Известия | Сергей Чапнин | 19.11.2010 |
Русская православная церковь заграницей отмечает эти дни свое 90-летие. Если задуматься, то «заграничная» Церковь—это странное и даже причудливое название. Мы уже привыкли к тому, что в ХХI веке границы стали прозрачными и в некотором смысле условными. К чему было так резко подчеркивать «русскость» Церкви и в то же время географическую отделенность от России?
Если же учесть, что еще в XIX веке русские православные храмы были построены далеко за пределами Российской империи—в Германии, во Франции, в Италии и Японии, а в Америке они имели даже свое епархиальное управление, то понятие «заграничной» Церкви вызывает еще более недоумений.
Корни Зарубежной церкви в нашей национальной катастрофе ХХ века. Ее появление стало следствием Октябрьского переворота и поражения в Гражданской войне тех, кто сражался против большевиков. В ноябре 1920 года из Крыма эвакуировалась Русская армия генерала Петра Врангеля. Вместе с офицерами и солдатами ушли их жены и дети, казаки, гражданские лица и духовенство—все они ясно понимали, что большевики их рано или поздно уничтожат. Всего же около 2 миллионов русских людей оказалось в изгнании. Родину покинули люди разных сословий и разных политических взглядов, но все они нуждались в духовной поддержке—жизнь за пределами России складывалась очень трудно. И многочисленное духовенство, оказавшееся за пределами России, жертвенно служило своей пастве, сохраняя и церковные традиции, и русскую культуру, и родной язык.
Но русская эмиграция не смогла сохранить церковное единство, и Зарубежная церковь оказалась лишь одной из нескольких церковных юрисдикций. Однако она стала символом духовного сопротивления Советской власти и крайне жестко критиковала, а порой и осуждала ту часть Православной церкви в России, которая пошла с этой властью на компромиссы. (В скобках замечу, что Декларация митрополита Сергия, окончательно разделившая Церковь в России и за ее пределами, была опубликована именно в газете «Известия» 19 августа 1927 года.)
Зарубежная церковь стремилась говорить правду о Церкви в России—о страданиях и гонениях, о подвиге тех епископов, священников и мирян, кто принял мученическую смерть. Задолго до их канонизации в самой России Зарубежная церковь прославила Новомученников и исповедников российских в сонме святых. И за это ей были многие благодарны, равно как и за церковные книги, которые зарубежники десятками тысяч экземпляров совершенно безвозмездно присылали в Россию в начале 90-х годов.
Однако казалось, что критический настрой паствы Зарубежной церкви в отношении к России не позволит ей увидеть перемены двух последних десятилетий, и надеждам на воссоединение Церквей не скоро суждено будет исполниться. Но воссоединение—искреннее и вдохновенное—три года назад состоялось. Какой же будет миссия Зарубежной церкви в XXI веке? Она сохраняет свою верность Русскому православию и в то же время успешно обращается к англоязычной пастве. Это уникальный опыт в эпоху глобализации, и он сегодня необходим как никогда прежде. Не во всем зарубежники понимают современную Россию, но не теряет своего значения и их взгляд на российскую историю ХХ века.
Если же учесть, что еще в XIX веке русские православные храмы были построены далеко за пределами Российской империи—в Германии, во Франции, в Италии и Японии, а в Америке они имели даже свое епархиальное управление, то понятие «заграничной» Церкви вызывает еще более недоумений.
Однако казалось, что критический настрой паствы Зарубежной церкви в отношении к России не позволит ей увидеть перемены двух последних десятилетий, и надеждам на воссоединение Церквей не скоро суждено будет исполниться. Но воссоединение—искреннее и вдохновенное—три года назад состоялось. Какой же будет миссия Зарубежной церкви в XXI веке? Она сохраняет свою верность Русскому православию и в то же время успешно обращается к англоязычной пастве. Это уникальный опыт в эпоху глобализации, и он сегодня необходим как никогда прежде. Не во всем зарубежники понимают современную Россию, но не теряет своего значения и их взгляд на российскую историю ХХ века.