Новые Известия | Михаил Поздняев | 19.01.2004 |
Колоколам на Руси часто не везло. Царь-колокол, расколовшийся при попытке вознестись над Кремлем (никто так и не услышал его пение), новгородский колокол, высеченный за свой бунтарский норов, колокола, переплавленные Петром I на пушки, — какая, право, звучная звонница собирается… В нее вписываются без проблем и 18 колоколов, за бесценок доставшихся мистеру Чарльзу Крейну. Точно так же за гроши были проданы тысячи древних икон, вагоны церковной утвари, целые библиотеки старопечатных и рукописных книг.
Вопрос о возможности возвращения колоколов на звонницу Свято-Данилова монастыря был поднят первый раз вскоре после его открытия, еще при генсеке Черненко. Год назад «колокольный проект» включили в программу празднования 700-летия кончины Даниила Московского — основателя обители. По плану, Гарвард проведет анализ всех затрат, связанных с предполагаемой заменой древних колоколов на их копии. При положительной оценке возможности продолжения проекта переговоры между Гарвардом и Патриархией возобновятся. Дальнейшие расходы берет на себя российская сторона. Будет объявлен тендер среди литейщиков. Изготовление новых колоколов обойдется в 700 тыс. долларов. Общая стоимость проекта выльется в цифру едва ли не на порядок больше…
Разумеется, монастырским колоколам приличнее созывать верующий люд на молитву, нежели напоминать миру о своем существовании в дни футбольных матчей и по национальным праздникам США. Но ведь звонят какие-никакие, пусть и новоделы, из-за стен Свято-Данилова. Красиво звонят. И в Троице-Сергиеву лавру доставили на днях из Питера царь-колокол взамен свергнутого большевиками. Хороший, говорят, по американской технологии отлитый… Сегодня и обществу, и церкви не до жиру — быть бы живу. По мнению экспертов, 18 колоколов из Гарварда большой художественной ценности не имеют. Так стоит ли игра свеч?
Проблемы возврата «перемещенных ценностей» обсуждаются у нас на высшем уровне и с нарастающей остротой по той простой причине, что вопрос «Чьи в лесу шишки?» звучит актуальнее извечных «Что делать?» и «Кто виноват?». Ведь ценности, о которых весь сыр-бор, имеют для спорящих сторон лишь во вторую очередь цену историческую и духовную, а в первую — денежное выражение. Может ли Патриархия остаться в стороне?
В интервью, данном на днях агентству Франс Пресс, патриарх заявил: «Мы очень хорошо сознаем, что за время, прошедшее с тех пор, церковное движимое и недвижимое имущество обрело новых хозяев… Требование безоговорочной реституции неизбежно привело бы к новому переделу собственности, который никогда не проходит безболезненно…».
Так дело обстоит на словах. Чинно, мирно, благородно. В реальности же стиль обретения Патриархией имущества, которым владели монастыри и приходы Русской Православной церкви до 1917 г., искусствоведы уже давно окрестили «большим хапком». Принцип «грабь награбленное» распространяется теперь и за пределы России. Директор Института искусствознания Алексей Комеч считает «саму постановку вопроса о возвращении церковного имущества Московской Патриархии некорректной», поскольку «единого собственника церковного имущества до революции никогда не было». Но в том и уникальность ситуации, что Патриархия всеми правдами и неправдами доказывает: она — единственная правопреемница, в обход ее на храмы, иконы, книги, колокола, а заодно и землю не смеют претендовать ни старообрядцы, ни Зарубежная церковь, ни приходы, ни частные лица. Хуже всех приходится рядовому духовенству: патриархии храм вернут или землю под строительство дадут — а ты, батюшка, вертись.
Прошлым летом в Иркутске стали возводить храм в честь великомученицы Варвары рядом с частью ракетных войск стратегического назначения. День образования РВСН совпадает с днем памяти святой. У ракетчиков денег кот наплакал, попросили горожан скинуться, кто сколько может. На пожертвования заложили фундамент, поставили поклонный крест. А как деньги кончились, ударную стройку законсервировали.
У жителей Сургута появилась редкая возможность внести лепту «в дело возрождения духовного образования на земле Сибирской». Принять участие в богоугодном деле может каждый, необходимо лишь приобрести сертификат стоимостью З тыс. рублей — и твое имя будет красоваться на одной из стен храма, прямо как имя Кобзона в храме Христа Спасителя. Правда, такая перспектива нефтяников не слишком вдохновляет.