Русская линия | 08.12.2010 |
На берегу Финского залива, в месте впадения в него реки Сытке, в 25 километрах от Нарвы, расположен небольшой эстонский город Силламяэ. Немногие в наши дни знают о существовании этого красивого уютного местечка, расположенного вдали от шума промышленных городов. А ещё совсем недавно, в середине 19 века, городок этот (а, вернее, тогда еще посёлок, городом он стал только в 1957 году) был излюбленным местом отдыха петербургской интеллигенции. Целебный морской воздух, сосновый лес, окружавший посёлок, тихая речка привлекали сюда многих известнейших учёных, художников, артистов и музыкантов. В разные годы здесь отдыхали Чайковский, Лесков, Бальмонт, великий физиолог Павлов и многие другие знаменитые люди того времени.
Но сюда ехали не только отдохнуть от трудов праведных, были и те, кто приезжал в эти места, чтобы послужить Богу и людям. И среди них священномученик Иоанн Александрович Кочуров, первым (в конце октября 1917 г.) пострадавший за Христа и веру православную из сонма новомучеников российских XX века. После нескольких лет миссионерских трудов в Америке о. Иоанн стал в 1907 году заштатным священником Преображенского собора города Нарвы и одновременно преподавателем Нарвской гимназии. Летом, когда гимназисты отдыхали на каникулах, батюшка уезжал служить в храм Казанской иконы Божией Матери посёлка Силламяэ. Об этом периоде его служения известно не слишком много, тем более нам дороги те немногие подробности, которые дошли до наших дней.
Дачный сезон в Силламяэ начинался в середине мая и заканчивался в октябре-ноябре. В это время в храме совершались богослужения, исполнялись требы. Состав клира в Казанском храме каждый год был неоднороден, хором руководили приезжие регенты (в основном из России), заезжали на дачный отдых на берегу моря и дьяконы, и псаломщики, и хористы. Поздней осенью жизнь в поселке замирала, дачники (число их доходило до 400) разъезжались, и, как следствие, на весь зимний период отменялись церковные службы.
Первые упоминания о деятельности о. Иоанна Кочурова в храме Казанской иконы Божией Матери относятся к 1909 году. В Протокольной книге Силламяэского Церковного попечительства сохранилась запись о выдаче протоиерею Иоанну Кочурову недостающей суммы для уплаты за дачу в размере 150 рублей, согласно установленному договору (стр. 2 Протокольной книги от 8 июля). Подобный договор заключался между храмом, в лице Попечительского Совета, и приглашённым священником: аренду дачи и содержание священника брал на себя Попечительский Совет.
Из этой же протокольной книги Силламяэского церковно-приходского попечительства известно, что до 1920 года постоянного настоятеля в Казанском храме не было. Все вопросы приходской жизни решал Попечительский Совет, в котором в 1909 году, кроме протоиерея Иоанна Кочурова, состояли священники Виталий Лебедев и Василий Поска, баронессы Анна и Екатерина Розен и ещё 11 человек. Председателем Попечительского Совета был Н.Н. Былов. Круг вопросов, решаемых Попечительским советом, был достаточно широк — это и обеспечение храма всем необходимым для совершения богослужения, устройство служащего священника, различные хозяйственные и ремонтные работы, а так же просветительская и благотворительная деятельность.
С приходом в Попечительский совет о. Иоанна приходская деятельность заметно оживилась, при его участии начинались работы по устройству пристройки к храму: необходимо было создать условия для проживания священников в холодное время года, а также организовать помещение для прихожан, сторожа, псаломщика, устроить столовую. Эти работы удавалось осуществлять за счёт пожертвований отдыхающей элиты Петербурга, сбора членских взносов с попечителей храма. Часть собранных средств шла на благотворительность в пользу местного населения.
Время от времени Попечительский Совет собирался для утверждения сметы и стоимости проводимых в храме работ. На одном из собраний секретарем был выбран о. Иоанн Кочуров, в протоколе можно увидеть сделанную им запись о том, что строительство церковной пристройки возможно только в марте-апреле 1910 года.
Сохранилось письменное постановление об утверждении о. Иоанна Кочурова служащим священником в Казанский храм на лето 1912 года, а также запись о выражении признательности и вынесения благодарности за совершаемую им деятельность.
В 1912 году заканчивается строительство церковного дома и под руководством о. Иоанна начинаются хлопоты по отчуждению участка земли для школы приюта на основании действующего в крае законодательства.
В следующем, 1913 году, отца Иоанна вновь пригласили на летнее служение в Силламяэ. Помимо богослужений он продолжил заниматься и строительными работами при храме. Примечательна запись, сделанная в протоколе N19 от 6 августа 1913 года:
«По предложению председателя единогласно постановлено выразить о. Иоанну Кочурову искреннюю благодарность и сердечную признательность за усердное и благоговейное служение текущим летом, а так же за его проповеди, полные глубокого религиозного чувства и благоговения.
Единогласно постановили просить преосвященного Иоанна, архиепископа Рижского и Минтавского, об утверждении о. Иоанна Кочурова заведующим делами Силламяэской церкви на предстоящее трехлетие.
По предложению членов совета единогласно постановлено составить ходатайство к преосвященнейшему Иоанну о представлении протоиерея Иоанна Кочурова за его усердное и безмездное служение, а также за энергичную деятельность по благоустройству церкви (переделка церковного дома, ремонт церкви, сооружение церковных ворот и т. д.) к очередной награде".
С 1914 года о. Иоанн Кочуров является заведующим церковью в г. Силламяэ. В его ведении находятся все хозяйственные и церковные дела. В этом же году началась Первая мировая война.
В протоколе N24 от 8 июля 1915 года сохранилась запись о проведённом собрании, на котором о. Иоанн Кочуров объявил об открытии при попечительстве Силламяэской церкви дамского кружка для работ в пользу русских воинов. На этом же собрании было заслушано заявление старосты церкви о необходимости изыскания способов содержания храма в текущем году, т.к. церковные доходы из-за малочисленности дачников едва достигают 20% их обычного размера. В виду уменьшения доходов было выдвинуто предложение возбудить ходатайство перед Министерством внутренних дел и Синодом с просьбой выдачи церковному попечительству храма Казанской иконы определенной субсидии на содержание храма из фондов вспомоществования нуждам церкви и приходам.
о.Иоанн Кочуров выступил против этого предложения, указывая на то, что «Силламяэский храм к категории нуждающихся церквей не может быть отнесён, так как его прихожане — дачники — люди более или менее обеспеченные. За это так же говорит то обстоятельство, что храм этот построен на средства, собранные самими дачниками, и без особого напряжения сил содержался ими в течении 18 лет.» После обсуждения было предложено учредить сбор средств на содержание храма среди православных дачников в ходе служения молебнов в их домах в престольный праздник.
Из этого же протокола попечительского совета узнаём, что протоирею о. Иоанну Кочурову, в виду семейных обстоятельств и возрастающей дороговизны жизни в Силламяэ, становится непосильным безмездное служение, которое он нёс в течении 6 лет, при этом было предложено попечительству установить определённое вознаграждение священнику для того, чтобы обеспечить протоирею о. Иоанну Кочурову возможность и впредь продолжать свое плодотворное служение в Силламяэском храме.
Собрание, признав, что дача в церковном доме не отличается особыми удобствами и не может быть признана достаточным вознаграждением за труд священника, постановило определить сверх арендной платы вознаграждение священнику в размере 100 рублей.
Дамский кружок при попечительстве для помощи русским воином в Силламяэ, организованный при участии о. Иоанна Кочурова успешно функционировал, покупая материалы для воинского белья, марлю, бинты. Труженицы кружка шили воинскую форму, приводили в порядок белье солдат прибывших с фронта.
В 1915 году старостой храма был выбран П. Г. Кузнецов, много сделавший для Силламяэского храма. При его участии была собраны достаточные средства для содержания храма, причём, сам староста сделал крупное пожертвование. О. Иоанн отмечает в своих записях, что староста П.Г.Кузнецов с первой службы в храме до настоящего времени читает и поёт на клиросе. По предложению протоиерея Иоанна подано ходатайство епархиальному начальству о награждении Кузнецова П.Г. за усердную службу.
Последние упоминание об о. Иоанне Кочурове в попечительской книге относится к 8 июлю 1917 года, когда он был единогласно избран почётным членом попечительства, в виду его благотворной деятельности на пользу храма. Можно с полной уверенностью утверждать, что служение отца Иоанна на благо православной церкви в посёлке Силламяэ, было плодотворным и полезным.
В ноябре 1916 года о. Иоанн Кочуров был назначен вторым священником в Екатерининский собор Царского Села, где и принял мученическую кончину 31 октября (ст. ст.) 1917 года.
http://rusk.ru/st.php?idar=45391
|