Радонеж | 24.11.2010 |
Поэтому цель миссии ясна, сказал Патриарх — чтобы вера, которая часто присутствует в сердце даже невоцерковленных людей, становилась очень сильным мотивом, определяющим реальное поведение людей, их мироощущение, их мировоззрение. «Вера должна в первую очередь вооружить человека критерием определения добра и зла, способностью отличать правду Божию от бесовской лжи; вера должна реально помогать человеку находить свое место в общественном пространстве, выбирать жизненные приоритеты, строить свою жизнь».
Мы все должны быть объединены в этом общем делании. И миссия, напомнил Предстоятель, ни в коем случае не должна разделять людей. «Сегодня существует некое напряжение между теми, кто принимает определенные методы миссионерства, и теми, кто эти методы отвергает. Думаю, что здесь следует снять налет всякого рода эпатажа, чрезмерной оригинальности. Нужно работать со смирением, а самое главное, преследовать только одну цель — чтобы сердца людей обратились к Богу».
К сожалению, именно смиренного видения только этой цели сегодня зачастую не наблюдается. Упомянутые Предстоятелем группы, между которыми существует напряжение, с поражающей воображение легкостью переходят от только лишь «напряжения» к просто-таки междоусобице и, забывая обозначенную цель, стремятся уже не к ней, а, кажется, к полному изничтожению оппонентов. Такое впечатление, во всяком случае, возникало неоднократно по ходу полемики вокруг Боголюбовского монастыря. Каких только призывов не слышалось — и «разорить клоповник», и «разогнать Кучерлаг». Духовная разруха заметна, да. Про то, чтобы сердца людей обратились к Богу — не видно, чтоб такая цель была.
На днях сообщалось, что после доследственных проверок заявлений двух бывших воспитанниц Свято-Боголюбского монастыря (об истязаниях и насильственном удержании в монастыре) следователи приняли решение об отказе в возбуждении уголовного дела. По результатам проверок заявлений, основанных на совокупности собранных материалов, следователи пришли к выводу об отсутствии события преступления, предусмотренного ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы). За «Кучерлаг», однако же, извиняться никто не собирается — не на тех напали. Потому что «как бы журналисты» уже объяснили — неважно, были истязания или были рассказы о них — мы знаем, что детям в монастыре было плохо. Так что, мол, что бы вы там не нарасследовали — значения иметь не будет. Налицо четкие критерии определения добра и зла, и отличная способность отличать правду от лжи. Апостольское предупреждение — «Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете» (Гал. 5, 15) — можно не напоминать.
Детям, разумеется, в монастыре не должно быть плохо. Там вообще никому не должно быть плохо, кроме бесов. «Монастыри не должны отпугивать людей», — напомнил Патриарх в цитированном выше выступлении. — «Стиль отношения монашествующих к паломникам и даже к туристам должен быть проникнут духовной заботой о человеке — с тем, чтобы молитвенный, духовный потенциал обителей, обращенный к современным невоцерковленным людям, делал свое доброе дело, открывая сердца людей навстречу Богу». И в общем-то, эти слова Предстоятеля не только к монастырям относятся. «Стяжи дух мирен», было сказано Преподобным нам всем.
Как бы в укор православным, с усердием друг друга снедающим, весь мир на днях отмечал Международный день толерантности. С пониманием которой разными людьми наблюдаются, однако, тоже большие расхождения. Недавно, например, промелькнуло сообщение о страданиях в американском застенке от нетолерантности надзирателей заключенного-мусульманина. Который ожидает в тюрьме приговора за то, что прямо в телестудии руководимого им интернет-телеканала отрубил голову собственной жене, которая незадолго до этого начала в отношении своего мужа бракоразводный процесс. Теперь он заявил судье, что не чувствует себя в безопасности, потому что «белые нацисты"-надзиратели ведут себя нетолерантно. Начальник тюрьмы говорит, что много думал…
Одновременно большую нетолерантность в преддверии большого международного праздника проявили столичные звезды эстрады, которые не желают терпеть массовый забой скота по случаю Курбан-байрама на московских улицах, а также жители Владивостока, наблюдавшие оный забой не просто на улице, а прямо-таки напротив детского сада. Жителей можно понять — если детям не должно быть плохо в монастыре, то уж тем более непонятно, зачем им должно быть плохо в детском саду. Хотя может это было такое «принуждение к толерантности» сызмальства? В таком случае звездам точно ничего не светит, тем более, если еще застроить всю Москву мечетями, как периодически предлагают некоторые исламские активисты, почему-то думающие, что в столице проживает многомиллионное мусульманское население, которое просто на улицу не выходит никогда, потому его и не видно.
Видимо, для того же «принуждения к толерантности», понимаемой своеобразно, страны, входящие в организацию «Исламская конференция», намерены добиваться через ООН международного признания (и применения, заметим) своих так называемых «антиклеветнических» законов, предусматривающих различные наказания за «богохульство» и «оскорбление ислама». Ну, в частности, чтоб неповадно было всяким звездам протестовать против превращения баранов в халяльное мясо, нанося этими протестами явное и неприкрытое оскорбление известной всем своим миролюбием религии.
Каковы будут последствия этого принуждения для толерантности, пока неясно. Хотя предположения уже высказываются — на основании уже имеющейся статистики. Выяснили дотошные ученые, что, например, в Великобритании только 23% мусульман положительно относятся к своим немусульманским согражданам, в то время как остальные 62% - отрицательно. Две трети, если кто не понял. Сходная картина и во Франции — 58% мусульман негативно относятся к немусульманам — своим согражданам. Ну и, соответственно, среди части коренных европейцев также есть негативное отношение к исламу и мусульманам. Так, во Франции к исламу отрицательно относятся 66% французов, примерно четверть (23%) относятся к нему положительно, а 11% - индифферентно. То есть, большого успеха политика принуждения к толерантности и насаждения мультикультурализма не добилась, если по две трети с каждой стороны другую сторону терпеть не могут. О чем, собственно, уже и свидетельствуют европейские лидеры — как Ангела Меркель, например.
Приводивший недавно в интервью одной из газет помянутую выше статистику ученый-востоковед считает, что «решение проблем во многом зависит от мусульман Европы. Многие из них утверждают, что ислам и терроризм — две вещи несовместные, что ислам — это религия мира. Что ж, в Коране сказано: «Приведите ваши доказательства, если вы говорите правду», — призвал ученый. Разумная позиция, согласны. К сожалению, в сегодняшней Европе ее далеко не все оценят. Как уже отмечалось, сегодня в моде непробиваемая уверенность в своем праве принуждать к бесчувственности, называя это толерантностью.
Редакционный комментарий «Радонежа»