Известия | Иван Колесов | 08.11.2010 |
Первенство нашей страны в космосе, завоеванное в 60-е и едва не утраченное в 90-е, возвращается в Россию. Характерно, что причиной тому явилась внутренняя логика международного рынка космических запусков. Однако «время собирать камни» не только пришло, но и внятно заявило о сроках: судьба космической индустрии России должна решиться в ближайшие несколько лет.
Компьютеры и телефоны устаревают сегодня за год-два. Модели автомобилей меняются раз в три-четыре года, но для пилотируемых полетов в космос до сих пор используются корабли и ракеты, концептуально разработанные в 70-е и даже 60-е годы ХХ века. Это и российские «Союзы», прототип которых был разработан еще при Королеве, и американские шаттлы, чья эксплуатация завершится в декабре нынешнего года. Даже последние китайские корабли по сути представляют собой одну из нереализованных советских модификаций. Кроме того, КНР пока еще не освоила рынок коммерческих запусков: все силы молодой китайской космонавтики уходят на собственную спутниковую программу, да не рвутся особо владельцы коммерческих спутников использовать китайские носители «Великий поход».
В то же время не будем забывать: первый коммерческий запуск человека в космос был произведен все-таки нашей страной. И в течение следующих пяти-шести лет (возможно, и дольше) российские «Союзы» в обновленной версии «ТММ» остаются единственной транспортной системой, позволяющей доставить человека с Земли на орбиту и обратно. Пока нашей слабой стороной остается некоторая разобщенность отрасли, оставшаяся в наследство от «переходных» лет. Но первые шаги уже сделаны.
Сегодня Роскосмос в рамках общегосударственной тенденции к созданию крупных интегрированных структур начал работу по консолидации отрасли вокруг ракетно-космической корпорации «Энергия». В числе наиболее перспективных событий — слияние с «Энергией» НПО «Энергомаш», производящего маршевые двигатели первой ступени. А далее по планам правительства РКК станет центром кристаллизации различного рода «космических» структур, которые в конечном итоге создадут из себя практического монополиста на международном космическом рынке, располагающего всем спектром возможностей — от права на запуски до производства материальной части ракет.
И здесь не стоит недооценивать мощный задел, оставленный потерявшей многое, но не сдавшейся оборонной индустрией Страны Советов, разработавшей к 70−80-м годам фантастические по характеристикам и инженерной смелости двигатели для тяжелых ракет, способных забрасывать до сотни тонн на низкие и десятки — на геостационарные орбиты. Два гения космической отрасли — Королев и Глушко — на десятилетия вперед обеспечили технологический задел для российского ракетостроения, и не случайно новый этап в развитии российской космической программы начинается с объединения королевской и глушковской «фирм».
— Объединение «Энергомаша» и «Энергии» обещает дать (редкий случай) не просто суммарный арифметический, но синергетический эффект, — утверждает гендиректор ООО «Энергия-Оверсиз» Вячеслав Шеянов. — В НПО сегодня есть развитие, есть понимание того, как должны создаваться новые двигательные системы, в РКК — отработанные технологии производства пилотируемых кораблей. Вместе они смогут, я подчеркну, не монополизировать, а предложить рынку максимально доступный продукт, у которого по соотношению цена-качество просто не будет конкурентов.
Простая арифметика: запуск на орбиту «Спейс шаттла» с полезной нагрузкой 6 т обходится в 1300 млн долларов. Наш «Союз», с той же загрузкой — до 240 млн долларов, в пять с лишним раз дешевле. Плюс к тому российские корабли просто надежнее. О чем говорить, если одна из немногих ракетных систем в мире, позволяющих выносить тяжелые грузы на геостационарную орбиту, американская «Атлас-5» оснащена двигателем первой ступени РД-180 работы НПО «Энергомаш». 50% американской военной нагрузки в космос выносится на русском двигателе! А в числе ее конкурентов — российский «Протон-М» и совместная российско-украинская ракета «Зенит», которая тоже летает на двигателе РД-171 НПО «Энергомаш».
При этом, по прогнозам российских экспертов, число запусков будет только расти. В этом году продолжена программа деятельности МКС на период до 2020 года: станции предстоит стать трамплином для прыжка человечества в космос, там будут монтироваться как транспортные системы, так и модули для орбитальных пилотируемых станций, лунных и марсианских. И исключительную компетенцию в доставке техники и возвращении космонавтов будет иметь РКК «Энергия».
Казалось бы, откуда такое доверие к «русским»? Да еще у американцев, с младых ногтей приученных вспоминать только высадку на Луне, не обращая особого внимания на первый советский спутник и Юрия Гагарина? Здесь дело не только в том, что космос с советских времен приучил мыслить глобально, породил особое «космическое» братство. На самом деле куда большую роль играет умение хорошо считать, элементарная бизнес-логика.
Давайте подсчитаем, что такое 6 т груза, заброшенных в космос? С точки зрения бизнеса это полупромышленное выращивание кристаллов для миниатюризации устройств мобильной связи, потокового видео, цифрового ТВ. Это и вынос в космос сопутствующей инфраструктуры. Это развитие науки и техники, это настоящий хайтек и настоящие инновации, приносящие сегодня максимальную прибыль. Соответственно это приход инвесторов — как внутренних, так и зарубежных. Это развитие машиностроения, которое по цепочке тянет за собой все остальные отрасли. Это сотни тысяч новых рабочих мест, сотни миллионов долларов прибыли в год. Для начала. Наконец это престиж страны.
У нас не всегда помнят, что еще в 1993 году один из тогдашних руководителей НАСА сказал: «Русские успели об орбитальных полетах забыть больше, чем мы успели узнать за все время работы». И сегодня американцы доверяют русским в космических проектах, потому что знают: РКК «Энергия» можно доверить монополию в этом деле, и эта монополия не будет никому во вред. Есть надежные технологии, есть надежная команда, и альтернативы им нет. Так, например, мировые гранды телекоммуникации — компании «Интелсат», «Ютелсат», «Эйшасат» — открыто заявляют, что свои перспективы связывают исключительно с «Энергией».
Кстати, международный консорциум «Си Лонч» («Морской старт»), реорганизованный силами Роскосмоса, уже в 2011 году начинает пуски ракет-носителей «Зенит-3SL» с морской платформы в Тихом океане. По словам президента РКК «Энергия» Виталия Лопоты, на территории США пройдены все комиссии, получена лицензия на 70 пусков. Имеется достаточное количество контрактов на конкретные запуски. Это примерно 25% мирового рынка, и при желании эту цифру можно увеличить. В принципе до 100%, потому что продублировать такую систему, даже за большие деньги, невозможно в одночасье. В то же время надо отдавать себе отчет, что если даже команде Лопоты, признанного специалиста и авторитетного ученого в области «космических наук», суждено будет сыграть организующую роль в готовящемся «русском чуде», пройдет не менее 10 лет, прежде чем можно будет создать и новую ракету, и аналогичную площадку для морского старта. Пока еще Россия на шаг впереди всех остальных. Удержим ли мы это первенство, зависит от того, насколько эффективно пройдет консолидация космической отрасли.
Разумеется, были и есть у нас в стране структуры, предпочитающие вести дела по модели 90-х: ничего не вкладывать в производство, вытягивать прибыль и сопротивляться любым переменам. Но сама логика развития в ракетно-космической отрасли выталкивает их на периферию бизнеса.