НГ-Религии | Протоиерей Всеволод Чаплин | 01.12.2010 |
Во многих местах реально никто, кроме сильных монастырей и приходов, способных и защитить, и помочь объединиться, и стать посредником между переселенцами и местными властями. Конечно, дать высокооплачиваемую работу они обычно не могут. Но помочь «наладить жизнь» — в состоянии. Необходимо только взять на себя ответственность и сказать людям, думающим, возвращаться ли им в Россию, что их зовут не в никуда, а в конкретное место, где они не загнутся от равнодушия и произвола. Люди же воздадут приходской или монастырской общине сторицей — об этом говорит вся наша история.
Не менее важная сфера для сотрудничества — это духовная культура мигрантов, ее совместимость с духовной культурой России. Не секрет, что многие приезжающие из других стран СНГ, да и «внутренние мигранты», едут не столько ради заработка и лучшей жизни, сколько ради того, чтобы изменить цивилизационный выбор России — то ли словом, то ли хитростью, то ли силой. Да, таких меньшинство. Но если они станут лидерами диаспор — ничего хорошего стране ждать не придется.
Чтобы избежать постоянных и нарастающих конфликтов между мигрантами и коренным населением, совершенно необходимо приезжих включить в культурное, языковое, политическое, духовное поле страны. И не надо при этом бояться принимать волевые решения и тратить деньги — если проблему не устранить, денег скоро потребуется еще больше, а решения придется принимать еще более тяжелые.
Мигрантам надо активно предлагать изучение русского языка и русской культуры, а также, что очень важно, православия и традиционных для России версий ислама и буддизма. Делать это можно в специальных центрах, причем вовсе не обязательно государственных и бюджетных. Сегодня бизнес заинтересован в привлечении рабочей силы и в компактном размещении работников вблизи предприятий. Заинтересовано деловое сословие, конечно, и в том, чтобы рабочие-мигранты жили в мире с коренным населением и не оказывались под контролем деструктивных группировок.
Значит, бизнес вполне мог бы — вместе с государством, религиозными и общественными объединениями, самими диаспорами — создавать просветительские центры для мигрантов в местах их проживания. Именно там могли бы обучать и языку, и религии, и культурным нормам. Именно там помогли бы найти лучшую работу, получить гражданство, включиться в работу российских политических партий, религиозных общин и гражданских ассоциаций. Если в поле работы таких центров войдет большинство мигрантов, за мирную жизнь России можно будет не опасаться.