Русская линия
Русская линия Юрий Клиценко15.12.2003 

В Москве состоялась конференция «Литва эпохи Миндаугаса и ее соседи: исторические и культурные связи и параллели»

11−12 декабря в литовском культурном центре «Дом Юргиса Балтрушайтиса» (Поварская, 24) состоялась международная научная конференция «Литва эпохи Миндаугаса и ее соседи: исторические и культурные связи и параллели», организованная Посольством Литовской Республики в России, «Домом Юргиса Балтрушайтиса», Институтом всеобщей истории РАН, Институтом славяноведения РАН и Институтом истории Литвы.
Конференция приурочена к юбилею коронации Миндаугаса (1253 г.), который отмечался в Литве в 2003 году. Аналогичные мероприятия прошли этом году также в Литве и в Белоруссии.
В форуме приняли участие посол Литвы в России Римантас Шидлаускас, директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян, директор Института истории Литвы Алвидас Никжентайтис, историки из Литвы, России, Белоруссии, Украины, Чехии, Австрии.
Ученые рассмотрели такие малоизученные вопросы, как конфессиональные и языковые связи Великого княжества Литовского (ВКЛ) и Киевской Руси, особенности формирования северо-западной диалектной зоны белорусского языка, рецепция норм Русской Правды в памятниках права Великого княжества Литовского и другие.
В докладе Е.Л.Назаровой (Москва), посвященном крестовым походам на Балтике, в частности, были отмечены существенные различия между католическими и православными методами миссионерской деятельности, связанные с особенностями церковных структур и церковно-государственных взаимоотношений в Западной Европе и Древней Руси. Распространение Православия в Прибалтике в XII—XIII вв.еках выявляется как по историческим источникам, так и археологическим находкам — прежде всего, православным нательным крестам, во множестве обнаруженным рижским археологом Эвальдом Мугуревичем при раскопках на территориях современных Латвии и Эстонии (см. Э.С.Мугуревич, Литва и Древнерусские земли, 1965). Сохранились документы, свидетельствующие о том, что присутствие православных миссионеров в Прибалтике вызывало обеспокоенность Римской курии. Поскольку проповедь Православия обычно не сопровождалась принуждением, западные миссионеры обвиняли русских священнослужителей в недостаточной заботе о спасении душ язычников. Говоря о традиционной миссионерской практике католиков, Е.Л.Назарова отметила: «Завоевания языческих, а также православных земель войсками западных христиан („латинян“, как они называются в источниках) начинались с засылки вглубь миссионерской территории проповедников, которые угрозами и посулами принуждали принять католичество нескольких местных жителей, обычно единицы. За миссионерами следовали так называемые пилигримы, то есть войска крестоносцев, так как территории, где удавалось создать немногочисленные католические общины, объявлялись вошедшими в лоно Римской церкви и подлежали защите от язычников и православных, составлявших большинство населения. Именно по такому сценарию в 1240—1242 годах был организован крестовый поход в земли карелы, ижоры и води, входившие в состав Новгородской республики».
Объектом дискуссии стал доклад Е.А.Целуновой (Прага) «К вопросу о древнейших конфессиональных и языковых связях Великого княжества Литовского и Киевской Руси». Еще задолго до официального крещения Литвы по католическому обряду многие князья и их приближенные были православными. Православие в Литве укоренялось главным образом посредством женитьбы литовских князей на русских княжнах. Православными были также многие знатные литовские династии (Сапеги, Тышкевичи, Огинские), а также простые люди. О Православии как о первой христианской религии многих литовцев косвенным образом свидетельствуют и лингвистические данные, а именно — литовская христианская терминология, так как многие богослужебные термины являются заимствованиями из русского языка. По мнению литовского лингвиста К. Буги, исследовавшего литовскую христианскую терминологию, заметное влияние Православной Церкви в Литве началось не раньше конца XII века. Таким образом, уже со времен князя Миндаугаса этническая Литва была в конфессиональном и языковом отношении теснейшим образом связана с Русью.
В докладе М. Мозера (Вена) «Стереотипы литовцев в древнейших восточнославянских летописях» были представлены негативные стереотипы литовцев, — по мнению западного ученого, примеры нетерпимости православных по отношению к балтийским язычникам. Можно возразить, что, например, в летописных версиях «Повести о Довмонте» все отрицательные эпитеты (поганые, безбожные, зверообразные и т. п.), характеризующие язычников-литовцев, одинаково прилагаются и к тевтонским рыцарям-христианам. Указанные стереотипы свидетельствуют не о крайне враждебном отношении русских христиан к язычникам, а о литературном штампе, который использовался для создания образа противников, угрожавших Святой Руси. В поздней Распространенной редакции «Повести о Довмонте» (XVI-XVII в.) «поганые и безбожные» литовцы устремляются в бой «зверообразным рвением вооружахуся, аки дивии зверие рыкающе», но в то же время автор называет их «славными и храбрыми ратниками». Князь Гердень, услышав о пленении жены и детей, «зело скорбен бысть», в погоню за Довмонтом он отправляется «плач и смущение людцкое узрев», таким образом «лютая ярость» литовцев получает психологическое оправдание. Однако, неоднозначны только описания поведения литовцев, характеристики «поганых латинян» немцев однозначно отрицательные. Крестоносцы не только «поганые, безбожные и зверообразные», но и злодеи, убивавшие русских монахов, женщин и детей, а также лжецы и клятвопреступники: целовали крест, обещая не участвовать в битве под Раковором, но нарушили клятву, «окаяннии», «вселукавии змеи», «дивие зверие рыкающе», «гоними гневом Божиим». Боголюбивый князья Довмонт и Воишелк, виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий — идеальные литовцы, православные святые. Как указал М.В.Дмитриев (Москва) в докладе «Литва и литовские люди в представлениях русского общества в середине XVII века», очень часто под «литовскими людьми» московские источники понимают православное население Великого княжества Литовского. Но в древнерусской литературе и языческие верования литовцев — меньшее зло в сравнении с католической агрессией Тевтонского ордена.
Рассмотренные выше примеры показывают, что материалы конференции могут представлять интерес для православных читателей. Тезисы международной научной конференции «Литва эпохи Миндаугаса и ее соседи: исторические и культурные связи и параллели» изданы «Домом Юргиса Балтрушайтиса», справки по телефонам (095) 785 86 24, 785 86 37.

http://rusk.ru/st.php?idar=4511

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru