Псковская Правда | Владимир Легойда | 06.12.2010 |
Вопрос добра и зла
Почему я хотел предложить вам поразмышлять на тему религии? Почему это важно сейчас и вообще в жизни? Как-то на одной пресс-конференции одна продвинутая журналистка спросила у меня: почему вы все время говорите о религии, ведь религиозная идентичность — это не единственная идентичность человека? Действительно, не единственная идентичность, но, как говорят философы, предельная идентичность.
Смотрите: я — мужчина, брат, отец, преподаватель, журналист, и у меня есть набор идентичностей или социальных ролей, социальных масок. Но никакая из этих ролей в отдельности и не все они вместе определяют мое отношение к тому, что такое хорошо и что такое плохо. Скорее напротив.
То отношение, которое у меня есть к глубинным ценностям человеческой жизни — что такое хорошо и что такое плохо — определяет и то, какой я отец, и то, какой я брат, и то, какой я преподаватель. То есть сначала я решаю для себя вопрос добра и зла, сначала решаю для себя вопрос цели в жизни, а уже потом это решение я реализую в жизни. То есть связь именно такая.
Современный человек — существо очень нецельное. Выдающийся русский социолог Питирим Сорокин, характеризуя сознание пуритан, сказал замечательную вещь: по воскресеньям пуританин верит в бога, а по остальным дням — в фондовую биржу. Демонстрируя тем самым, что у человека есть уголочек, в котором живет его религиозное чувство. И он там, в этом уголочке, очень верующий человек. Но вот он вышел из церкви, молельного дома, вышел из храма — и оставил все свое религиозное чувство там.
Конечно, так не может быть. Именно в религиозной плоскости решаются вопросы добра и зла, решаются вопросы жизни и смерти. Потому что основной вопрос, на который отвечает или пытается ответить любая религия, это вопрос, что такое смерть, а значит, что такое жизнь. Единственное, что мы с вами знаем о себе, это то, что мы все с вами умрем. Как бы ни печально это было осознавать, но это единственное знание, которое, безусловно, есть у человека. И вот единственность этого знания определяет его важность.
Кто-то скажет: почему вы считаете, что это религиозный вопрос? Сдаюсь, можно сказать, что нерелигиозный вопрос в том смысле, что человек не находит для себя религиозного ответа. Но это все равно попытка ответить на вопрос, что такое добро и что такое зло. Почему эта связь не так очевидна сегодня? В том числе и потому, что у нас принято считать: религия — это частное дело. Это справедливо.
Преодоление одиночества
Религия — это не просто личное, это, может быть, самое личное, самое интимное, что есть в человеческой жизни. И религия — это, по большому счету, не определение, а одна из характеристик, это способ преодоления одиночества. Мы понимаем, что каждый человек в этом мире одинок. Думаю, что каждый переживал минуты, когда вы понимаете: сейчас вам никто не может помочь, сейчас вас, к сожалению, никто не понимает. Все попытки излить душу, найти поддержку даже у самых близких людей натыкаются на стену непонимания. Каждый человек переживал такие минуты. Кто-то чаще, кто-то реже.
У «Машины времени» когда-то давно была такая песня «Она идет по жизни смеясь». Слышали? Там есть такие строчки: «Все с восхищением смотрят ей вслед и не замечают, как плачет ночами та, что идет по жизни смеясь».
Любой человек — это существо, которое «плачет ночами».
В этом смысле религия как преодоление одиночества. Религия — это есть выход и возможность связи с тем, кто тебя всегда поймет. Вот когда весь мир, кажется, против тебя, всё против тебя ополчилось — у тебя всегда есть выход: ты всегда можешь обратиться к Богу, ты всегда можешь эту связь реализовать.
Одна из этимологий слова «религия» (вы, наверное, об этом знаете) означает «связывать». Происхождение слова и обозначает связь. Вот в этом смысле, конечно, религия — это глубоко интимное, личное дело. Но религия никогда не была (обращаю на это ваше внимание) и не может быть только частным делом.
Разрыв сознания
Если религия, то есть мои ответы на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо, что такое жизнь и что такое смерть, не определяют мои поступки в семейной жизни, в общественной жизни, в какой угодно жизни, то значит, этой связи меня с вечностью и продолжения меня в социуме нет. Если я говорю, что я верующий человек и нахожусь в храме, молюсь, потом выхожу из храма, сажусь в автобус, мне наступают на ногу, и я все, что думаю о человеке, выдаю коротко и емко, то, наверное, у меня эта связь еще очень плохо стыкуется. Особенно если я еще при этом считаю, что так и должно быть.
Если я говорю, что я православный бизнесмен, но первое, что я сделал с началом кризиса, это уволил половину сотрудников, а остальным сократил зарплату, то я, простите, фиговый православный бизнесмен. И у меня мои эти представления о добре и зле, даже если 8 церквей построил, не определяют мою жизнь.
Почему это иногда происходит? Потому что существует такой разрыв: человек не реализует в своей жизни то, что он призван реализовать как верующий человек, как христианин. Разорванность человеческого сознания — это очень большая проблема. Приведу два примера, которые покажут, как по-разному можно к этому относиться. Был такой губернатор Нью-Йорка. Он говорил, что как верующий человек он выступает категорически против абортов, но как губернатор он приложит все силы для того, чтобы женщины могли осуществлять право и на это действие. То есть здесь он как человек, а здесь — как чиновник.
Но в современном мире есть люди, которые поступают по-другому. В 1990 году бельгийский король, когда стал обсуждать вопрос об отмене запрета на аборт, сказал: «Я не хочу быть королем в стране, которая принимает такие законы». И отрекся от престола.
Пятое измерение
Нам долгое время говорили, что религия отрывает человека от реальности, но она предельно реалистична. Она понимает, что человек не может измениться. Даже если он с детства будет воспитываться в религиозных традициях, все равно будет подвержен каким-то соблазнам
Есть такое русское слово — «покаяние», у греков означает — перемена ума. То есть покаяние — это не стоять и осознавать, какой я плохой, несчастный, а ты меняешь взгляд на мир, меняешь свое отношение к поступку. И в разговоре с Богом (а молитва — это разговор с Богом) ты констатируешь это.
С христианской точки зрения грех — это то, что оскорбляет самого человека в первую очередь. Один из возможных переводов слова «грех» — промах. То есть грешник не человек, которому надо пятки поджаривать, а промахивающийся человек. Человек не идет к цели, а промахивается.
Религия — это дополнительное измерение. В религии человек обретает возможность посмотреть на это мир, на себя, на свои взаимоотношения с другими людьми по-другому. Он получает, если хотите, дополнительный инструментарий, чтобы посмотреть на эту жизнь.