Радонеж | Алексей Харитонов | 25.11.2010 |
Недавно в Новой Зеландии разгорелся острый конфликт из-за телевизионной рекламы, за которой стоит автралийский доктор Филипп Нитшке. Человек это по-своему знаменитый — еще в 1998 году получил звание «Гуманист Года» от Совета Австралийских Гуманистических Обществ. Ряд общественных и религиозных организаций выступили резко против рекламы, продвигающей идеи доктора. В чем же дело? Почему церковники ополчились против этого великого гуманиста? Слово «гуманист» у нас часто воспринимается как латинский аналог русского «человеколюбец», и когда слышишь о том, что некий человек признан был «гуманистом года», особенно, когда это — врач, думаешь о том, что он, должно быть, спас множество жизней, вырывал умирающих у смерти и возвращал их семьям. Дело, однако, обстоит ровно наоборот — доктор Филлип Нитшке обучает людей правильной технике самоубийства — разъясняет, какие таблетки надо пить, чтобы точно и безболезненно умереть, где достать эти таблетки в разных странах, как именно их принять. Делает он это и через интернет, и через свою книгу с подробными инструкциями. Рекомендованными им лекарствами травятся стар и млад, смертельно больные и просто пришедшие в уныние. Именно за эти благодеяния человечеству в он и был признан Гуманистом Года. С тех пор он продолжает свою гуманистическую деятельность, из-за которой недавно попал в заголовки новостей.
Кто-то подумает, что это злая карикатура — но увы, это реальность. Представители ряда общественных организаций и Церкви выступают против деятельности этого «инструктора по самоубийствам» указывая на то, что, что его деятельность фактически направлена на уничтожение людей, находящихся в депрессии или переживающих трудные обстоятельства, а также указывают на «глубокие раны, которые самоубийство наносит семьям и обществу в целом». Однако формально деятельность этого гуманиста находится в рамках закона, и пресечь ее нельзя.
Если под словом «гуманизм» можно подразумевать усилия, направленные на то, чтобы склонять унылых людей к самоубийству и приносить невыносимое горе их семьям, то что же тогда вообще обозначает это слово? Исторически этим словом обозначались разные явления — например, христианский гуманизм эпохи Возрождения, понятно, не имеющий к доктору Нитшке никого отношения. Но в наше время «гуманизмом» чаще называют секулярный (или светский) гуманизм, который характеризуется тем, что «не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы» и «утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога».
Но правильно ли ставить деятельность Нитшке в упрек всему этому движению? Может ли он представлять позицию секулярного гуманизма вообще? Может, это какой-нибудь сектант-отщепенец, извратитель светлых идеалов, на которого основная масса секулярных гуманистов смотрит с отвращением и негодованием? Никоим образом — как уже было сказано, Совет Австралийских Гуманистических Обществ признал его «гуманистом года», его также с полным одобрением упоминают на сайте «Международного Гуманистического и Этического Союза», который является «всемирным союзом гуманистических организаций».
Впрочем, это лежит вполне в русле этой идеологии — достаточно вспомнить другого «гуманиста года», за 2004 год, австралийский философ Питер Сингер. Более всего он известен как защитник прав животных, но при этом он не только поддерживает аборты, но и убийство новорожденных младенцев, поскольку младенцы «лишены таких определяющих черт личности, как рациональность, автономность и самосознание». Недавно, правда, его позиция несколько изменилась — он признал, что убивать можно не только новорожденных, но и детей до нескольких лет. То, что этот человек выступает за легализацию зоофилии, говоря, что сексуальные отношения между человеком и животным могут быть «взаимно удовлетворяющими» на этом фоне уже как-то и не шокирует.
Почему-то стоит людям отвергнуть Бога как нравственного Законодателя и заявить, что они способны быть нравственными и без Него, как они измышляют себе нравственность, в которой склонять к самоубийству — похвально, а убивать маленьких детей — вполне допустимо. Те инструкции по самоубийству, которые распространяет доктор Нитшке, весьма символичны — в то время, как Христос пришел, чтобы мы имели «жизнь с избытком», атеизм приходит, чтобы мы имели смерть.