Православие.Ru | Юрий Кублановский | 10.12.2010 |
Выставка «Соловки: Голгофа и воскресение», которая проходит в эти дни в Москве в храме Христа Спасителя, по замыслу организаторов, призвана не просто познакомить с историей всемирно известной обители, но и рассказать о том, как и чем она живет сегодня. Так, 8 декабря 2010 года здесь прошла мемориальная акция — вечер памяти, где собрались родственники узников Соловецкого концлагеря, а также священники, писатели и историки, которые связали свою жизнь с Соловками. Кульминацией встречи стала премьера документального фильма, в основу которого легли стихи известного поэта Юрия Кублановского. В свое время посещение «островов спасения» полностью перевернуло его мировоззрение и оказало влияние на все дальнейшее творчество. О том, какое место в душе каждого русского человека должна занять соловецкая святыня, Юрий Михайлович рассказал порталу Православие.Ru.
***
— Вы возвращались на Соловки в разные периоды своей жизни. Что же дали вам острова?
- Впервые я там оказался в 1971 году. Тогда для меня Соловки были некой абстракцией — я просто хотел разобраться в себе подальше от московской тусовки. Наверное, меня вел инстинкт, и, окончив учиться, я поехал туда, чтобы работать экскурсоводом.— Какие изменения вы увидели?
- Раньше там был лагерь, а теперь монастырь. В первый мой приезд в обитель было впечатление, что зеки только что разбежались по свистку.— Какие стихи легли в основу фильма?
- Это стихи разных лет о Соловках. Особое место занимает личность Павла Флоренского, который находился там в заключении и был казнен как раз в эти числа декабря в 1937 году. Я выбрал его, потому что это один из моих любимых христианских авторов, один из моих учителей.— В православной среде иногда можно встретить неоднозначное отношение к философии Флоренского. Почему именно он оказался вам близок?
- Его сочинения привлекли меня удивительно гармоничным соединением философского ряда с религиозно-клерикальным, а это не частое сочетание в русской мысли.— Сейчас общественность внимательно следит за восстановительными работами, и многие говорят об опасности выхолащивания соловецкого наследия, превращения его в красивую открытку для туристов. Что вы, как очевидец жизни Соловков в разные времена, думаете об этом?
- Считаю, что сейчас опасность такая есть, и не дай Бог превратить то, что осталось от нашего наследия, в неоправославный гламур. И когда я узнаю, что «новые русские» летают туда на персональных самолетах на Крещение, чтобы окунуться в прорубь, — это как-то не радует.— Удается ли сейчас совместить монастырь с мемориалом?
- Соловки сейчас находятся в становлении. Еще многое не отреставрировано, не все приведено в порядок, и трудно сказать, что будет.— А насколько сохраняется память о Соловках в человеческих сердцах?
- Кто-то больше знает, кто-то меньше, но, мне кажется, для православного сердца такие места, как Соловки, Валаам, все же знаковые. Я убежден, что каждый хотя бы один раз должен там побывать. Причем ехать на Соловки лучше через Кемь, на корабле, который ходит в монастырь ежедневно, — тогда лучше можно прочувствовать свою встречу с островами.С Юрием Кублановским беседовала Антонина Мага