Русская линия | 12.11.2010 |
5 ноября 2010 года отошел ко Господу Александр Андреевич Меленберг. 8 ноября 2010, после прощания в храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино, он был предан земле на Востряковском кладбище. Проводить своего коллегу в последний путь пришли старейшие сотрудники Музея имени Андрея Рублева, в котором Александр проработал почти 10 лет. Последние годы он трудился в известном издании «Новая газета», где снискал заслуженную репутацию острого журналиста и автора интереснейших исторических экскурсов.
Осталась незавершенной его монография «Спасо-Андроников монастырь в синодальный период (1700−1918)», без отца остались трое маленьких детей…
Приносим свои соболезнования многодетной семье Александра, его коллегам-журналистам, многочисленным ученикам. В память об этом талантливом человеке публикуем отрывок из сборника его статей, посвященных Спасо-Андроникову монастырю:
«Эта книжка сложилась из статей разных лет. Объединяет их то, что все они задумывались, а иные и материализовались в стенах Спасо-Андроникова монастыря. Особенная благостность святого места этого, конечно же, наложила свой отпечаток на авторскую мысль. В структуре православного мировоззрения монастырь определяется как Град Небесный Иерусалим на грешной земле. И хотя Спасо-Андроников Небесный Град был закрыт ещё в 1918 г. и столько ипостасей с тех пор претерпел: был и зоной, и общагой, и архивом ЗАГСа и гаражом НКВД, и ещё, и ещё чем-то — всё равно, его стены и храмы сохранили совершенно необъяснимой силы флюиды, незаметно пронизывающие приходящих к ним изо дня в день. Кто-то из таковых впадает в уныние, кто-то в бесовство, иные бросаются реформировать христианство, другие просто в христианстве реально существуют. Именно так и я приходил туда с 1992 по 2000 гг. в качестве научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. По поведенческому складу циник, скептик и ёрник, я постепенно оказался в плену особенного восприятия православной культуры. Внешне оставаясь каким был, я незаметно для себя проделал некий сакральный внутренний путь. А внешнее, в момент моего хождения (или восхождения?) оставалось как бы позади, за блокпостом Спасо-Андрониковского духа. «
(Меленберг А.А. Спасо-Андрониковские статьи // Золотой Рожок. Вып. 2. М., 2001. С. 1, 16−38).
http://rusk.ru/st.php?idar=44864
|