Татьянин день | Александр Василенко | 16.11.2010 |
Калининградская область — самый необычный российский регион. От остальной России Калининград отличается не особым наречием своих жителей или специфическими природными условиями, а историей. Еще каких-то 65 лет назад этот город назывался Кенигсбергом, и жили здесь совсем другие люди. Сегодняшние калининградцы — потомки людей, которые после войны приехали на эту землю, чтобы сделать ее русской землей. Уже тогда жители области стали жертвой чудовищного эксперимента. Говорят, что Сталин лично предложил построить на новой территории атеистический рай: до 1985 года в области не было ни одного действующего храма. Все эти годы ближайшая к границам действующая церковь — храм в литовском городе Кибартай, буквально трещал по швам под натиском богомольцев из Калининграда. Наконец, с приходом перестройки калининградские верующие сумели добиться открытия первой церкви. Власти города выделили для верующих развалины кенигсбергской кирхи «юдиттен», расположенной на окраине города. Так калининградцы обрели свой первый храм — ныне женский монастырь во имя святителя Николая Чудотворца. В последующие годы в области началась настоящая эпоха религиозного возрождения: каждый год в различных городах области открывались новые храмы, причем большинство — в церковных зданиях, до войны принадлежавших лютеранским общинам. Черняховск, Гвардейск, Правдинск, Краснознаменск, Зеленоградск — во всех этих городах православные служат в немецких церковных зданиях. А в Никольском соборе Калининграда немецкая архитектура подчеркивается необычным иконостасом, выполненным с элементами готики. Тогда же представители лютеранской церкви официально отказались от любых претензий на эти здания, уступив их Церкви большинства. Более того, известны случаи, когда лютеране помогали православным восстанавливать бывшие кирхи. Сегодня у лютеранской церкви есть свой новый просторный храм в центре Калининграда и крупный центр в городе Гусеве. Прекрасные помещения имеет католическая община Калининграда: это храм на Лесопильной улице и собор святого Адальберта, не так давно построенный на улице Александра Невского. В области действует францисканский монастырь, благотворительная организация «Каритас», католические приходы есть практически в каждом районном центре. Казалось бы, все довольны.
Но это, к сожалению, не так. Не так давно власти Калининградской области, узаконив действующую уже 25 лет практику, приняли решение о передаче пятнадцати зданий религиозного назначения в собственность Русской Православной Церкви. Среди указанных объектов — совершенно разные здания, в том числе руины рыцарских замков. Кое-где «замок» — это три стены, давно никому не нужные развалины. И если Церковь выражает готовность восстановить разрушенные стены, до которых не доходят руки у государства, вряд ли здравомыслящий человек выступит против такой идеи. В списке присутствует еще один объект — здание Калининградской филармонии, бывший католический храм Святого Семейства. Он-то и стал камнем преткновения между католиками и православными. На идею передачи объектов Церкви с критикой обрушился митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве Архиепископ Павел Пецци. Похоже, для местных католиков инициатива московского начальства была неожиданной. По крайней мере, глава калининградского деканата священник Александр Кревский рекомендовал журналистам за всеми комментариями обращаться к вышеупомянутому руководству. Но самое странное в письме архиепископа- то, что оно идет в разрез с Евангельским принципом решения конфликтных ситуаций: перед публикацией своего воззвания католический иерарх не обратился напрямую к Калининградской епархии, предпочитая решать вопросы в другом жанре. А заодно обвинил своих оппонентов в «разжигании национальной и религиозной розни». Служба коммуникаций Калининградской епархии опубликовала ответ на письмо архиепископа Павла, уверяя: «Православные калининградцы видят перед собой пример ближайших соседей, стран с католическим большинством, где нет разрушенных храмов, а практически в каждом, даже самом малочисленном населенном пункте, имеется место для молитвы. Являясь в калининградском регионе Церковью большинства, Русская Православная Церковь стремится к тому же. Уверены, что данное стремление православной епархии не может не вызывать поддержку со стороны верующих католиков».
Что же касается пресловутого здания филармонии, то здесь картина выходит довольно интересная: изучив мнение общественности, православные приняли решение не превращать помещение в храм и оставить в нем органный зал. В то же время, устремления католиков однозначны: в здании должен быть костел, и только костел. При этом судьба органа в католической версии остается открытой, так как здание основательно перестроено за годы советской власти и орган фактически находится в притворе, помещении, непригодном для богослужений. В свое время, в конце 90-х, католическая община тщательно подсчитала расходы на строительство нового здания для инструмента и ремонт костела Святого Семейства. В результате было принято решение отказаться от претензий на филармонию и за гораздо более скромные деньги католики построили уже упомянутый нами храм святого Адальберта со всеми необходимыми помещениями, включая жилье для клириков, библиотеку и помещения для катехизации.
Примеру архиепископа Павла Пецци последовали и другие граждане, написавшие свои письма в адрес Президента и Патриарха с просьбой пересмотреть решение о передаче зданий Православной Церкви. А тем временем, в нескольких заброшенных кирхах на территории области прошли молодежные субботники, организованные православными активистами. Что полезней, писать письма, или восстанавливать разрушенные стены? Похоже, каждый отвечает на этот вопрос по-своему.