Русская линия
Русская линияМитрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких)10.12.2010 

«Никакая псевдориторика юных или седых апологетов раскола Церковь Христову на Руси не умалит»
Интервью архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких) для епархиальной газеты «Православный собеседник»

 — Стали традицией регулярные посещения Святейшим Патриархом КИРИЛЛОМ его украинской православной паствы. Что бы сказали по этому поводу?

- Известно, что Святейший Патриарх Алексий Второй побывал на Украине только дважды: первый раз в качестве новоизбранного Предстоятеля Русской Православной Церкви и второй — по случаю празднования 1020-летия Крещения Руси. Между ними — перерыв в пятнадцать лет!
Этот временной разрыв возник вовсе не потому, что Святейший Алексий «махнул» рукой на свою украинскую паству, но, как он сам с горечью и недоумением говорил как-то мне в Москве, высшая государственная власть Украины искусственно тормозит его приезд в нашу страну, со скрытой угрозой говоря: «Мы не сможем гарантировать Вашей безопасности (!?)». Вот, тогда-то и возник проект празднования не совсем «круглой» даты 1020-летия Крещения Киевской Руси, чтобы поставить Президента Ющенко в патовое положение «неотказа». Проект сработал: Святейший Патриарх Алексий Второй триумфально посетил Украину и тысячи верующих УПЦ, в присутствии Константинопольского Патриарха Варфоломея Первого, восторженно приветствовали своего Патриарха на Владимирской горке в Киеве, едиными устами скандируя: «Алексий — наш Патриарх!».

 — Да, многие помнят этот исторический прорыв и богослужение на Владимирской горке. Тогда Святейший Патриарх Алексий демонстративно не стал пожимать протянутую руку Президента Ющенко, а Виктор Андреевич, не уведомив двух Патриархов, демонстративно покинул Божественную Литургию, ссылаясь на наводнение в Закарпатье.

- Да, так и было. Юлия Владимировна Тимошенко вылетела на Закарпатье, а Виктор Андреевич не позволил ей там лидерствовать в одиночку.

 — А нужны ли визиты Святейшего Патриарха на Украину? Вот, филаретовцам кажется, что Патриарх Кирилл и его помощники посещают Украину исключительно с целью влияния на украинскую ситуацию и для реализации концепции построения Русского мира с центром в Московской патриархии?

- Центр Московской патриархии, как административного органа, (не путать с Патриархатом — канонической Полнотой Поместной Церкви) — там, где пребывает в конкретный момент времени ее глава — Патриарх. Будучи в Киеве он созвал в нем орган управления всей нашей Церковью в Киево-Печерской Лавре (Священный Синод РПЦ).
Святейший Патриарх Кирилл продолжает следовать украинскому вектору своего предшественника. Посещения Святейшим Патриархом всея Руси нашей страны или другой канонической территории Московского Патриархата есть его первосвятительская обязанность. Он имеет право визитации всех епархий согласно Уставу об управлении Русской Православной Церкви. Тем же правом обладает и Предстоятель УПЦ на территории Украины. А епископ — на территории своей епархии по отношению ко всем ее приходам и монастырям. Цель визитов любого Патриарха — укрепление канонического единства их Поместных Церквей, духовная поддержка православных. Это служение единству — есть уставной и священный долг Предстоятеля Поместной Русской Православной Церкви.
А что касается благотворности влияния визитов Святейшего Патриарха Кирилла на украинскую ситуацию, то оно, без преувеличения, огромно: наш украинский благочестивый народ увидел, что Святейший Патриарх никогда не оставит их наедине с врагами его единства во Христе с братьями по православной вере на всей Святой Руси. Если бы такого реального результата не было, то наши недруги не «глашали» бы всему миру о крайней нежелательности приездов Патриарха Русской Церкви на Украину.

 — А можете ли Вы привести хотя бы один пример, когда Святейший Патриарх вмешивался во внутреннее управление Украинской Православной Церкви?

- Как Предстоятель всей Русской Православной Церкви, канонической самоуправляемой частью которой есть Украинская, Святейший Патриарх имеет уставное право преподавать братские советы каждому епархиальному архиерею Московского Патриархата. Но пока никто из двух последних Святейших не воспользовался своим правом, направляя поступившие жалобы на украинских архиереев или на духовенство непосредственно на рассмотрение Предстоятеля УПЦ.

 — То есть, искушение «порулить» Украинской Церковью в качестве ее непосредственного «начальника» у Святейшего Патриарха Кирилла отсутствует?

- Обратное утверждение — это дежурная голая клевета филаретовцев. Как и нелепые их допущения о том, что Блаженнейшего Владимира якобы «Москва» лишила права совершать новые хиротонии украинских епископов. Это право защищено Определениями Архиерейского Собора РПЦ и подтверждено решениями последнего чрезвычайного Поместного Собора Матери-Церкви. Так что, единолично кому-либо изменить эту каноническую практику невозможно. Разве что, сами украинские епископы пожелают от нее отказаться, что маловероятно. А это и есть основной признак самостоятельности и независимости поместной Церкви.

 — Секретарь филаретовского синода «епископ» Евстратий Зоря утверждает, что «Патриарх Кирилл не рассматривает митрополита Владимира как человека, который может эффективно и четко проводить его линию на укрепление единства украинской и русской Церкви».

- «Епископ» Евстратий Зоря — это живой «индикатор лжи» по-филаретовски, с точностью наоборот. Если ему так видится, то это его личная проблема, возможно, медицинская. Он позиционирует себя как теолог, но пишет «русская Церковь», «украинская Церковь», желая подчеркнуть на письме их мононациональную составляющую. А Церковь Христова на просторах Руси, многоплеменная и многоязычная — одна и единственная — Церковь Святой Руси.
Из высот Космоса видны континенты и моря, но все они — наша единая Мать- Земля. Так и местные канонические Церкви — многочисленны, но все они — одна и единственная Православная Семья, составляющая Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В этой Семье нет места раскольническому филаретовскому «киевскому патриархату», как и всем его самочинным «епископам». Этот непреложный факт апостасии — отпадение от Тела Церкви — осознается все больше и больше в самой «УПЦ-КП». С ними не желают соединяться и сослужить даже сторонники второго «киевского патриархата» на Украине — «УАПЦ». В свете факта апостасии «УПЦ-КП» никакая псевдориторика юных или седых апологетов раскола Церковь Христову на Руси не умалит.

 — Тогда рассуждения «епископа» Евстратия Зори о якобы «недоверии» Святейшего Патриарха Кирилла к Блаженнейшему Владимиру провокация?

- Из мутного источника, расчитанная на простаков. Ее цель посеять холодок между Святейшим Патриархом Кирилом и Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, дестабилизировать ситуацию в УПЦ. Но искренние уважительные неоднократные поздравления Святейшего в адрес Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира по случаю его 75-летнего юбилея не оставляет места для подобных инсинуаций.

 — Изменилась ли общественно-религиозная ситуация на Украине в свете посещений ее Святейшим Патриархом Кириллом?

- Прежде всего, изменилась сама атмосфера вокруг визитов Святейшего на Украину: исчезла искусственная истерия, нагнетаемая национал-патриотами, пресса смячила тон своих репортажей, освещая пребывание Святейшего в нашей стране. Сами визиты уже воспринимаются православными украинцами не как «гостевые», а как «домашние», свои: пастырские, духовные-назидательные и просветительские. Украина постепенно начинает вспоминать, что у нее есть свой законный Патриарх, признанный таковым всей Полнотой Православной Церкви. Так что, религиозно-общественный градус Украины значительно изменился к лучшему.

 — А что Вы скажете о «константинопольском факторе» на Украине?

- Самые трудные проблемы между Московским Патриархатом и Константинопольским по Украине решены окончательно. Об этом я слышал и в США, в РПЦЗ, где побывал с паломнической целью. Главная задача у них — организация, созыв и успешное проведение общеправославного Великого Собора, которого не было несколько сот лет.

 — Будут ли приглашены на него, как его члены, украинские раскольники-филаретовцы?

- Это исключено по определению — раскольники. Но, вот, осуждение их антиканонических деяний Великим Собором возможно.

 — Бывший киевский митрополит Филарет Денисенко, анафематствованный Церковью, как-то подавал аппеляцию в Константинополь? Какова ее судьба? В ней он, в частности, отрицал свой семейный статус.

- Его жалоба на Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, предавший его анафеме за церковные преступления, деспотизм и образ жизни, несовместимый с его монашескими обетами, лежит в канцелярии Константинопольской патриархии без движения, никакого дознания или судебно-процессуальных действий не проводится. Что же до установления «отцовства» Филарета, то для этого существуют надежные методы ДНК-анализа. И, если какое-либо расследование будет иметь место, что крайне затруднено в силу отсутствия у Константинополя юрисдикции над Украиной, то участники гипотетического процесса могут его потребовать.

 — Благодарим Вас, Ваше Высокопреосвященство, за беседу.


«ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК», газета Тульчинской епархии УПЦ МП, 06.12.2010 г.
http://www.vladyka-ionafan.ru/events/2010/12/07

http://rusk.ru/st.php?idar=45441

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика