Финанс | Анна Ким | 20.01.2004 |
Религия. Согласно принципам ислама, ростовщичество является тяжким грехом. Но это не мешает динамичному развитию исламских банков. Каким же образом они зарабатывают?
Взимание ссудного процента (риба) с точки зрения ислама несправедливо по своей сути. Кредитор, дающий деньги в долг, получает доход, не прилагая никаких усилий. Поэтому за деньгами не признается право быть товаром, который можно продать, получив доход от такой сделки. Вот что говорит о проценте и ростовщиках Коран: «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: „Воистину, торговля — то же, что и лихва“. Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена» (Коран, сура 2:275).
Ислам отрицательно относится не только к кредитору, получающему процент, но и к должнику, этот процент уплачивающему. Поэтому мусульманин, строго соблюдающий религиозные каноны, не может ни стать вкладчиком традиционного банка (если по вкладу начисляется процент), ни взять в нем ссуду. Предоставление финансовых услуг таким клиентам — задача исламских банков, руководствующихся в своей деятельности не только соображениями прибыли, но и нормами религиозной этики.
Главным принципом исламских банков является исключение из всех операций процентной ставки. Вместо выдачи бизнесмену платной ссуды банк может инвестировать в проект средства в обмен на участие в прибыли. Вкладчик же получает свой доход также не в виде процента, а путем участия в прибыли банка. Как правило, в банках существуют специальные советы, которые проверяют операции на предмет соответствия нормам шариата.
История и статистика. Первые финансовые институты, придерживающиеся подобных принципов, появились в Египте в 60-е годы прошлого столетия. Они не были крупными и открыто не позиционировали себя в качестве специализированных исламских банков. Начало развития банковского сектора, открыто заявляющего свою приверженность системе ценностей ислама, было положено в 1975 году, когда под эгидой Организации исламской конференции начал работать Исламский банк развития. Его появление послужило отправной точкой роста сети подобных банков, прежде всего в арабских странах: Dubai Islamic Bank, Islamic Bank of Egypt, Islamic Bank of Sudan, Bahrain Islamic Bank и многих других.
Поначалу международное финансовое сообщество отнеслось к новому виду банков скептически. Многие восприняли исламский банкинг как исключительно пропагандистскую акцию, финансировавшуюся за счет взвинченных цен на нефть. Действительно, трудно спорить с тем, что первая волна расширения сети исламских банков пришлась на годы «нефтяных шоков». Однако конъюнктура нефтяного рынка с тех пор менялась неоднократно, а прогнозы о скором крахе исламских банков не сбылись до сих пор. Сейчас суммарные активы исламских банков оцениваются в $ 230−260 млрд, а темпы роста индустрии достигают 10−15% в год. Около 260 банков работает в десятках стран мира и не только в тех, где ислам — основная религия. В некоторых странах — в Великобритании, Швейцарии, Австралии — традиционные банки предлагают «очищенные» от процентных выплат услуги клиентам, исповедующим ислам. Например, активны на рынке банковских услуг для мусульман такие гиганты, как Citibank и HSBC.
Можно выделить три основных механизма, на основе которых исламские банки совершают свои операции.
Мудараба. В широком смысле эта концепция предполагает заключение контракта, по которому одна из сторон предоставляет капитал, а другая — свои предпринимательские способности к использованию этого капитала. Прибыль делится между сторонами по взаимному соглашению. В английской деловой лексике эта концепция исламского банкинга часто обозначается как «Profit and Loss Sharing». Отметим, что такая трактовка не вполне верна. В случае если хозяйственная деятельность приносит убыток, потери ложатся на владельца капитала, а предприниматель не получает вознаграждения за свой труд. В рамках договора на основе мударабы функции сторон четко разделены: владелец капитала ограничивается предоставлением денежных средств и не принимает участия в производственной деятельности, которая целиком возлагается на предпринимателя. Разумеется, предприниматель не может вкладывать деньги в запрещенные шариатом виды деятельности, например в производство и продажу алкоголя или организацию игорных заведений.
В принципе банк в этой концепции может выступать и как владелец капитала, и как предприниматель. В этом случае часть дохода предпринимателей, реализующих проект на деньги банка, достается последнему, затем часть этих денег распределяется среди вкладчиков банка. Однако в реальной практике объем инвестирования банками проектов на основе мударабы невелик. Зато эта концепция широко применяется как правовое и моральное обоснование приема банком клиентских средств. Банк в этом случае выступает как трастовый управляющий. На основе мударабы работают также и исламские инвестиционные фонды. Мушарака — договор о совместной реализации партнерами проекта. Капитал должен предоставляться всеми сторонами сделки, но вложение партнерами равных долей не обязательно. Прибыли распределяются в соответствии с соглашением, убытки делятся в зависимости от долей партнеров в инвестированном капитале. В договоре типа мушарака оговариваются все детали проекта: вид бизнеса, условия, сроки, ответственность сторон, порядок распределения прибылей и убытков. Теоретически предполагается, что все стороны участвуют в реализации проекта. Но в действительности банк, предоставляя капитал, обычно передает финансируемой стороне право самостоятельно управлять бизнесом. Банк вмешивается в деятельность предпринимателя лишь в той степени, которая обеспечивает ему возможность контроля за ходом реализации проекта, соблюдением партнером условий договора, преодоления возникших проблем в целях защиты вложенного капитала.
Мушарака может быть постоянной и регрессирующей. Постоянная мушарака означает, что банк становится долевым собственником финансируемого бизнеса, причем его доля сохраняется неизменной до завершения проекта (на период существования компании либо на срок, оговоренный в соглашении). Например если речь идет об акционерной компании, то банк становится собственником доли акционерного капитала. Регрессирующая мушарака предполагает, что доля банка в проекте постепенно сокращается за счет выплаты ему доли прибыли, превышающей его долю во вложенном капитале. Эта практика широко применяется, когда предприниматель стремится избежать длительной опеки со стороны банка.
Мурабаха — финансирование торговых операций. Банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. Затем банк перепродает товар клиенту, причем последний платит банку с рассрочкой. Цена, которую платит клиент, включает в себя оговоренную в договоре наценку, которая становится прибылью банка. На операции мурабаха приходится, как правило, значительная доля дохода исламских банков (нередко до 80−90%). В то же время именно мурабаха является самым сомнительным видом деятельности с точки зрения мусульманской этики. Дело в том, что наценка, как правило, определяется банками исходя из существующих на мировых рынках процентных ставок (так, очень часто применяется ставка LIBOR). С точки зрения многих знатоков шариата, это недопустимо, хотя с практической точки зрения вполне объяснимо: исламским банкам приходится конкурировать с традиционными за привлечение клиентов. Сфера деятельности исламских финансовых институтов не ограничивается перечисленными основными видами операций. Большинство банков предлагают иджару — разрешенную форму лизинга, закат — фонды обязательного налога для состоятельных людей, кард-аль-хасан — беспроцентные ссуды. В последние годы получили развитие рынок такафул — приемлемой для мусульман формы страхования и даже сукук — исламские облигации. Банкиры постоянно разрабатывают новые продукты, но многие из них сталкиваются с проблемой несоответствия законам шариата.
50-е
Разработка исламской экономической школой теоретических моделей банкинга без процентной ставки (мудараба и мушарака)
60-е
Первые финансовые институты, работающие на принципах шариата (например, Mitghamr Egypt Savings Associations, 1961−1964 годы)
70-е
— «Первая волна» становления исламских банков: Dubai Islamic Bank (1971), Исламский банк развития (1975) и др.
— Активные научные исследования; разработка механизма мурабаха 80-е
— Число банков растет
— Первые «исламские окна» в традиционных банках
— Первые исламские фонды
— Отдельные страны (Пакистан, Иран, Судан) начинают перестраивать финансовые системы в соответствии с нормами религиозной этики
— Рост интереса к исламскому банкингу в финансовых кругах Запада
90-е
— Широкое распространение «исламских окон»
— Создание исламских фондовых индексов (Dow Jones, Financial Times) и др.
— Диверсификация исламских финансовых инструментов (в том числе ценных бумаг, страхования)
— Разработка универсальных стандартов для исламских финансовых услуг и инструментов Начало XXI века
— Создание финансовых рынков на локальном и международном уровне
— Создание Международного исламского рейтингового агентства (Бахрейн)
С КОНЦА 90-Х ГОДОВ рассчитывается несколько специальных фондовых индексов — Dow Jones Islamic Indices (мировой, американский, европейский, британский, технологический и индекс малых компаний). В состав индексов входят компании, не получающие дохода от запрещенных шариатом видов бизнеса. А сейчас самая «модная» тема, обсуждаемая финансистами мусульманских стран, — создание единого Исламского фондового рынка.
«Финанс.», N 2 2004 г.