Труд | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 17.01.2004 |
— На основании экспертизы, проведенной 1 апреля 2003 года в Риме группой авторитетных ученых, делегированных Министерством культуры Российской Федерации и Ватиканом, сделан вывод, что Казанская икона Божией Матери, хранящаяся в апартаментах Папы Римского, является списком XVIII века, сделанным провинциальным иконописцем по образцу, относящемуся к концу XVII — началу XVIII века. По своему размеру и по характеру живописи эта икона не может быть отождествлена ни с историческим чудотворным образом, явленным в Казани в 1579 году, ни с другими известными и почитаемыми образами.
Попытки связать вопрос о возвращении данной иконы с вопросом о визите в Россию Папы Римского вызывают удивление, тем более что переговоров о таком визите Ватикан с Русской православной церковью не вел и не ведет. Перспективы встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Папой Римским целиком зависят от готовности Ватикана сделать шаги к реальному уврачеванию проблем, стоящих между двумя Церквами, — проблемы католического прозелитизма среди людей, принадлежащих к Православию по Крещению и культурной традиции, и проблемы стесненного положения верующих канонической Православной церкви на западе Украины. Однако недавнее учреждение новых католических епархий в Казахстане, а также католического Экзархата на юге Украины свидетельствует, что курс Ватикана направлен лишь на усугубление существующих трудностей.
Уважаемый владыко! Сообщалось, что наша Церковь заморозила свои давние взаимосвязи с Епископальной церковью в США из-за возведения последней в сан епископа некоего открытого гомосексуалиста. Почему столь резко отреагировала РПЦ на действия епископалов? (Сергей Макаренко, Саратов).
— Действительно, Русская православная церковь на протяжении почти двухсот лет поддерживала добрые отношения с Епископальной церковью в США. Однако «рукоположение» епископа-гомосексуалиста делает невозможным общение с ним самим и с поставившими его. Мы не вправе допускать и тени согласия с занятой ими позицией, которую считаем глубоко антихристианской и кощунственной, поскольку гомосексуальные половые контакты всегда расценивались христианской Церковью как тяжкий грех. По слову апостола Павла, «ни блудники, ни идолослужители… ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6.9−11).
В то же время Церковь не отказывается от помощи тем несчастным, кто одержимы этим грехом. Бог есть любовь, и христиане должны молиться о всех грешниках и желать им спасения. Но Церковь не может одобрять извращения человеческого естества, созданного Самим Творцом. Церковь учит об изначальном различии полов, о целомудрии и предназначении человека к святости. Она оберегает традицию христианского брака между мужчиной и женщиной, благословленного Самим Господом в Кане Галилейской. Церковь перестанет быть свидетельством о святости, чистоте и правде Божией, если поступится учением, открытым ей Богом.
Ваше Высокопреосвященство! Время от времени СМИ возвращаются к стародавним вопросам — правильно или ошибочно поступила Русская церковь, отлучив от себя Льва Толстого? Возможен или нет пересмотр церковью того решения? Хотелось бы узнать ваше мнение по этой проблеме. (Станислав Никифоров, Ставрополь).
— Знаете, когда я впервые направлялся в Ясную Поляну, не без некоторой опаски думал о том, что меня там ждет такое же тяжелое переживание, как некогда при посещении могилы Гарибальди в Италии. От нее так и веяло всем антицерковным и вообще антирелигиозным: глыба гранита, вмонтированное в нее кольцо — и никаких религиозных символов… На могиле Льва Николаевича тоже нет религиозных символов, но здесь я ощутил совершенно другую атмосферу; она была умиротворяющей, спокойной, молитвенной. Затем я встречался с правнуком писателя Владимиром Ильичом, который руководит музеем-заповедником «Ясная Поляна», с экскурсоводами и почувствовал, что все они с большим уважением относятся к Русской православной церкви, все они скорбят о случившемся в известное время трагическом изменении мировоззренческой позиции Льва Николаевича. И мне подумалось, как ни странно это кому-то покажется, что великий Толстой — через Ясную Поляну — сегодня, если можно так выразиться, работает для Православной церкви.
Что касается существа вопроса Станислава, давайте задумаемся. Если любой человек, по самому факту крещения принадлежащий к Русской церкви, вдруг всенародно заявляет, что он отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, отрицает воскрешение Иисуса Христа из мертвых, отвергает все таинства Церкви (в известном Определении Святейшего Синода от 20−22 февраля 1901 года были приведены 12 антицерковных позиций Л.Н. Толстого) — то это означает, что данный человек сам себя исключает из Церкви. И если у нее спрашивают, кто теперь этот человек? — она должна сказать, что он больше не член Церкви. Именно это было сказано о Л.Н. Толстом в Определении Святейшего Синода: «Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Ни того, ни другого со стороны писателя не последовало.
Думаю, данное решение Церкви вряд ли ею самой может быть пересмотрено. Но сказано же: «Что невозможно человеку, возможно Богу». Здесь, я полагаю, нужно остановиться, ибо, по слову святителя Василия Великого, «мы невежды, чтобы подавать свое мнение о неизреченных судах Божиих».
Королев Александр