Русская линия
Православие.Ru Юрий Кублановский10.12.2010 

Не оскорбить память невинно убиенных
Беседа с поэтом Юрием Кублановским

Выставка «Соловки: Голгофа и воскресение», которая проходит в эти дни в Москве в храме Христа Спасителя, по замыслу организаторов, призвана не просто познакомить с историей всемирно известной обители, но и рассказать о том, как и чем она живет сегодня. Так, 8 декабря 2010 года здесь прошла мемориальная акция — вечер памяти, где собрались родственники узников Соловецкого концлагеря, а также священники, писатели и историки, которые связали свою жизнь с Соловками. Кульминацией встречи стала премьера документального фильма, в основу которого легли стихи известного поэта Юрия Кублановского. В свое время посещение «островов спасения» полностью перевернуло его мировоззрение и оказало влияние на все дальнейшее творчество. О том, какое место в душе каждого русского человека должна занять соловецкая святыня, Юрий Михайлович рассказал порталу Православие.Ru.

***

 — Вы возвращались на СоловкиПоэт Юрий Кублановский в разные периоды своей жизни. Что же дали вам острова?

- Впервые я там оказался в 1971 году. Тогда для меня Соловки были некой абстракцией — я просто хотел разобраться в себе подальше от московской тусовки. Наверное, меня вел инстинкт, и, окончив учиться, я поехал туда, чтобы работать экскурсоводом.
И тогда я еще ничего не знал — это было до «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына, до «Неугасимой лампады» Ширяева. Литературы о Соловецком концлагере не было. Мне рассказывали о лагере те, кто приходил на мои экскурсии, — сами бывшие узники. Они показывали мне глазки в дверях, решетки, надписи на стенах, нары в окрестных скитах. Поэтому я буквально от свидетелей восстанавливал, нащупывал — что же такое был лагерь. То, что я узнавал, заставляло меня по-другому относиться и к тогдашним реалиям.
На Соловках я впервые прочел серьезно книги по русской истории — Соловьева, Ключевского, Платонова, Забелина. И постепенно почувствовал почву под своими ногами. Так изменили меня Соловки: уехал туда хлыстом московским, а вернулся — русским человеком.
Вновь я возвратился туда уже через двадцать лет — когда узнал о возрождении монастыря. Мне захотелось самому это увидеть. С тех пор раз в несколько лет я обязательно бываю в обители.

 — Какие изменения вы увидели?

- Раньше там был лагерь, а теперь монастырь. В первый мой приезд в обитель было впечатление, что зеки только что разбежались по свистку.
Но то, что я испытал тогда, никуда не делось. Это впечатление я и постарался выразить в фильме о Соловках, ведь через соприкосновение с подвигом наших отцов и дедов, душу свою положивших за веру в этих местах, можно преобразить и собственную личность.

 — Какие стихи легли в основу фильма?

- Это стихи разных лет о Соловках. Особое место занимает личность Павла Флоренского, который находился там в заключении и был казнен как раз в эти числа декабря в 1937 году. Я выбрал его, потому что это один из моих любимых христианских авторов, один из моих учителей.

 — В православной среде иногда можно встретить неоднозначное отношение к философии Флоренского. Почему именно он оказался вам близок?

- Его сочинения привлекли меня удивительно гармоничным соединением философского ряда с религиозно-клерикальным, а это не частое сочетание в русской мысли.
А чтобы преодолеть предубеждение, нужно чтобы труды Флоренского издавались, чтобы их читали. При этом такое чтение требует наличие у человека определенной «культурной оснастки», некоторой образованности — читать ее непросто. Однако Флоренский, как и другие русские философы, может православному человеку дать культурную ориентацию в современном мире, понимание, что такое творчество. Ведь многие, особенно те, которые только приходят в Церковь, сразу же начинают брать творчество, культуру на подозрение. Так вот, русские философы учат равно уважать религию и культуру.

 — Сейчас общественность внимательно следит за восстановительными работами, и многие говорят об опасности выхолащивания соловецкого наследия, превращения его в красивую открытку для туристов. Что вы, как очевидец жизни Соловков в разные времена, думаете об этом?

- Считаю, что сейчас опасность такая есть, и не дай Бог превратить то, что осталось от нашего наследия, в неоправославный гламур. И когда я узнаю, что «новые русские» летают туда на персональных самолетах на Крещение, чтобы окунуться в прорубь, — это как-то не радует.
Нельзя все позолотить, залачить и сделать вид, что ничего не было, не было этой чудовищной ГУЛАГовской страницы в истории Соловков. Возрождение должно совмещаться с мемориалом. Но, если на Соловецком архипелаге будет должным образом отмечен советский период истории, установлены памятники, вызваны из забвения имена и могилы погибших, этого не случится. Потому что тогда каждый экскурсант или паломник будет понимать, куда он приехал, он увидит это собственными глазами.

 — Удается ли сейчас совместить монастырь с мемориалом?

- Соловки сейчас находятся в становлении. Еще многое не отреставрировано, не все приведено в порядок, и трудно сказать, что будет.
Но, например, меня шокировало, что лестницу на Секирку, которая описана у Солженицына, разобрали и заменили другой, построенной, кажется, финнами. Новая лестница нужна, конечно, так как старая обветшала, но ее следовало оставить как память.
Многое будет зависеть, конечно, от личности нового наместника монастыря, от его деликатности, его понимания русской истории. Кроме того, наместник будет теперь и руководить соловецким музеем — и это своего рода эксперимент. В широком смысле такой эксперимент сейчас проводится по всей России, так как Церкви возвращают ее святыни и храмы. А вот справится ли Церковь с таким бременем, как сохранение о восстановление исторического наследия, станет ли достойной преемницей музейного дела, — это покажет будущее. А на Соловках нужно действовать очень аккуратно, чтобы не оскорбить память невинно убиенных.

 — А насколько сохраняется память о Соловках в человеческих сердцах?

- Кто-то больше знает, кто-то меньше, но, мне кажется, для православного сердца такие места, как Соловки, Валаам, все же знаковые. Я убежден, что каждый хотя бы один раз должен там побывать. Причем ехать на Соловки лучше через Кемь, на корабле, который ходит в монастырь ежедневно, — тогда лучше можно прочувствовать свою встречу с островами.

С Юрием Кублановским беседовала Антонина Мага

http://www.pravoslavie.ru/guest/43 384.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика