Радонеж | Сергей Белозерский | 26.11.2010 |
На прошлой неделе отмечался всемирный день толерантности — или, как говорят по-русски, терпимости. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО в 1995 году.
Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
Православные христиане нередко с определенной подозрительностью реагируют на слово «толерантность» — и этому есть некоторое причины. Под «толератностью» нередко понимается процесс, при котором сначала истина уравнивается с заблуждением, здоровье — с болезнью, чистота — с пороком, а затем заблуждение, болезнь и порок наделяются преимущественными правами.
Поэтому нам важно разобраться в том, что мы понимаем под «разнообразием культур» и под выражением «иметь право». В традиционных культурах ряда африканских стран существует, например, такая практика как «женское обрезание» — мучительная и опасная операция, которая делает женщину неспособной наслаждаться супружеской жизнью, а в ряде случаев — неспособной к такой жизни вообще. Должны ли мы принимать и уважать такой элемент культуры? В ряде обществ глубоко укоренен обычай «убийств чести», когда девушку, заподозренную, (обоснованно или нет) в добрачной связи, убивают ее родственники, чтобы спасти «честь семьи» — причем убивают нередко страшно, например, обливают бензином и сжигают живьем. Можно продолжать примеры разнообразных обычаев, которые мы сочли бы отвратительными и неприемлемыми — должны ли мы проявлять «уважение и принятие» по отношению к ним? Другая проблема, связанная с понятием толерантности — то обстоятельство, что ряд культур (на самом деле, практически все традиционные культуры) интолерантны — обращение в христианство для члена традиционно мусульманского общества влечет за собой смертную казнь, в Индии (теоретически светской и демократической стране) свирепые преследования христиан и, особенно обращенных из индуизма — обычное дело. Должны ли мы проявлять толерантное уважение, принятие и правильное понимание по отношению к культурам, предполагающим крайне дурное обращение с женщинами, жесткое подавление религиозных меньшинств и безусловное отрицание личного выбора в вопросах религии?
Одна из проблем, связанных с понятием толерантности, в том, что толерантность игнорирует принципиальную разницу, существующую между различными культурами и религиями. Для сторонников толерантности белые хулиганы, нападающие на мусульманского подростка где-нибудь в Париже, и толпа пакистанцев, убивающая христиан по обвинению в осквернении Корана, — явления одного порядка. То и другое есть проявление интолерантности, поэтому давайте насаждать толерантность. Между тем, между этими двумя случаями есть очевидная разница. В глазах европейского общества белые хулиганы являются именно хулиганами, уголовными преступниками, которых осуждает Церковь и преследует государство. В глазах своего общества пакистанские погромщики являются героями, выступающими на защиту того, что в этом обществе считается священным, правильным и должным. Одни являются нарушителями культурных норм, другие — их исполнителями. В Англии сейчас разгорается скандал из-за того, что в ряде исламских школ, финансируемых из Саудовской Аравии, школьников учили, как правильно отрубать руки ворам. Это тоже часть соответствующей культуры.
С точки зрения уровня толерантности было бы крайне нелепо уравнивать европейскую культуру и, скажем, традиционно исламскую или индуистскую. Если Вы считаете, что толерантность лучше интолерантности, вы просто вынуждены считать, что европейская культура много превосходнее афганской или индийской. Однако человек толерантный такого признания сделать не может, поэтому в самой идее толерантности есть некоторая шизофреничность — интолерантность это ужасно, но все культуры достойны равного уважения, в том числе интолерантные.
Человек толерантный настолько ужасается неправдам, которые в свое время творили европейские империалисты, неся «бремя белого человека», что любая мысль о том, что европейская культура может быть в каком-то отношении лучше, кажется ему проявлением звериного расизма. Но тут необходимо четко разграничить все вещи: говорить о том, что какая-то раса превосходнее другой, нелепо и безнравственно. Все люди созданы по образу Божию, пали в Адаме и искуплены во Христе — и в этом смысле, фундаментально равны. Но если мы имеем хоть какие-то моральные принципы, мы неизбежно должны будем сказать, что одна культура может быть превосходнее другой и что возможен культурный прогресс, смягчение нравов, например, когда молодых женщин перестают сжигать по подозрению в блуде.
Мы просто признаем очевидность того, что существует европейская, и, в частности, русская культура, эта культура имеет христианские корни, и эту культуру следует сохранять и поддерживать, а уравнивать ее с культурами, построенными на совсем других принципах, было бы нелепо.