Страна.Ru | Мария Свешникова | 20.01.2004 |
Патриарх Александрийский и всей Африки Петр VII прибыл для получения премии Международного Фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2003 год. В аэропорту Шереметьево-2 главу Александрийской Православной Церкви встречает Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Из глубины веков
Христианство зародилось в Египте уже в I веке через проповеди апостола Марка. Предстоятели автокефальной с древнейших времен христианства Александрийской Церкви уже к IV Вселенскому Собору обладали Патриаршим достоинством. Александрийская Православная Церковь является родиной великих богословов и учителей Церкви Афанасия Великого, Кирилла Александрийского и выдающегося экзегета Священного Писания Оригена.
Многие значительные события в жизни Русской Православной Церкви ознаменовались участием в них Александрийских патриархов. В свою очередь, Русская Православная Церковь оказала действенную поддержку и помощь Александрийскому Престолу в XIX веке.
Еще на церковном Соборе 1666 г. патриарх Александрийский Паисий принял участие в делах русской православной церкви. Вместе с Антиохийским патриархом Макарием он в числе других рассматривал дело Никона. Два основных обвинения состояли в том, что патриарх самовольно отрекся от престола и оставил Церковь, от чего в ней «произошли многие смуты», и она уже девятый год оставалась без архипастыря, и что патриарх Никон в своих письмах восточным патриархам «изрек многие бесчестья и укоризны на государя». Этот же Собор осудил и проклял всех, кто придерживается старых обрядов, то есть поддержав и одобрив все исправления, сделанные при Никоне, не поддержав важнейшей духовной линии святейшего — допускать служение как по новым, так и по старым книгам и обрядам.
После долгих споров с греческим духовенством русские архиереи на том же Соборе сумели добиться почти такого же решения вопроса об отношениях церковной и царской власти, на каком настаивал Никон: царь властен в делах мирских, а патриарх — в церковных. Алексей Михайлович не смог взять Церковь в свои руки, и позже вынужден был даже упразднить Монастырский приказ.
Раскол между Церковью и государством повлек за собой и церковный раскол. Желая привлечь на свою сторону противников Никона, Алексей Михайлович возвратил из ссылки Аввакума и его единомышленников, дав им возможность открыто проповедать против обрядовых исправлений. В этой проповеди они доходили до фантастической клеветы на Никона и хулы на всю Церковь. Так что царю пришлось вновь отправлять их в заточение, но было уже поздно.
Низложенный патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. В 1681 году уже при новом царе Феодоре Алексеевиче он был выпущен из заточения и должен был вернуться в свой любимый Новый Иерусалим. Но по пути в Ярославле 17 (30) августа патриарх Никон скончался — в Новом Иерусалиме его погребли как патриарха.
В сентябре 1682 г. в Москву были доставлены грамоты всех четырех восточных патриархов, «разрешавшие Никона от всех прещений» и восстанавливавшие его в сане патриарха Всея Руси.
Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Петр VII (Папапетру) родился 3 сентября 1949 года в деревне Синхари на Кипре. В 1962 году в возрасте 12 лет он поступил послушником в монастырь Махера, откуда в 1966 году был послан для обучения в церковное училище Апостола Варнавы.
15 августа 1969 года, после окончания обучения, рукоположен во диакона в монастыре Махера епископом Константийским Хризостомом. В декабре 1970 года перешел в клир Александрийского Патриархата, с 1974 по 1978 года обучался на богословском факультете Афинского университета. В 1978 году Патриархом Александрийским Николаем IV возведен в сан архимандрита и назначен заведующим Патриаршей канцелярией в Каире.
В октябре 1980 года Патриархом Николаем IV был направлен в Южную Африку, где определен Патриаршим эпитропом Иоаннесбургской и Преторийской митрополии, 9 мая 1983 году Священным Синодом Александрийского Патриархата единогласно избран епископом Вавилонским и поставлен в качестве Патриаршего эпитропа в Каир.
15 августа 1983 года в монастыре Махера на Кипре произошла его хиротония во епископа Вавилонского. 14 июня 1990 года по предложению Патриарха Александрийского Парфения III единодушно был избран митрополитом Аккрским и всей Западной Африки. С октября 1991 года по 1 декабря 1994 года — Патриарший экзарх Иринупольской митрополии. С 1992 года — экзарх Восточной Африки (Кения, Уганда, Танзания). На Синоде в ноябре 1994 года переименован в митрополита Камерунского и всей Западной Африки.
После кончины Папы и Патриарха Александрийского Парфения на Поместном Соборе был избран на Патриарший Престол Александрийской Церкви ее 115-м Предстоятелем. Его Патриаршая интронизация состоялась 9 марта 1997 года в Благовещенском соборе Александрии.
В настоящее время на африканском континенте насчитывается более 10 архиерейских кафедр — в Кении, Танзании, Нигерии, Мадагаскаре, Эфиопии, Уганде, Заире, Сомали и Чаде. Всего на территории Африки находится 350 храмов Александрийского Патриархата.
Исторический экскурс в подробностях
В 1589 году, с учреждением Московского Патриархата, Русская Церковь обрела самостоятельность, об учреждении патриаршества было постановлено на Константинопольском соборе 13 февраля 1593 года вселенскими патриархами Константинопольским Иеремией, Александрийским Мелетием и Иерусалимским Софронием. На этом соборе постановили, что Москва в ряду вселенских патриархатов занимает 5-е место (после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского).
Около 1635 г. священник из Нижегородских краев Никита Минин принял в Анзерском скиту у знаменитого подвижника старца Елеазара Анзерского, особо почитавшегося в семье Романовых монашеский постриг с именем Никон. Несколько лет он провел в Кожеозерском монастыре, игуменом которого стал в 1643 г. В 1646 году, игумен затерянного в глухих северных лесах монастыря пришел в столицу искать царской милостыни для своей обители. Никону удалось расположить к себе молодого царя Алексея Михайловича. Он был оставлен в Москве архимандритом Новоспасского монастыря — родовой усыпальницы Романовых. Уже в 1649 г. занял первую в Русской Церкви Новгородскую митрополию, а в 1652 г. — патриарший престол.
Для избрания нового патриарха был составлен специальный чин, предусматривавший выбор достойного кандидата из 12 «духовных мужей». Однако, и по положению в церковной иерархии, и по личному расположению царя Новгородский митрополит Никон был наиболее вероятным кандидатом. Он и был избран Собором 22 июля 1652 года. Но принять патриаршество согласился только после принесенного царем и духовенством в Успенском соборе обещания слушаться патриарха «во всем».
Патриаршествование Никона продолжалось всего 14 лет, из которых только шесть (1652 — 1658) он был действительным патриархом Московским и всея Руси. При нем началось соединение западнорусской и Московской церквей, проведение церковной реформы. В первые годы патриарх Никон пользовался большим расположением и поддержкой царя Алексея Михайловича, он являлся его «собинным другом» и имел титул «великого государя».
«Самым великим человеком Русской истории» считал патриарха Никона митрополит Антоний (Храповицкий), самой ключевой личностью во всей истории русского патриаршества. Всю жизнь Никон чему-то учился. Он собрал богатейшую библиотеку, где были книги Священного Писания, богослужебная литература, святоотеческие сочинения, книги по истории, философии на греческом и на латыни, в том числе сочинения Аристотеля, Плутарха, Геродота, Страбона, Демосфена. Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов. При нем создавались школы и начального и высшего уровня как в Москве, так и в его монастырях.
Главным основанием земной Церкви патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества. Очень щедро поощряя достойных и сурово наказывая распущенных и нерадивых, он добился весьма значительного повышения нравственного уровня священнослужителей и монахов и повышения их авторитета и значения в обществе.
Он являл собой пример милосердия к бедным, несправедливо притесняемым и нелицеприятия в обличении пороков сильных мира сего, чем нажил немало врагов в числе боярства. Под влиянием патриарха в России упорядочивалась система попечения о нищих и убогих, велась борьба против коррупции в судебных органах. Именно по требованию патриарха царь принимал действенные меры к пресечению пьянства и нравственной распущенности.
Никон твердо стоял на идее утверждения православия и охранения его от всех чуждых влияний. При патриархе Никоне все мусульманские мечети, армянские церкви и храмы западных исповеданий были вынесены за черту Москвы. Иностранцам строго запрещалось входить в православные храмы, контакты русских с ними ограничивались только официальными отношениями.
Долгое время патриарх считал, что католиков и униатов при их переходе в православие следует вторично крестить. И только под влиянием аргументов антиохийского патриарха Макария, после двух церковных Соборов, он, в 1656 году, признал, что такое убеждение канонически ошибочно.
Стремясь к соединению западнорусской и восточнорусской церквей, патриарх Никон являлся сторонником воссоединения Украины с Россией. К московскому первосвятителю с ходатайствами по этому вопросу неоднократно обращался гетман Богдан Хмельницкий. Присоединение к России западнорусских земель также ставило перед государственной и церковной властями задачу укрепления православия.
С реализацией идеи православной империи была связана церковная реформа 1653 г., связанная с разницей между русским и греческим обрядами, которая могла стать препятствием для вселенского главенства Москвы. И государство, и церковь считали необходимым привести обрядовую жизнь русской церкви в соответствие с церковной практикой восточнославянских народов, чтобы обеспечить их беспрепятственное вхождение в состав Русского государства. Деятельность патриарха Никона вызвала резкое неодобрение старообрядцев, обвинивших его в отказе от национальных корней.
С 1657 года начинаются ссоры царя с патриархом — Алексей Михайлович обнаруживает явное стремление взять в свои руки управление церковными делами. Ссорой патриарха с царем сразу же воспользовался давно недовольный деятельностью Никона круг бояр, духовенства и иностранцев.
10 июля 1658 года царь официально разрывает с патриархом узы личной дружбы — без чего Никон не мыслил себе отношения Церкви и государства. В тот же день, в праздник Положения Ризы Господней, в Московском Успенском соборе патриарх Никон торжественно, при всем народе, отказался от своей кафедры, рассчитывая, что царь станет просить его не делать этого. Однако, надежды патриарха не оправдались, и он был вынужден удалится в Ново-Иерусалимский монастырь.
12 июля 1658 г. на вопрос царского посланца боярина Алексея Трубецкого патриарх Никон ответил, что быть патриархом он более не хочет и даст благословение тому, кому царь укажет быть патриархом, а до этого поручил править церковью Крутицкому митрополиту Питириму. Постепенно позиция Никона стала меняться, и, в конце концов, он отказался от своего первоначального решения, что привело к затяжному внутрицерковному кризису, для решения которого пришлось прибегнуть к авторитету вселенских патриархов и суду над патриархом Московским и всея Руси Никоном.
Соборы русских архиереев, созванные в 1660 и 1665 годах, хотя и осудили Никона за «самовольное» оставление кафедры, но не сочли нужным ни лишать его патриаршего сана, ни удалять из монастырей его постройки. Но такие решения не могли устроить царя — пока патриарх Никон находился в Новом Иерусалиме, он был духовным центром Церкви. Царь призвал к созыву Большого собора с участием восточных патриархов с целью совершенно низложить патриарха и удалить его в ссылку.