Вера-Эском | Евгений Суворов | 21.12.2010 |
Святая Лавра преподобного Сергия. Подходишь к ней, пересекаешь вымощенную камнем Красногорскую площадь с памятником игумену земли Русской — и душа сама собой настраивается на прошлые века. Историю начинаешь ощущать, можно сказать, своими ногами. Около главного входа — обилие голубей, они десятками, сотнями сидят на карнизах вокруг надвратной иконы Пресвятой Троицы. Очень добрый знак, ведь голубь — символ Святого Духа. Когда проходишь крепостную стену и надвратный храм Иоанна Предтечи, то по обеим сторонам внутри главного входа тебя встречают большие житийные картины преподобного, напоминающие о его подвигах. Но больше всего начинаешь ощущать время, в которое жил святой Сергий, непосредственно около его мощей, когда стоишь на службах в полумраке Троицкого собора. Собор возведён на месте игуменской кельи Сергия Радонежского, где ему при жизни являлась Пресвятая Богородица. Сам дух, который витает под сводами Троицкого собора, заставляет встрепенуться каждого, кто переступает его порог и подходит на поклонение к святым мощам.
Мне приходилось не раз видеть, как люди, впервые приехавшие в Лавру, отходя от мощей преподобного Сергия, потом ещё долго — часами — стояли около колонны вблизи раки, замерев в благодарном молитвенном трепете, со слезами на глазах. И я пять дней, что мы были в Сергиевом Посаде, так же часами стоял около раки преподобного, соприкасаясь душой с невидимым миром Небесных сил. Находясь здесь, я воочию убедился, что преподобный всё видит и слышит и тут же спешит на помощь. Записки здесь подаются многими тысячами каждый день, и все они читаются. И в наше время небесный игумен собрал вокруг себя ревностных церковнослужителей, которые с достоинством несут это своё послушание. Ну, а если не справляются, то сам преподобный тут же возлагает это послушание на других.
Мне пришлось стать свидетелем такого случая. Надо сказать, что записки в Троицком соборе всеми приходящими подаются непосредственно монаху, стоящему около раки, который их тут же и вычитывает, над мощами. Об этом предупреждают объявления на входе. Как-то монах, вычитывая записки, обнаружил, что их накопилось слишком много — целая гора, которая притом продолжала расти. И тут он возроптал: «Всё несут и несут, всё пишут и пишут, словно статьи в газету. Когда же я всё это успею вычитать?!» Действительно, некоторые записки были похожи больше на древние верительные грамоты — в метр длиной. Едва он это сказал, как тут же за его спиной появился другой монах и попросил благословения помочь. Встав рядом, он случайно прихватил на свой аналой почти всю кипу записок, так что возроптавший монах остался без послушания. Простояв так несколько минут, он, видимо, понял, что таким образом его обличил сам преподобный. Теперь уже он стал просить у своего добровольного помощника половину записок, которые принялся читать с нескрываемым усердием и безо всякого ропота.
О скорой помощи преподобного в самых различных житейских нуждах могут, наверное, рассказать не только насельники лавры, но и паломники, кто хотя бы раз обращался к нему с молитвенной просьбой. И мне довелось услышать о таких случаях, когда по молитвам преподобного Сергия Радонежского люди исцелялись от различных болезней, неуспевающие ученики начинали хорошо учиться, паломники, оказавшиеся без денег, получали необходимую сумму на дорогу. Чуткая верующая душа улавливает связь с небесным миром в самых обычных явлениях нашей жизни. Но и для окаменевших в неверии людей Господь являет такие знамения, после которых уже нельзя отрицать существование невидимого мира духовных сущностей.
О таком случае мне рассказали насельники Лавры. Как-то два семинариста, прогуливаясь летним вечером вдоль восточной стены обители, с внешней её стороны, шли по тротуару от памятника преподобному ко главному входу. Вдруг они заметили над одним из частных домов в городе, на противоположной стороне речки, необычное явление: на крышу дома с неба спустились ангелы и бесы и начали бороться между собой. Наконец ангелы победили, бесы пропали. Через некоторое время не стало видно и ангелов, потом они вновь появились, но их стало на одного больше, и уже все вместе они начали возноситься на небо. Всё происходящее учащиеся семинарии записали на мобильный телефон, и когда рассказали об этом случае своему духовнику, тот попросил их сходить в этот дом и проверить, что там случилось. Оказалось, что в этом доме умерла одна благочестивая старушка. Семинаристы увидели как раз тот момент, когда ангелы прилетели забирать её душу.
* * *
Многие столетия Троице-Сергиева лавра, являясь духовным центром православия, не только распространяет свет Христовой истины по всему миру, но и сама собирает под своими стенами монахов со всех уголков земли.
Паломники из Республики Коми, приезжающие на поклонение мощам преподобного Сергия, обязательно найдут время, чтобы встретиться и поговорить со своим земляком, уроженцем села Ижма отцом Валерианом. 2 февраля батюшке исполняется 80 лет. Он из того поколения, кто ещё помнит войну, послевоенную разруху, то, как закрывались храмы в Коми. Этой весной отец Валериан пережил инсульт и последнее время трудится на послушании в Успенском соборе, принимая записки и раздавая просфоры. Я встретил его, седого как лунь, перед вечерней службой. Расспросив, как обстоят дела на родине, он рассказал немного и о себе.
Будучи убеждённым коммунистом, к Богу пришёл уже в зрелом возрасте, и во многом благодаря беседам с отцом Кириллом (Павловым). По взаимному согласию и сам он, и его жена и дочь решили посвятить жизнь Богу и вступить на монашеский путь. Супруга и дочка сейчас монахини в одном из воронежских монастырей. А о. Валериан по благословению своего духовника отца Кирилла в 59 лет поступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. Когда батюшка вспоминает об этом судьбоносном моменте, то не может сдержать слёз, потому что душа его нашла здесь то, что искала всю жизнь. В святой обители он стал нести различные послушания, постоянно молиться и под окормлением опытного духовника возрастал духовно. Через десять лет, почти в 70-летнем возрасте, был пострижен в монахи. Его жизнь на протяжении последних 20 лет — у мощей преподобного Сергия, в согласии с Богом, в атмосфере братской любви — по сравнению с жизнью в миру кажется ему райской. Особенно это проявляется во время болезни, когда все начинают молиться за болящего и постоянно навещают его в больнице. После инсульта отец Валериан быстро поправился, и сейчас по его виду даже не скажешь, что он пережил. Проходя мимо нас, молодые иеромонахи и игумены первые подходили под благословение к о. Валериану, который является простым монахом. И это, как я заметил, не показное смирение, а настоящее почитание, проявление любви и уважения к своему старшему собрату.
* * *
С другим лаврским насельником, уроженцем села Пажга Геннадием Черныхом, меня познакомила жительница Посада Александра Васильевна Исакова (о ней читайте в статье На берегу земляничных озёр, «Вера», № 616). 40-летний инок с шевелюрой жгуче-чёрных волос и окладистой бородой словно сошёл со страниц сказок и древнерусских былин.
Мы пришли к нему в гости в храм св. Пантелеимона Целителя, который расположен на самой окраине Сергиева Посада и является лаврским подворьем. Деревянный храм построен совсем недавно, и Геннадий, как строитель и помощник настоятеля во всех хозяйственных вопросах, принимал в этом самое активное участие. Прямо под алтарём, в уютно обустроенном подвальном помещении, он и живёт.
Геннадию с раннего детства пришлось мыкать горе. Мама умерла в возрасте 45 лет, оставив 11 детей сиротами. Младшему было год и семь месяцев, а остальные — почти все погодки. Отец работал лесником и такую ораву потянуть не смог. Младших, в том числе и Гену, отдал на воспитание в детдом. Но, несмотря на трудности, все выросли, выучились, разлетелись по стране. Каждый год собираются все вместе на родине, где у Геннадия остался собственноручно построенный дом.
- А сюда каким образом тебя судьба занесла? — спрашиваю земляка, рассматривая его келью, всю уставленную иконами.
- Когда мне исполнилось 32 года, я собрался из Пажги пешочком пойти в Киево-Печерскую лавру, — начинает рассказ Геннадий. — А как раз в это время к нам приехала землячка из Сергиева Посада — Еремеева Мария Никитична, и она предложила мне поехать с ней к преподобному Сергию. Остановился я у неё в домике, пожил месяц. В Лавру постоянно ходил на службы. Ездил по монастырям и скитам, по церквям местным. И мне так здесь понравилось, что решил остаться навсегда. Приехал домой, уволился с работы (а работал я столяром в садике) — и вернулся сюда. У священника Пятницкого подворья, где мне благословили подвизаться, отца Сергия Цебрука было ещё послушание окормлять районную больницу — там большинство пациентов и врачей люди верующие. И вот он взялся за строительство нового больничного храма, а я решил ему помогать… По предложению главврача за пять лет мы возвели эту церковь. Наш храм считается самым красивым в Сергиевом Посаде по своей архитектуре. Таких всего четыре в России!..
- А строителей откуда приглашали? — интересуюсь.
- Вся Россия, можно сказать, строила: из Чувашии приезжали, из Иваново, местные помогали… А лес — наш, архангельский, из-под Каргополя. Он более качественный, чем местный. Века простоит… На праздники и по воскресным дням храм переполнен: по 200 и более человек стоит. У нас хороший хор, поют лаврские.
- А батюшке помогаешь на службах?
- Раньше пономарил, на клиросе пел. А сейчас не пою, разочаровался в своих способностях: ни голоса, ни слуха нет.
- Это Гена лукавит, — смеётся Александра Васильевна. — На самом деле у него и голос, и слух есть, и поёт он хорошо. На гитаре играет. Помогал нам Вознесенский храм в Озле восстанавливать (это недалеко от Сыктывкара), и на родине, в Пажге, был первым помощником у старосты общины, когда они обустраивали там домовую церковь.
- А старинный кирпичный храм в Пажге нам так и не передали, — сокрушается Геннадий. — Поэтому и несчастья в селе до сих пор случаются, что в храме дискотеки постоянно проходят; пьянствуют, уборную на могилках сделали. У нас там была такая Октябрина Апполоновна — приезжая. Так она дом себе на церковном кладбище построила. Через год муж умер, после этого «нечистый» стал приходить к ней по ночам. Она спать не могла, когда видела его, с рогами и копытами, страх её брал. Кто-то её научил молитве «Отче наш», так она постоянно её читала, и бес на время пропадал, но потом опять появлялся. Она так и не смогла жить в этом доме, продала какому-то дачнику. Не знаю, живёт ли сейчас в нём кто-нибудь.
* * *
После чаепития Геннадий показал мне храм. Чтобы зайти в него, нужно подняться на высокое крыльцо. Оно под луковицей с красивым резным орнаментом по краю. В храме находится большой старинный образ Пантелеимона Целителя, писанный на Святой горе и почитающийся чудотворным. По сравнению с величественными соборами обители преподобного Сергия, поражающими своим благолепием, деревянный храмик выглядит совсем бедно. Одному Богу известно, какова будет его последующая судьба. Ведь и Лавра начиналась с такого вот храмика, выстроенного преподобным Сергием.