Известия | Владимир Легойда | 07.12.2010 |
Туристический отдых… в Хатыни или Освенциме. Как-то этого не выговорить, правда? Хотя бесспорно, что в эти и другие места памяти и скорби следует приезжать как можно большему числу людей, дабы приобщаться к трагическим страницам истории. Посещение таких мемориалов — это память совести. Назвать подобные поездки «развлечением» как-то не поворачивается язык. Плохо, если народ забывает места скорби. Но если там начинают весело жарить шашлык под пиво — это уже приговор обществу. Увы, такая перспектива не исключена, если следовать логике некоторых борцов за «право туристов на Соловки».
Недавно вновь появился повод вспомнить об этом — в Москве состоялось учредительное заседание Патриаршего попечительского совета Соловецкого монастыря. Жемчужина Беломорья, уникальный архитектурный ансамбль, излюбленное место советских туристов и в то же время — средоточие великой трагедии. Именно здесь в 20-х был печально известный СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), открывший эпоху ГУЛАГа в нашей стране. Место, где даже сейчас кровь стынет в жилах от одних рассказов о том, как это было… Это надо знать, видеть и помнить.
На заседании Попечительского совета много говорили о настоящем и будущем Соловков. О том, что необходимо сохранить уникальное соловецкое культурно-историческое наследие, создать здесь научный и просветительский центр, посвященный жертвам репрессий. И не просто продолжать привозить на Соловки туристов, но и воспитывать в посетителях архипелага вдумчивое и благоговейное отношение к его истории.
Делать это придется в первую очередь Церкви, но вряд ли ее подход будет чем-то принципиально отличаться от подхода светских музеев. Ведь и те вводят ограничения (подчас весьма серьезные) с одной лишь целью — охранять памятники от разрушения и вандализма. Традиционным для всего мира является и особое, уважительное отношение к религиозным святыням. Пожалуй, только в советские богоборческие годы это естественное правило сознательно и целенаправленно попиралось. Так что до сих пор мы то там, то здесь обнаруживаем метастазы прошлых времен—в некоторых наших «туристических» городах в старинных храмах все еще работают рестораны, а в алтарях устроены туалеты…
Здесь мы зримо сталкиваемся с тем, что понимание туризма может быть различным. Либо это серьезный труд души, обретающей вечные истины в местах всенародной памяти, либо безбрежное и безудержное развлечение и расслабление.
Говоря о будущем Соловков, нельзя забывать о том, что составляло основу жизни островов в течение столетий. Соловецкий архипелаг заселили и освоили именно монахи, на протяжении пяти веков это был духовный центр общероссийского значения. И сегодня в монастырских храмах вновь должна звучать молитва, иначе жизнь здесь, на островах, не будет полноценной.
Конечно, XX век многое изменил. На Соловках ныне достаточно мирян, живущих рядом с обителью. Среди них немало тех, которым мы должны низко поклониться за их многолетний труд по сохранению обители и за помощь в возрождении монашеской жизни, оказываемую ими сегодня. Знаю, что жители Соловков подчас совершенно бескорыстно помогают благоустраивать монастырь. Для них он—сердце и душа их малой родины, и надеюсь, что связь соловчан с обителью, а значит, и с Церковью будет лишь крепнуть.
К слову, в церковное ведение планируется передать лишь здания религиозного назначения — о дорогах и прочем речи не идет. В Церкви понимают, что сегодня благополучие жителей архипелага в основном зависит от развития монастыря и притока паломников и туристов. Уже сейчас монастырь ищет и будет искать в дальнейшем возможности дополнительной социальной поддержки соловчан.
На заседании Попечительского совета, в частности, отмечалась роль в этом деле частных благотворителей, помогающих сегодня монастырю. Особенно очевидной она стала в этом году, когда государству (в первую очередь по бюрократическим причинам) не удалось полностью обеспечить зимний завоз на архипелаг. Тогда на помощь пришли частные жертвователи, и только поэтому завоз удалось довести до конца. А ведь речь шла уже не только о восстановительных работах в обители, но и о благополучии каждого жителя островов зимой…
Становится недоброй традицией сопровождать любое возвращение Церкви храмов или монастырей разговорами о бедах, которые теперь-то уж якобы неизбежно наступят. Скажем, про Соловецкий монастырь иногда пишут, что за переданные Церкви здания до сих пор платит государство. Только критики почему-то не решаются упоминать подробности. Музей действительно несколько месяцев оплачивал часть коммунальных расходов монастыря. Если учесть, что некогда монастырь тоже оплачивал взносы за Просфорный корпус, занимаемый музеем, то получится, что стороны совместно задолжали друг другу примерно 10−15 тысяч рублей. Видимо, эту сумму и имели в виду журналисты, писавшие о Соловках как о примере ужасающих нарушений принципов светского государства. Как говорится, когда факты налицо — комментарии излишни.
Впрочем, проблема возможных нарушений и бюрократической путаницы действительно есть. Именно поэтому Церковь особо настаивает на том, чтобы все процессы вокруг Соловков носили сегодня максимально открытый характер. Об этом, кстати, шла речь и на первом заседании Попечительского совета в храме Христа Спасителя. В своем слове Святейший Патриарх особо подчеркнул, что проблема Соловков должна всесторонне обсуждаться не только профессионалами, но и широкой общественностью. Важно, чтобы все, кто в этом заинтересован, были проинформированы о реальном состоянии дел. Нужна профессиональная и общественная экспертиза всех проектов и программ. Нужен аудит всех расходов, будь то средства государства или частных благотворителей. И главное—необходимо гражданское согласие по данной проблеме. Если концепция сохранения и восстановления архипелага будет выработана не в кулуарных дискуссиях, а в результате широкого и серьезного обсуждения, она не вызовет в дальнейшем никаких претензий и нареканий. Подчеркну—серьезного обсуждения, в котором нет места недобросовестному оперированию фактами и выборочной подтасовке бюджетных цифр.
И тогда все мы сможем совместно потрудиться над сохранением духовного, культурного и исторического наследия Соловков, утратить которое просто не имеем права.
Известия
|