даже участники Белого движения в основном были настроены демократически. И только после потери Царя, после Гражданской войны, белоэмигранты в массе своей становятся монархистами.

Но и в самой советской России, получив вместо Государя председателя ВЦИК, люди вспомнили, а как при «Царе-батюшке» было и затосковали. Это внешне все жили под барабанный коммунистический бой, а совсем другое — «разговоры на кухне с женой», — внутренняя настроенность у большинства людей была совсем не коммунистическая.

Из-за в конце концов сравнительно безболезненно в России прекратила свое существование советская власть. А потом наступил период пустоты. Особенно это чувствовало наше, среднее поколение верующих. Дедушки с бабушками у нас были царскими, родители — советскими, а мы — ничьи. И вот, после прославления Царственных мучеников мы почувствовали почву под ногами. У нас теперь есть Царь.

Кроме того, канонизация придала так сказать законность, легитимность тем чувствам почитания Государя, которые были у верующих и до нее. Прежде мы себя чувствовали как бы диссидентами в Церкви, и, наконец, нас признали «своими», мы все объединились.

Теперь мы уже успели привыкнуть к тому, что Царь прославлен. А вот, если представить себе, что прославление не состоялась, так тоскливо становится на душе. И вот тогда-то и приходит ответ на вопрос: а что же изменилось после прославления Царственных мучеников.

Кончился период безотцовщины — мы все обрели отца. Ведь Царь — отец своего народа. И у нас есть теперь святой отец. Каждый прославленный святой исполняет ему вверенное служение, то, которое обычно продолжает накопленный им земной опыт. К прославленным целителям, чудотворцам, апостолам, блаженным люди, как и при их земной жизни, продолжаются обращаться все с теми же просьбами об исцелении, о чудесной помощи в разрешении каких-либо житейских трудностей, о просвещении неверующих и заблудших, отдельно просят о детях, о пьющих супругах, о проблемах на работе, о помощи в учебе. Спроси в храме: «Кому за это или за то помолиться»" И тебе скажут: «Ну, это к Ксеньюшке, а за этим Пантелеимону Целителю, ну, и конечно Николай Чудотворец».

А вот Царь не имеет такой «специализации» (и говорим мы это всерьез, без всякой насмешки над народным благочестием), он и так видит и слышит все, он печалуется за Русь, он — отец народа.

И потому, если прежде нас снедало беспокойство за завтрашний день, потому что это состояние всякого сироты, то теперь мы чувствуем, часто не давая себе в этом отчета, что мы присмотрены, мы защищены.

А, если и плохое что и случается, то это будет отцовским наказанием, нам полезным уроком.


Во втором номере журнала «Огонёк» за этот год помещено большое интервью известного вульгаризатора русской истории Э.Радзинского. Любопытно, что даже и этот кощунник ощутил присутствие Чуда Божьего в том, что 90-е годы прошлого века обошлись для России без масштабных и кровавых потрясений, и связывает это с именем святого Царя Николая. Радзинский пытается оправдаться в своем кощунстве (свою книгу о Царе-Мученике он назвал «Господи, спаси и усмири Россию», подло переиначив слова из дневника Царя «Господи, спаси и умири Россию»), но в этих неискренних оправданиях только усугубляет свою вину клеветника.
Тем не менее, и Радзинский, пусть и вынуждено и своеобразно, свидетельствует о значении прославления Царственных Мучеников для судеб России.

«Господи, спаси и умири Россию»
Эдвард Радзинский, историк, публицист

По всему ходу российской истории в девяностом — девяносто первом году мы были обречены на гражданскую войну. Типологическая ситуация была неотличима от двадцатого года. Кровь была очень близко, так близко, что я старался ее заклясть всеми силами — специально вынес на обложку книги о Царской семье слова: «Господи, спаси и усмири Россию», хотя в тексте-то у меня везде «умири», как оно и было на самом деле у него (Государя Николая II) записано! Иностранцу не объяснишь разницу между этими словами, она — в одной букве…

В одном храме даже есть икона — вот у меня фотография — где Царь-Мученик изображен со свитком, на котором начертаны эти самые слова.

Россия была готова к очередному кровопусканию, масштабы которого описать невозможно: все республики и многие автономии были уверены, что для полного благоденствия достаточно будет отделиться, сбросить российское иго — и настанет счастье. Господи, но я же занимался Сталиным! Я знал, что он выстроил советскую экономику с учетом главного требования — сделать невозможно декларированное право на самоопределение. Он понимал, что без этого империя рухнет, а «либеральная империя» — этот термин ведь не сейчас придумали — немыслима, это бред, фарс, глупость! И я знал, что все так опутаны, так прикованы друг к другу, что развал Союза не обойдется без большой войны. Молодые активные мальчики по окраинам империи были к этому совершенно готовы… Но не произошло. Чудом, природа которого мне и сейчас не вполне ясна…

http://rusk.ru/st.php?idar=4565

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика