Газета.GZT.Ru | Антон Иваницкий | 20.01.2004 |
Главные раввины Израиля Йона Метцгер и Шломо Амар лично познакомились с Иоанном Павлом II в 2000 году, когда тот совершил паломничество в Святую землю на празднование 2000-летия Рождества Христова. Их визит в Ватикан стал ответным и, что самое главное, первым в мировой истории. Основной темой дискуссии стало взаимоотношение иудаизма и его дочерней религии — христианства — в современном обществе. Раввины обратили внимание Папы Римского на опасность развития антисемитизма как в государствах, традиционно исповедующих христианство, так и среди служителей католической церкви. На их взгляд, одним из эффективных способов борьбы с предрассудками и ксенофобией стало бы появление дня иудаизма в католическом календаре.
Впрочем, ввести день католицизма в календаре иудейском они не предлагали. Раввины также настаивали и на том, чтобы Иоанн Павел II обратился к террористической группировке «Хезбалла» с требованием освободить пленных израильтян, находящихся в Южном Ливане.
Сам визит стал заметным шагом в деле сближения двух религиозных культур. Папа Римский предоставил Метцгеру и Амару возможность ознакомиться с манускриптами Моше бен Маймона (Маймонида), великого иудейского философа и законоучителя XII века.
По всей видимости, вскоре Ватикан в качестве жеста доброй воли отдаст манускрипты во временное пользование Израилю.
Однако самое большое упование правоверных иудеев, связанное с визитом, не оправдалось. Раввины не получили разрешения осмотреть хранилища в подвалах Ватикана, где, по их мнению, хранятся древности, вывезенные римлянами в I веке н.э. после подавления восстания в Иудее. Речь идет о священных сосудах Иерусалимского храма и священной меноре, традиционном семисвечнике, сделанном из чистого золота. В древности менора находилась рядом с Ковчегом завета, хранившим скрижали с десятью заповедями, которые Господь даровал Моисею на горе Синай. В 70-м году римские легионеры утопили в крови восстание Шимона бар Гиоры, после долгой осады разрушили Иерусалим и сожгли храм Иеговы, а его сокровищницу вывезли в Рим. Священные сосуды, золотые столы для хлебов предложения и менору солдаты императора Тита Флавия пронесли по улицам столицы империи во время триумфа — эта сцена запечатлена на барельефах знаменитой Триумфальной арки Тита, возведенной в 80 году.
Поскольку менора — один из важнейших символов как Израиля (она изображена на его государственном гербе), так и иудаизма, раввины мечтают вернуть ее в Святой город. Вот что писал о меноре иудейский философ XV века дон Исаак Абарбанель, живший в Испании: «Семь ветвей меноры — мудрость. Семь лампад — степени этой мудрости. Центральная лампада, к которой обращены все другие — согласие мудрости с Торой. Цельное золото меноры — согласие мудрости с религией». Главные раввины не отважились задавать связанные с семисвечником вопросы самому Папе, но расспросили о нем священнослужителей из папской канцелярии, которые поспешили уверить первосвященников в том, что золотая менора давно утеряна. Главный сефардский раввин Шломо Амар грустно прокомментировал эти заверения: «Мое сердце подсказывает мне, что это неправда».