Русская линия
Радонеж24.11.2010 

Миссия и приоритеты

Важным событием в жизни нашей Церкви стал прошедший недавно IV Всецерковный миссионерский съезд. Выступая на его открытии, Святейший Патриарх Кирилл сказал, что наша страна, страна с 1000-летней культурной христианской традицией, явившая миру множество святых угодников Божиих, стяжавшая наименование Святой Руси, как бы отказалась от своего исторического предания, разрушила собственную историческую традицию. «На этих духовных развалинах выросло четыре поколения людей», напомнил Предстоятель, «и поэтому сегодня невозможно проповедовать Христа, просто апеллируя к традиции, к генетической памяти». Слишком большой период времени прошел, когда общество развивалось вне всякого участия Церкви. Последствие этих духовных разрушений — «очень часто бывает так, что люди, по убеждениям верующие, живут так, будто никакой веры не существует, и становятся легкой добычей разрушительных языческих соблазнов, которые сегодня обрушиваются не только на наш народ, но и на весь род человеческий

Поэтому цель миссии ясна, сказал Патриарх — чтобы вера, которая часто присутствует в сердце даже невоцерковленных людей, становилась очень сильным мотивом, определяющим реальное поведение людей, их мироощущение, их мировоззрение. «Вера должна в первую очередь вооружить человека критерием определения добра и зла, способностью отличать правду Божию от бесовской лжи; вера должна реально помогать человеку находить свое место в общественном пространстве, выбирать жизненные приоритеты, строить свою жизнь».

Мы все должны быть объединены в этом общем делании. И миссия, напомнил Предстоятель, ни в коем случае не должна разделять людей. «Сегодня существует некое напряжение между теми, кто принимает определенные методы миссионерства, и теми, кто эти методы отвергает. Думаю, что здесь следует снять налет всякого рода эпатажа, чрезмерной оригинальности. Нужно работать со смирением, а самое главное, преследовать только одну цель — чтобы сердца людей обратились к Богу».

К сожалению, именно смиренного видения только этой цели сегодня зачастую не наблюдается. Упомянутые Предстоятелем группы, между которыми существует напряжение, с поражающей воображение легкостью переходят от только лишь «напряжения» к просто-таки междоусобице и, забывая обозначенную цель, стремятся уже не к ней, а, кажется, к полному изничтожению оппонентов. Такое впечатление, во всяком случае, возникало неоднократно по ходу полемики вокруг Боголюбовского монастыря. Каких только призывов не слышалось — и «разорить клоповник», и «разогнать Кучерлаг». Духовная разруха заметна, да. Про то, чтобы сердца людей обратились к Богу — не видно, чтоб такая цель была.

На днях сообщалось, что после доследственных проверок заявлений двух бывших воспитанниц Свято-Боголюбского монастыря (об истязаниях и насильственном удержании в монастыре) следователи приняли решение об отказе в возбуждении уголовного дела. По результатам проверок заявлений, основанных на совокупности собранных материалов, следователи пришли к выводу об отсутствии события преступления, предусмотренного ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы). За «Кучерлаг», однако же, извиняться никто не собирается — не на тех напали. Потому что «как бы журналисты» уже объяснили — неважно, были истязания или были рассказы о них — мы знаем, что детям в монастыре было плохо. Так что, мол, что бы вы там не нарасследовали — значения иметь не будет. Налицо четкие критерии определения добра и зла, и отличная способность отличать правду от лжи. Апостольское предупреждение — «Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете» (Гал. 5, 15) — можно не напоминать.

Детям, разумеется, в монастыре не должно быть плохо. Там вообще никому не должно быть плохо, кроме бесов. «Монастыри не должны отпугивать людей», — напомнил Патриарх в цитированном выше выступлении. — «Стиль отношения монашествующих к паломникам и даже к туристам должен быть проникнут духовной заботой о человеке — с тем, чтобы молитвенный, духовный потенциал обителей, обращенный к современным невоцерковленным людям, делал свое доброе дело, открывая сердца людей навстречу Богу». И в общем-то, эти слова Предстоятеля не только к монастырям относятся. «Стяжи дух мирен», было сказано Преподобным нам всем.

Как бы в укор православным, с усердием друг друга снедающим, весь мир на днях отмечал Международный день толерантности. С пониманием которой разными людьми наблюдаются, однако, тоже большие расхождения. Недавно, например, промелькнуло сообщение о страданиях в американском застенке от нетолерантности надзирателей заключенного-мусульманина. Который ожидает в тюрьме приговора за то, что прямо в телестудии руководимого им интернет-телеканала отрубил голову собственной жене, которая незадолго до этого начала в отношении своего мужа бракоразводный процесс. Теперь он заявил судье, что не чувствует себя в безопасности, потому что «белые нацисты"-надзиратели ведут себя нетолерантно. Начальник тюрьмы говорит, что много думал…

Одновременно большую нетолерантность в преддверии большого международного праздника проявили столичные звезды эстрады, которые не желают терпеть массовый забой скота по случаю Курбан-байрама на московских улицах, а также жители Владивостока, наблюдавшие оный забой не просто на улице, а прямо-таки напротив детского сада. Жителей можно понять — если детям не должно быть плохо в монастыре, то уж тем более непонятно, зачем им должно быть плохо в детском саду. Хотя может это было такое «принуждение к толерантности» сызмальства? В таком случае звездам точно ничего не светит, тем более, если еще застроить всю Москву мечетями, как периодически предлагают некоторые исламские активисты, почему-то думающие, что в столице проживает многомиллионное мусульманское население, которое просто на улицу не выходит никогда, потому его и не видно.

Видимо, для того же «принуждения к толерантности», понимаемой своеобразно, страны, входящие в организацию «Исламская конференция», намерены добиваться через ООН международного признания (и применения, заметим) своих так называемых «антиклеветнических» законов, предусматривающих различные наказания за «богохульство» и «оскорбление ислама». Ну, в частности, чтоб неповадно было всяким звездам протестовать против превращения баранов в халяльное мясо, нанося этими протестами явное и неприкрытое оскорбление известной всем своим миролюбием религии.

Каковы будут последствия этого принуждения для толерантности, пока неясно. Хотя предположения уже высказываются — на основании уже имеющейся статистики. Выяснили дотошные ученые, что, например, в Великобритании только 23% мусульман положительно относятся к своим немусульманским согражданам, в то время как остальные 62% - отрицательно. Две трети, если кто не понял. Сходная картина и во Франции — 58% мусульман негативно относятся к немусульманам — своим согражданам. Ну и, соответственно, среди части коренных европейцев также есть негативное отношение к исламу и мусульманам. Так, во Франции к исламу отрицательно относятся 66% французов, примерно четверть (23%) относятся к нему положительно, а 11% - индифферентно. То есть, большого успеха политика принуждения к толерантности и насаждения мультикультурализма не добилась, если по две трети с каждой стороны другую сторону терпеть не могут. О чем, собственно, уже и свидетельствуют европейские лидеры — как Ангела Меркель, например.

Приводивший недавно в интервью одной из газет помянутую выше статистику ученый-востоковед считает, что «решение проблем во многом зависит от мусульман Европы. Многие из них утверждают, что ислам и терроризм — две вещи несовместные, что ислам — это религия мира. Что ж, в Коране сказано: «Приведите ваши доказательства, если вы говорите правду», — призвал ученый. Разумная позиция, согласны. К сожалению, в сегодняшней Европе ее далеко не все оценят. Как уже отмечалось, сегодня в моде непробиваемая уверенность в своем праве принуждать к бесчувственности, называя это толерантностью.

Редакционный комментарий «Радонежа»

http://www.radonezh.ru/analytic/13 455.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru