Русская линия
Вера-Эском Владимир Григорян16.11.2010 

Найдены останки императора Иоанна VI

Господь явил чудо. В Холмогорах, что близ Архангельска, найдены останки Российского императора Иоанна VI. Обнаружены они были два года назад, но лишь сейчас, после двухлетней экспертизы, об этом стало известно. Честь открытия принадлежит православному архангелогородцу Анатолию Феодосьевичу Каранину. Кем он был — царь Иоанн? Как погиб? Что может означать для нас обнаружение его останков? Исчезнув два с половиной века назад, царь поднялся из-под земли. Память о нём оказалась неизгладима.

«Там кровь, кровь, кровь!»

В июне 1764 года святая блаженная Ксения Петербургская стала целыми днями горько плакать. Встречные, видя её в слезах, жалели блаженную, думая, что кто-нибудь её обидел. Спрашивали: «Что ты, Андрей Фёдорович, плачешь? Не обидел ли тебя кто?» Блаженная отвечала: «Там кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь!» И плакала ещё сильнее. Но этих странных слов тогда никто не понял.
Через несколько дней в Шлиссельбургской крепости был убит император-узник Иоанн VI.

Он был правнуком старшего брата Петра I Ивана по женской линии.

Император Иван VI Антонович и Анна Леопольдовна
Император Иван VI Антонович и Анна Леопольдовна
Смерть стала для него освобождением, потому что судьба Иоанна Антоновича не просто трагична — она ужасна. Ещё во младенчестве его пытались убить. В год с небольшим свергли с престола. Он рос в Холмогорах, разлучённый с семьёй: с отцом, принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским, матерью Анной Леопольдовной, с братьями и сёстрами. Они находились в том же селе, но не могли видеться с Иоанном. За несколько лет до смерти императора перевели в Шлиссельбургскую крепость близ Петербурга. Там началась новая чреда его страданий.

Надсмотрщики — прапорщик Власьев и сержант Чекин — непрерывно издевались над узником, возможно, имея задание свести его с ума. Надзирал за стражей сначала капитан Шубин, но потом он заболел и его сменил капитан Овцын, не сразу сумевший разобраться в том, что происходит. Сначала он писал: «Об арестанте доношу, что он здоров, и хотя в нём болезни никакой не видно, только в уме несколько помешался, что его портят шептаньем, дутьём, пусканием изо рта огня и дыма; кто в постели лёжа повернётся или ногу переложит, за то сердится».

Вскоре у него появились сомнения: «Опасаюсь, чтоб не согрешить, ежели не донести, что он в уме помешался, однакож, весьма сомневаюсь, потому что о прочем обо всём говорит порядочно; доказывает Евангелием, апостолом, минеею, прологом, Маргаритою и прочими книгами, сказывает, в котором месте и в житии которого святого пишет».
И наконец, Овцын сообщает совершенно определённо: «Арестант здоров и временем беспокоен, а до того его доводят офицеры — всегда его дразнят».

Труды Власьева и Чекина были оценены по достоинству. Первый стал капитаном, второй был произведён в поручики. За шесть лет издевательств над царём они смогли отложить по 50 тысяч рублей — огромная по тем временам сумма. По 7 тысяч рублей они получили за убийство императора. Их усердие и их показания позволили Екатерине I дать Иоанну Антоновичу следующую характеристику: «Кроме косноязычия, ему самому затруднительного и почти невразумительного другим, он решительно был лишён разума и смысла человеческого. Иоанн не был рождён, чтобы царствовать. Обиженный природою, лишённый способности мыслить, мог ли он взять скипетр, который был бы только беременем для его слабости, оружием его слабоумных забав?»
Это о человеке, который наизусть и к месту цитировал Священное Писание и творения святых отцов и согласно мнению экспертов тысячи часов провёл в коленопреклонённой молитве. Приговор ему: «Лишён разума и смысла человеческого» — это приговор императору-христианину, сделанный женщиной, ограбившей до нитки русские монастыри и любившей, когда ее сравнивали с языческой богиней Минервой. В ней не было ни капли царской крови, зато на её руках была кровь двух русских монархов.

Император в узах

Впервые я прочитал о печальной судьбе императора Иоанна Антоновича Романова ещё в отрочестве, в повести поэта и писателя Виктора Сосноры «Две маски». Речь там шла о неудачливом офицере Мировиче, решившем возвести на престол царственного узника, но погубившем и его, и себя. Соснора, впрочем, полагает, что эта история была от начала до конца провокацией Екатерины. Вполне может быть. Но меня больше привлёк рассказ о судьбе императора. Поэт оказался зорче многих историков, сумев доказать, что царь не был ни идиотом, ни зверем в человеческом образе, за которого его пытались выдать.

Иоанн Антонович, праправнук царя Алексея Михайловича Романова, был провозглашён императором в двухмесячном возрасте в 1740 году — как единственный мужчина в роду Романовых. Регентом при нём стала его мать Анна Леопольдовна, однако царствование его было недолгим. Через 404 дня Елизавета, дочь Петра I, совершила дворцовый переворот.

Вскоре был объявлен указ о сдаче населением всех монет с именем Иоанна Антоновича для последующей переплавки. Следом начали истреблять портреты с его изображением и все документы, где упоминалось его имя. Предполагалось полностью изгладить память о царе. Это не вполне получалось, что чрезвычайно беспокоило новую императрицу. Решение отправить «Брауншвейгскую семью» из России было изменено. В тайне от всех семья была переведена в предместье Риги — Дюнамюнде, затем в Ораниенбург. Но и здесь что-то было не так.

О том, что было дальше, читаем у Сосноры:
«Двадцать седьмого июля 1744 года Елизавета пересылает указ барону Н. Корфу, полицмейстеру Петербурга. Указ гласит: „Переправить Иоанна в Соловецкий монастырь“.
В сентябре переправляют. Четырёхлетнего человечка везёт капитан Пензенского полка Миллер. Конвой — двести солдат с заряженными мушкетами.
Распутица. Дождь. Холод. Лошади вязнут и тонут в болотах. До Соловецкого монастыря не добраться.
Девятого ноября они останавливаются в Холмогорах. И останавливаются там на двенадцать лет. Итак, вместо Брауншвейга — тундра, сектанты, рыбаки, комары, болота, морошка, отдельный деревянный домик.
 — Хорошо ли жить ему? — радостно беспокоится Елизавета.
 — Замечательно! — в письменной форме отвечают полицейские. — Он уже потихоньку читает Библию, цитирует наизусть тексты псалмов Давида и Асафа, смотрит не насмотрится на северное сияние. Просит прислать серебряную посуду.
Елизавета посылает посуду и обращается к своему фавориту А. Г. Разумовскому:
 — Вот, пожалуйста! Все сплетничают о недопустимых условиях Севера. Он ест на серебряной посуде, как самый настоящий принц!
Он ел на серебряной посуде: солёную треску, винегрет из ревеня и турнепса и котлеты из тюленины».

Место было страшноватое даже для полицейских, вскоре перемёрла половина из них. Не вынесла этой жизни и Анна Леопольдовна, мать царя, она умерла в 28 лет. Но императрица Елизавета продолжала бояться — сначала младенца, потом отрока, наконец, юношу… В 1756 году Иоанна перевезли в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. Всё, о чём он мечтал, — жить в монастыре. Он не понимал, что уже в нём находится. Всё, о чём он просил, — убрать поленницу дров от окна, чтобы было «больше света». Но света ему не дали.

Был отдан приказ убить царя в случае, если кто-то попытается его освободить. Наконец нашёлся такой человек, столь же молодой, мечтавший о славе — поручик Мирович. Его попытка вызволить царя из уз стоила жизни им обоим. Михайло Ломоносов произнёс очень странные слова в своей оде на воцарение Иоанна Антоновича:
Проклята гордость, злоба, дерзость
В чудовище одно срослись;
Высоко имя скрыло мерзость…
Они оказались пророческими.

Возвращение

13 сентября 2010 года обнаружение останков императора Иоанна было открыто общественности. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин заявил во время пресс-конференции в агентстве «Интерфакс»:
«Речь идёт о потрясающей по трагизму судьбе человека — человека, который много лет, всю свою жизнь оставался один на один с проявлениями злой воли, с проявлениями крайнего властолюбия и в этих условиях проявил потрясающую красоту души. Совершенно очевидно, что это был человек, мистически одарённый, человек искренне верующий, и все эти страшные годы своего вынужденного одиночества, своего трагического заточения он размышлял о Боге, молился Богу и хотел послужить Ему, и всю свою жизнь хотел посвятить этому служению».
Отец Всеволод считает, что на основании истории жизни императора Иоанна VI «нужно снимать фильмы, писать книги, ставить пьесы в театрах». А духовник общественного движения «За Веру и Отечество» иеромонах Никон (Левачёв-Белавенец) добавил к этому, что необходимо подробно изучить жизнеописание убиенного императора и, возможно, начать процесс его канонизации. Это позволит Русской Православной Церкви обрести нового святого — покровителя «всех невинно в узах пребывающих».

В качестве развития темы предлагаем интервью с двумя людьми, благодаря которым состоялось открытие.

«Всё, что обещал, сделал»

Анатолий Феодосьевич Каранин — тот самый человек, который нашёл останки императора Иоанна Антоновича Романова. В нашей газете в своё время проходила информация о том, как он искал соловецкие колокола в озере на острове Анзер («Вера», 502). А ещё Каранин оборудовал звонницу в Холмогорах и совершил много других дел на благо Церкви. В прошлом он врач, затем сумел разработать лучший в стране прибор ночного видения и занялся его производством. Так было положено начало его фирме «Прогресс-Тех». Но этого Каранину было мало, и он стал одним из тех, кто близко к серду принял призыв Христа «толцыте, и отверзется». То, что именно ему Господь благословил найти останки императора, конечно, не случайность.

 — Анатолий Феодосьевич, как это произошло?

Место, где были найдены останки императора Иоанна VI
Место, где были найдены останки императора Иоанна VI

 — Всё довольно просто. В Холмогорах стоит Преображенский храм, близ которого решили снести водонапорную башню. Это обеспокоило настоятеля игумена Леонтия, так как на месте башни прежде стояла Успенская церковь. Считалось, что рядом с ней был похоронен генералиссимус Антон Ульрих, принц Брауншвейгский, отец императора Иоанна. И была опасность, что после того, как на этом месте поработает строительная техника, захоронение окажется утраченным для российской истории.
Был заключён договор между моей фирмой и приходом, что мы безвозмездно проведём все изыскания и безвозмездно, без всяких условий передадим Церкви все находки. Были установлены границы Успенской церкви, и близ проезжей дороги начались работы.
Вскоре мы обнаружили несколько наших архангелогородских домовин, выдолбленных из дерева, и так называемый транспортный гроб. То есть гроб, сколоченный из полубруса — крепких досок толщиной до 40 мм — и предназначенный для транспортировки на большие расстояния. Дороги в XVIII веке были грунтовые, слабенький гроб мог не выдержать дальней дороги.
Тип древесины удалось определить в результате исследований, проведённых на кафедре древесиноведения Архангельского государственного технического университета. Оказалось, что это была сосна, но не архангельского происхождения, а карельского. Учёные установили по крайним кольцам (это называется дендрохронологической датировкой), что дерево было срублено до 1764 года.

 — Но это оказался не принц Антон Ульрих?

 — Нет. Это был молодой человек со множеством травм, зверски убитый. Имелись переломы рёбер с правой стороны тела, тупая травма головы сопровождалась переломом в основании черепа, были сломаны челюсть, верхний шейный позвонок, чем-то острым пробита лопатка в области сердца.

 — Вы очень профессионально объясняете…

 — Я в прошлом врач, кандидат медицинских наук.

 — В какой области вы специализировались?

 — В хирургии. Но у меня два образования: медицинское и техническое. Работал на стыке двух областей, занимаясь системами тепловизионной диагностики. Заведовал кафедрой медицинской и биологической физики в Архангельском медицинском институте.

 — Наша газета в своё время рассказала о том, как вы искали соловецкие колокола. Увлечение поисками как-то пересекается с работой?

 — Да, наша фирма в основном занимается системами безопасности, например защитой информации, но есть у нас и самое современное поисковое оборудование. Оно помогало нам в экспедициях.
Но вернёмся к останкам. Когда знакомился с ними, обратил внимание, что ряд костных тканей, в частности позвоночного столба, коленных чашечек, пяточных костей, имел шиповидные выросты, так называемые остеофиты, свидетельствующие о том, что молодой человек вёл очень малоподвижный образ жизни — проще говоря, был заключённым. Тогда-то и родилась у нас мысль: а не сын ли это принца Антона Ульриха и Анны Леопольдовны — правнучки царя Алексея Михайловича?

 — То есть император Иоанн?

 — Да. Ведь место его захоронения почти два с половиной века оставалось неизвестно. Вернее, сохранились данные о его погребении в Шлиссельбургской крепости. На могилу начало стекаться множество людей, она стала местом своеобразного паломничества, и, по некоторым сведениям, тело оттуда перевезли в другое место. Известный историк XIX века Михаил Пыляев сообщал, что «император Александр I по вступлении на престол два раза приезжал в Шлиссельбург и приказывал отыскать тело Иоанна Антоновича; поэтому перерыли всё под мусором и другим хламом, но ничего не нашли». Ещё ходили разговоры, что Иоанна Антоновича перезахоронили в Тихвине.

 — Историк Михаил Иванович Семевский в 1866 году довольно уверенно заявил в журнале «Отечественные записки», что Иоанн был погребён без церемонии в Тихвинском монастыре, ночью, в простом гробе, в матросском платье, и зарыт в ските одной из часовен.

 — Да, но и в Тихвинской обители останков императора Иоанна обнаружить не удалось.

 — Кстати, на сайте монастыря почему-то утверждается, что он погребён именно там. При этом насельники признаются, что место захоронения им неизвестно. Местный краевед — учитель Исаакий Петрович Мордвинов — в конце XIX века пытался отыскать могилу. Однако поиски так ни к чему и не привели. Теперь понятно почему.

 — Судя по всему, слух насчёт Тихвинского монастыря был пущен не случайно. Дело в том, что он находился на пути, по которому гроб из Шлиссельбурга доставили в Архангельск.

 — Слух относительно Тихвина мог быть запущен сознательно.

 — Может быть и так.

 — Но гроб не мог перенестись в Холмогоры по воздуху. В архивах должны были сохраниться какие-то следы.

 — Да, они существуют. Через четыре месяца после гибели Ионна Антоновича в Холмогоры был направлен генерал-майор Бибиков — не один, естественно, а с сопровождающими. Екатерина II написала для него письмо-инструкцию, копию которого мы нашли в Архангельском областном государственном архиве. Составлено оно было 17 ноября 1764 года. Речь в письме шла о том, чтобы предложить Антону Ульриху, отцу императора Иоанна, выехать за границу. Но дело в том, что принц состоял с императрицей в переписке и проще было предложение выслать письмом, чем отправлять генерала-майора за столько вёрст.
По всей видимости, именно Бибиков на рубеже 1764−65 годов занимался перевозкой гроба. Для этого были две серьёзные причины. Во-первых, императрица Елизавета завещала, чтобы в случае смерти Иоанн Антонович был доставлен родным. Во-вторых, Холмогоры находились под строжайшим контролем Холмогорской секретной комиссии. Она была в состоянии позаботиться о том, чтобы погребение прошло в тайне и могила императора Иоанна не стала объектом почитания или любопытства в народе.

 — Вы нашли могилу императора во время поисков захоронения его отца. Но почему вы решили, что принц Антон Ульрих был похоронен возле Успенской церкви?

 — Об этом говорилось в письме настоятельницы Успенского женского монастыря игуменьи Ангелины, датированном 1808 годом. Тогда гроб с телом императора, видимо, нашли в первый раз, но решили — это принц Брауншвейгский. В заблуждение ввели фрагменты голубой ткани, не до конца истлевшие. Решено было, что это лента ордена Андрея Первозванного, которым был награждён Антон Ульрих. На самом деле это были остатки шлафрока, то есть халата царя.

 — Что было дальше, после того, как появились догадки относительно останков?

 — Со своими предположениями мы обратились в Российский центр судебно-медицинской экспертизы и криминалистики к профессору Звягину Виктору Николаевичу. Он один из ведущих специалистов в стране по идентификации останков. Исследования останков проводились два года. К тем семи признакам, что они принадлежат императору Иоанну, которые мы установили, специалисты добавили ещё восемнадцать.

 — Можно подробнее?

 — Было точно установлено, что удар был нанесён шпагой сзади, причём с такой силой, что клинок вошёл в тело целиком. На лопатке отпечаталась даже пята шпаги — это четырехгранный переход от шестигранного клинка к чашке. Эксперты попросили нас выяснить, что это была за шпага, и мы отправились в Тульский государственный музей оружия. Изучили все виды шпаг середины XVIII века и, выявив пять основных типов, заказали копии клинков. Судмедэксперты отобрали один, подходивший по профилю прокола. Оказалось, что это гвардейская офицерская пехотная шпага. Оригинал в Туле имеет вензель императрицы Елизаветы Петровны на рукоятке.
Таким образом, мужчина в обнаруженном захоронении был убит ударом в сердце, нанесённым офицерской гвардейской пехотной шпагой. Именно такие были у Власьева и Чекина — убийц императора Иоанна. (Ингерманландский пехотный полк, где они служили, прежде чем стать тюремными надзирателями, ещё при Петре I приравняли к гвардейскому.) В тело императора клинок был всажен по самую рукоять.

 — На черепе, найденном вами, виден след удара острым предметом.

 — Это ещё одно доказательством того, кем был убитый. В области левого теменного бугра эксперты обнаружили следы мощного воспалительного процесса вследствие травмы черепа. Экспертиза показала, что травма была нанесена в раннем детстве, когда человеку, чьи останки мы нашли, было 6−7 месяцев и у ребёнка ещё не разделилась хрящевая ткань. Отверстие, которое заметно на фотографии, имеет форму трилистника, у которого вершины закруглены, а стороны вогнуты вовнутрь. Эта форма отверстия точно соответствует форме прокола трёхгранным итальянским стилетом середины XVIII века — любимым оружием наёмных убийц.

 — То есть младенца Иоанна в первый раз попытались убить ещё в тот момент, когда он пребывал на троне?

 — Да. И как раз к этому времени относится одно событие. Будущей императрице Елизавете Петровне доложили с такой, знаете, утвердительностью, что Иоанн Антонович непременно скончается не сегодня завтра, так что ей следует немедленно собрать своих сторонников для захвата власти. Сигналом для выступления должно было стать известие о смерти ребёнка. Но младенец выжил, и переворот отложили на полгода.

 — Анатолий Феодосьевич, что вы испытали, обнаружив останки императора?

 — В тот день в глаза первым делом бросилось, что гроб непропорционально большой, особенно в сравнении с нашими небольшими северными домовинами. Отец Леонтий стоял рядом. Благословил действовать дальше. Когда открыли гроб, будто тёплая волна ударила в лицо. Я сразу понял, что лежит молодой человек, хотя мы ждали, что увидим принца Антона Ульриха. Конечно, растерялись, какое-то время не знали, что делать, но потом останки с разрешения настоятеля перенесли в церковь.

 — Почему ваше открытие было встречено археологами с таким скептицизмом?

 — Взгляните на это их глазами. Дилетанты где-то там роются, потом заявляют: «Мы императора нашли!» Это же мировая сенсация, вы бы поверили? Археологи были не в курсе, что два года шли экспертизы, чем дальше, тем основательней подтверждавшие: обретены останки царя Иоанна. Когда мы начали знакомить археологов с материалами, их мнение начало принципиально меняться.

 — Не думаю, что вам «простят» эту находку.

 — О том, что близ Успенской церкви похоронен царь Иоанн, никто не знал. Но ведь там же где-то был похоронен и принц Ульрих. К сожалению, никто не попытался в этом удостовериться. Так бы и пропала могила. Но в конце концов, какая разница, кто нашёл? Мы на этом деле не зарабатываем, для Церкви трудимся. Церковь похоронила императора, Церковь сохранила о нём память, и Церковь помогла нам его найти — поисками мы занялись по просьбе отца Леонтия. А мы просто трудимся и, дай Бог, дальше будем трудиться.

 — Чем для вас, как христианина, стала эта находка?

 — Иоанн жил в заключении с детских лет, ему даже с родителями не давали встречаться. Но няня и некоторые охранники в Холмогорах научили ребёнка грамоте и молитве. Он постоянно читал Библию и другие духовные книги. Большую часть времени проводил в молитвах. Одно дело, когда об этом читаешь где-то: «проводил время в молитвах». А тут экспертиза определила, что коленные чашечки у Иоанна Антоновича типичны для молящихся, есть даже такой термин: «чашечки молящегося» — они приплюснуты. Есть другие признаки, которые у людей глубоко верующих появляются к 60-ти годам. А Иоанну было 24, когда его убили. Это меня потрясло.
Кости «запечатлели» то, что с императором сделали люди. Он с детства не мог двигаться, как другие дети, позвоночный столб был обездвижен, и всё это отразилось на скелете, как и то, что пища царя была очень однообразной. Одним словом, кости всё помнят.

 — Что вы планируете делать дальше, чтобы окончательно убедить общество в том, что найдены останки императора Иоанна?

 — Мы со своей стороны сделали всё, что смогли. Теперь необходим анализ ДНК — это очень дорогостоящая экспертиза, мы её просто не осилим. Не говоря о том, что нужны для сравнения фрагменты останков братьев и сестёр императора, похороненных в Дании, матери, погребённой в Александро-Невской лавре. Требуется их эксгумация, и, как вы сами понимаете, такие вопросы могут решаться лишь на государственном уровне. Церковь оказывает нам сейчас всяческое содействие, протоиерей Всеволод Чаплин пытается найти средства для продолжения работы. Даст Бог, её удастся закончить.

Но у меня лично никаких сомнений в том, кто найден, нет. Для меня это обретение третьего символа Холмогор.
Первый — это звонница Спасо-Преображенского собора, одна из самых удивительных и прекрасных на Руси. Мы её восстановили. Создан звукоряд из 14 колоколов, которые могут исполнить любой церковный звон.
Второй символ Холмогор — обсерватория, ещё в семнадцатом веке созданная епископом Афанасием на звоннице. Каждый вечер в ясную погоду владыка поднимался туда и часами наблюдал за звёздами. Мы установили на колокольне памятную бронзовую доску и подарили холмогорским жителям современный телескоп с электронной памятью на 114 тысяч небесных объектов. Выбираете любой из них, и телескоп автоматически наводится на него с помощью системы навигации GPS.
Третий символ… Хотели найти останки Ульриха, а нашли Иоанна VI. Свою задачу по Холмогорам я считаю выполненной. Всё, что обещал, сделал.

Корень жестокости в нас

В 407 номере «Веры» настоятель прихода в Холмогорах игумен Леонтий (Эйзенман) уже рассказывал нашим читателям о трагической истории семьи императора Иоанна VI, его отца, принца Антона Ульриха — победителя турок в битве при Очакове. Закончил он свой рассказ словами: «Мы восстановили крест, обнесли его оградой, чтобы никто не ходил по могиле». В то время он полагал, что это могила несчастного принца. Оказалось — его сына, царя Иоанна. И вот мы вновь берём у отца Леонтия интервью.

 — Отец Леонтий, на территории вашего прихода обретены останки предположительно императора Иоанна VI. Как вами переживается это?

 — Про трагическую историю семьи императора я узнал ещё в то время, когда был насельником Антониево-Сийского монастыря. Прочитал книгу Леонида Левина «Холмогорская секретная комиссия» и удивился: ведь от обители до Холмогор рукой подать — всего сто километров. А потом меня назначили настоятелем православного прихода села Холмогоры.
Меня, конечно, интересовало, где похоронен генералиссимус Антон Ульрих Брауншвейгский — отец императора Иоанна VI. Принц воевал с турками, дослужился до генерала, то есть успел послужить России. Хорошо воспитал детей, был любящим отцом. Отказался бросить их здесь, в Холмогорах, когда ему предложили вернуться на родину, в Германию. Дети выросли искренне православными людьми, особенно старшая из них — Екатерина. Когда их после смерти родителя выслали в Данию, под присмотр родственницы Екатерины Второй, они попросили, чтобы для них обустроили домовую церковь и прислали священника. Так появился первый православный приход в этой стране.

 — То, что вы сам по происхождению немец, сделало ли для вас эту семью ближе?

 — Да, отчасти, наверное, это повлияло. Тем более что мою семью тоже сослали в своё время на Русский Север. Оба деда погибли в Коми от голода, их могилы утрачены.
Здесь, в Холмогорах, я занимался собиранием православного прихода, чему сопутствовало изучение истории этого края и этого места. К тому, чтобы попытаться выяснить, где был погребён Антон Ульрих, мы с Анатолием Феодосьевичем Караниным пришли не сразу. Наше знакомство началось с возвращения колоколов на колокольню Спасо-Преображенского собора. О том, что могилу нужно найти, мы говорили, а подтолкнуло нас вот какое обстоятельство. Дело в том, что через храмовую территорию проходят разные коммуникации — электричество, водопровод. Поэтому в любой момент в случае аварии здесь могли начаться земляные работы. Раньше такое уже происходило. Анатолий Феодосьевич предложил хотя бы попытаться найти захоронение принца Брауншвейгского.

 — Археологи утверждают, что эти попытки были незаконны.

 — Да, незаконны, но других вариантов не было. Реставрация нашего храма идёт сорок лет, но то обстоятельство, что здесь долго находилась епископская кафедра, содержалась семья императора Иоанна, археологов так и не заинтересовало. Были утрачены останки десяти наших архангельских святителей, а их могилы разграблены. Таким же образом могла быть утрачена и могила принца Антона Ульриха.

 — Где сейчас хранятся останки императора?

 — У нас на приходе. Сейчас вопрос в анализе ДНК. Анна Леопольдовна погребена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, а братья и сёстры царя — в усыпальнице, пристроенной к монастырской церкви в датском городе Хорсенсе. Вопрос в том, как получить фрагменты их костей.

 — Как вы думаете, почему Господь открыл нам место упокоения императора Иоанна только сейчас?

 — Мы прославляем Царственных страстотерпцев, но Иоанн тоже пострадал. Быть может, Господь помог нам найти его могилу, чтобы мы поняли: несправедливость, жестокосердие были всегда. Корень жестокости в нас, а не в той или иной форме правления. История императора Иоанна стёрлась из памяти народной, но Господь Бог так управил, чтобы о нём вспомнили. Мы славим новомучеников, но были мученики и в прежние времена. Ещё ребёнком царь оказался в узах, но обрёл Христа. Это вам не какая-то Железная маска, таинственный узник Бастилии, это подлинная трагическая история, которая помогает нам задуматься.

Попытки оспорить открытие
Разумеется, есть сомневающиеся в том, что в Холмогорах были найдены останки именно императора Иоанна Антоновича.
Например, директор Института археологии РАН Николай Макаров напоминает о записке Екатерины II, поручившей графу Панину «по христианской должности похоронить колодника в Шлиссельбурге». «Трудно поверить, — говорит Макаров, — что Панин ослушался императрицу и останки были перевезены через всю страну из Петербурга в Холмогоры».
Но дело в том, что никто и не спорит с тем, что тело Иоанна VI было первоначально погребено в Шлиссельбурге. Перевозить его летом на огромное расстояние — немыслимое дело. Сделано это было позже. Как пояснял историк М. И. Пыляев, «тело несчастного Иоанна Антоновича, сначала положенное в Шлиссельбургской крепостной церкви, привлекало к себе толпы сострадательных посетителей», поэтому было «впоследствии отвезено в большой Тихвинский Богородицын монастырь, где, по сказанию старожилов, погребено в паперти Успенского собора при самом входе».

Таким образом, рассматривать Шлиссельбургскую крепость как точно установленное место погребения Иоанна Антоновича нет никаких оснований. Тем более, что там его безуспешно пытались найти по распоряжению императора Александра I. То же самое можно сказать о Тихвинском монастыре, где, по сообщениям СМИ, собираются установить так называемый крест-кенотаф. Он сооружается в тех случаях, когда память усопшего чтится, но могилы найти не удалось.

Ни записка Екатерины, ни сказания старожилов не дают нам ответа на вопрос: где всё-таки тело императора?
Ещё энергичнее, чем Макаров, протестует против того, что найденные останки принадлежат Иоанну VI, петербургский историк Евгений Анисимов. Он выступил в газете «Взгляд» с разоблачением: «…некий Каранин — не историк и не археолог, не имеющий открытого листа на производство работ, один делает такие смелые заявления. И в Росохранкультуре говорят, что это чёрный археолог, чёрный копатель, который своими действиями просто-напросто нарушает закон. А информация о его находке останков императора — это в чистом виде утка».

Всё это заявляет доктор исторических наук, забыв познакомиться с материалами исследований или сделав вид, что не знаком с ними. Узнав от журналиста, что на останках найден след от удара шпагой, он возмутился: «…пока никаких доказательств того, что дырка в предплечье появилась именно от этого, нет, может быть, её черви проели».

То есть заключение одного из ведущих судмедэкспертов в мире, профессора Звягина, ни малейшего впечатления на Анисимова не произвело. Или, что ещё хуже, он его просто не читал. В обоих случаях его нападки на Каранина выглядят просто беспомощно. Своё право называться учёным чёрный археолог Анатолий Каранин доказал бескорыстными многолетними трудами, а не бездоказательным шельмованием оппонентов.

Рассмотрим единственный аргумент Анисимова, на наш взгляд, достойный упоминания. В разговоре с сотрудником журнала «Итоги» он высказал недоумение, каким образом гроб мог быть доставлен в Холмогоры: «В России того времени невозможно было передвигаться без паспорта, денег на проезд и ночёвок. Я не могу представить, что была организована такая тайная экспедиция».

Мы тоже не можем, тем более что в ней не было никакой необходимости. Перевезти останки могла и явная экспедиция, ей нетрудно было скрыть гроб в своём обозе. Вопрос в том: сохранились ли сведения о такой экспедиции. Да, сохранились. В конце 1764 года из Петербурга в Холмогоры был отправлен на переговоры с принцем Антоном Ульрихом генерал-майор Бибиков.

Но есть возражения ещё более беспомощные, чем у Анисимова. Например, что найденные останки будто бы принадлежат «офицеру, убитому во времена белого движения и интервенции». Белогвардейцу, заколотому шпагой XVIII века? Похороненному в гробу XVIII века? С костями, сохранившими следы малоподвижного образа жизни, с коленными «чашечками молитвенника»? Здесь что-то явно не сходится.

Из всего этого следует только один вывод: оппоненты не владеют вопросом даже на минимально необходимом уровне. Что особенно неприятно, своими необоснованными мнениями они охотно делятся с прессой и телевидением.

«В настоящее время нет ни одного факта, который бы противоречил предположению о подлинности найденных останков Иоанна VI. Наоборот, число фактов и совпадений продолжает расти», — заявил секретарь попечительского совета фонда «Император» Владимир Станулевич.

Добавить к этому нечего. Господь вернул нам государя, на этот раз навсегда.

Заключение судмедэкспертизы

Исследованные костные останки принадлежали мужчине, обладавшему чертами среднеевропейского антропологического типа, в возрасте около 25±3 года. Мужчина имел относительно большую длину тела (169−171 см) и отличался тонкокостным (грацильным) телосложением, для которого характерны слабое жироотложение, слабая степень развития мускулатуры, плоская грудь и впалый живот.
Обнаружена асинхронная динамика возрастной изменчивости различных сегментов скелета, являющаяся следствием нарушения минерального обмена, выявленного при исследовании скелета и зубов, что, возможно, указывает на экстремальные условия, в которых находился опознаваемый мужчина.
Отмечено пропорциональное и физиономическое сходство черепа опознаваемого мужчины и его портретной реконструкции с достоверно известными живописными изображениями родителей Иоанна VI Антоновича, допускающее вывод о принадлежности перечисленных лиц к одному семейному триплету. По признакам словесного портрета исследуемый мужчина был больше похож на Анну Леопольдовну, чем на Антона Ульриха Брауншвейгского.
На скелете выявлены следы повреждений, возникших от сильных ударов массивными тупыми предметами (переломы тела, нижней челюсти, затылочной кости и 1-го шейного позвонка), а также повреждение левой лопатки, возникшее от колющего орудия типа шпаги, располагающееся в проекции сердца (третье межреберье).
Объём телесных повреждений, обнаруженных на скелете, указывает на то, что нападение на человека было проведено не с целью причинения вреда здоровью, а с явным намерением лишения жизни. Данные повреждения, взятые изолированно или в комплексе, могли явиться непосредственной причиной смерти.
Состояние скелета указывает на большую давность захоронения и не противоречит дендрохронологической датировке древесины гроба (около 1760-х годов). Методом инфракрасной спектрофотометрии обнаружено консервирующее влияние кислотных почв места захоронения на содержание белкового компонента костного вещества.
Каких-либо признаков, исключающих принадлежность исследованного скелета Иоанну VI Антоновичу, не обнаружено. Это касается половозрастной и расовой принадлежности, физических особенностей, внешнего облика в сравнении с портретами предполагаемых родителей, давности захоронения, а также наличия повреждений, свидетельствующих о насильственной причине смерти.
Молекулярно-генетическое исследование костных останков не проводилось в связи с отсутствием образцов сравнения.

Зав. отделом Российского центра судебно-медицинской экспертизы МЗ РФ, заслуженный врач РФ,
доктор медицинских наук, профессор В. Н. Звягин.
Научный сотрудник отдела, врач, судебно-медицинский эксперт высшей категории Н. В. Нарина.

http://www.rusvera.mrezha.ru/622/3.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика