Русская линия
ProUA.com Лариса Антонова20.01.2004 

Бог с ним, с кодом!
Украина. Дискуссия об идентификационных кодах продолжаетется

В ближайшем будущем идентификационный код в Украине может быть заменен обыкновенной регистрацией фамилии. Этого хотят…

…не только верующие из-за страха перед «числом Антихриста», но и люди, весьма далекие от религиозных убеждений. Именно они через десять лет после принятия Закона «О Государственном реестре физических лиц» (в народе — «о присвоении идентификационного кода») опять поднимают вопрос: быть ему или не быть. Соответствующий законопроект о замене его на регистрационную запись уже находится в Верховной Раде.

В общем, создание единого автоматизированного банка данных обо всех налогоплательщиках — вещь в любой развитой стране абсолютно нормальная. Цифровой банк данных повышает эффективность работы налоговой службы: улучшает контроль за доходами налогоплательщика, делает прозрачной всю процедуру взимания налогов. Да и самому гражданину он выгоден, поскольку с кодом легче получить необходимые справки для оформления пенсий, субсидий, пособий и т. д.

Однако на пути технического и организационного прогресса стали различные христианские организации, усмотревшие в этой процедуре апокалиптическое пророчество Иоанна Богослова о присвоении числового знака Антихриста «на руку или чело каждого» перед началом царствования сатаны. В результате летом 1999 года Президент Л. Кучма подписал закон, позволяющий не присваивать идентификационный номер тем, кто из-за своих «религиозных или других убеждений» отказывается его принять. Вместо этого учет налогоплательщика предписывалось производить по его фамилии, как и раньше, а в паспорте должна была проставляться отметка о праве проведения всех платежей без идентификационного кода.

На основании этого Государственная налоговая администрация Украины в том же году издает приказ о заполнении формы N8-ДР (справки о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов с физических лиц), где отмечается, что для тех, кто не имеет идентификационного кода, в соответствующую графу вносится их фамилия.

На первый взгляд, компромисс найден и все должны быть более-менее довольны. Однако нет.

Во-первых, налоговикам не понятно: что означает формулировка «другие убеждения»? Согласитесь, под нее можно подвести все, что угодно. К тому же, в законе, подписанном главой государства в 1999 году, целым рядом юристов отмечается двойственный подход по отношению к верующим и неверующим. Ведь, согласно Конституции (статьи 24 и 35), уплата налогов — обязанность, не допускающая привилегий по религиозному признаку.

Во-вторых, недовольными оказались и верующие (во всяком случае, считающие себя таковыми). Многие из них, получившие код до подписания закона, разрешающего обходиться без него (а закон ведь обратной силы не имеет), решили, что их права ущемлены по сравнению с теми, кому с 1999 года можно код не получать. В суды посыпались иски об отмене кодов на почве религиозных убеждений.

Налоговая служба сделала еще один шаг навстречу: был разработан порядок замены идентификационного номера, в первых пяти цифрах которого (регистрационной части) подряд идут цифры «666», вызывающие ассоциации с известным апокалиптическим символом. Любой пожелавший изменить эту цифровую комбинацию должен был обратиться с письменным заявлением в государственную налоговую инспекцию по месту жительства.

Оказалось, что пожелавших изменить коды с таким цифровым набором не так уж и много. И это вызвало подозрения: а только ли в религиозных чувствах загвоздка?

Так, Игорь Пыриг, глава налоговой службы Тернопольской области, куда в последнее время участились обращения граждан об отмене присвоенных ранее кодов, считает, что на самом деле религия тут ни при чем. По его словам, в регионе зафиксировано достаточно случаев, когда граждане, избавившиеся от идентификационного кода якобы по религиозным соображениям, в дальнейшем не только успешно скрывают свои доходы, но и регистрируют фиктивные предприятия.

Но самое интересное другое: в среде православных клириков отношение к трактовке идентификационного кода как зловещего символа отнюдь не однозначное. Так, настоятель киевского православного храма Святых Петра и Павла (УПЦ МП) отец Григорий не усматривает в присвоении кодов никаких ассоциаций с евангельским откровением. «Во-первых, — говорит он, — в тексте сказано о „знаке зверя на руке и челе“, а не на бумаге. Во-вторых, вся история общественно-хозяйственной деятельности человечества так или иначе связана с регистрацией, а значит цифровым и буквенным ее оформлением. Обыкновенная перепись населения — уже регистрация (кстати, о переписи в I веке н.э. в Римской империи упоминается в Евангелии). Банальный паспорт или любой другой документ имеют свой номер и где-то зарегистрированы».

Не исключено, что за «околокодовыми» процессами стоят вовсе не духовные, а экономические аспекты. Ведь известно, что церкви, которые, к слову сказать, тоже являются налогоплательщиками, тоже не против снизить свою фискальную нагрузку. Кроме того, храмы живут в основном на пожертвования граждан (официально, во всяком случае), и за приход, средняя численность которого в последнее время сокращается, нужно бороться. В таких условиях лучшего способа, чем заявить о себе как о «самом-самом» защитнике интересов верующих, трудно найти. А при необходимости — процитировать цитату из Святого Письма, которое, как рояль в кустах, всегда находится на подхвате.

Но в результате в проигрыше может оказаться государственная казна, на которой, кстати, держится основная масса социальных выплат. И, кстати, та же Библия во многих местах (например, известное «кесарю — кесарево») указывает на уплату налогов как обязанность каждого верующего перед государством.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru