Русская линия
Русская линия Игорь Куницын24.10.2003 

Историко-правовая комиссия РПЦ под руководством митрополита Мефодия сделала шаг на пути к осмыслению проблем вероисповедной политики России

Как известно, 7 мая 2003 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об изменении руководства Историко-правовой комиссии РПЦ. Одной из главных её задач было всестороннее изучение государственно-конфессиональных отношений. С момента своего создания под председательством митрополита Воронежского и Липецкого, а ныне митрополита Астанайского и Алма-Атинского Мефодия, комиссия занималась мониторингом и анализом законодательства России, а также обобщением практики его применения. В процессе её работы сформировалось определенное концептуальное видение проблем в сфере государственно-конфессиональных отношений и способов их решения. После изменения руководства комиссии результаты этой работы были систематизированы, обобщены и суммированы в едином документе — проекте Концепции вероисповедной политики России. Работа над документом велась с учетом ранее опубликованных аналогичных проектов, в том числе разработанных Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции РФ по г. Москве в лице заместителя начальника Главного управления Жбанкова В.Н., кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ, а также проектов федеральных законов по данной теме.

Сегодня не имеется недостатка в проектах, касающихся дальнейшего построения государственно-конфессиональных отношений в России. В свете неминуемо приближающихся выборов, появление некоторых из них вызвано, к сожалению, лишь интересами политической конъюнктуры. Однако существует объективная необходимость в том, чтобы определить стратегические направления духовного развития российского общества и, в частности, концептуальные основы построения политики государства в этой сфере. Корни значительного количества государственных и общественных проблем уходят в духовную сферу жизни. Но для принятия подобного документа недостаточно ни каждодневной рутинной работы, ни полного и всестороннего обсуждения текста. Очень важно освободиться не только от очевидного популизма, но, что не менее важно, и от наукообразия, отдаляющего от истины. Главные положения Концепции вероисповедной политики России должны быть рождены не только интеллектуальными усилиями ученых и аналитиков, но и путем неосознанного народного сотворчества. Этот документ призван отразить то, что уже созрело, наболело и без чего уже невозможно жить дальше. По этой причине, публикуемый проект предлагается в качестве предмета для дальнейшей дискуссии, как попытка сделать хотя бы один небольшой шаг на пути к осмыслению столь сложной проблемы.

Экс-ответственный секретарь Историко-правовой комиссии РПЦ, кандидат юридических наук Куницын И.А.
20.10.2003 г.


Концепция вероисповедной политики России

Концепция вероисповедной политики России — система официальных взглядов, принципов и приоритетов федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере государственно-конфессиональных отношений России.

Концепция служит методологической основой для совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере государственно-конфессиональных отношений России, а также планирования и реализации деятельности органов государственной власти в указанной сфере.

Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов с интересами конфессий и отдельных религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, налаживания их всестороннего сотрудничества.

I. Основные понятия

1.1. Вероисповедная политика России — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в сфере государственно-конфессиональных отношений, направленная на реализацию положений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, норм международного права, а также положений настоящей концепции.

1.2. Государственно-конфессиональные отношения России — совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления Российской Федерации, с одной стороны, и конфессиями или отдельными религиозными объединениями, действующими на территории Российской Федерации, с другой стороны.

1.3. Религиозное учение — система идей, убеждений, традиций и норм, выработанная в результате согласования воли последователей конфессии или отдельного религиозного объединения либо принятая ими и являющаяся критерием конфессионального различия.

1.4. Конфессия — совокупность местных и централизованных религиозных организаций, религиозных групп, организаций, приравненных к статусу религиозных организаций, обособленных и необособленных подразделений религиозных организаций, а также созданных ими организаций и учреждений, действующих на основании одного религиозного учения, и находящихся на его основе между собой в отношениях внутриконфессиональной (канонической) и юридической субординации.

1.5. Традиционные конфессии — конфессии, внесшие существенный исторический вклад в создание и развитие государственности и культуры России, способствовавшие формированию и сохранению национально-культурной идентичности и самобытности народов Российской Федерации, имеющие широкую общественную поддержку, финансируемые за счет источников, находящихся на территории Российской Федерации и признанные традиционными в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящей концепцией.

1.6. Традиционные духовно-религиозные ценности — совокупность принципов, норм, идеалов, установок, целей, являющихся неотъемлемой частью религиозного учения традиционной конфессий.

1.7. Культурно-просветительская деятельность религиозных организаций — деятельность, направленная на распространение сведений о соответствующем религиозном учении и духовно-религиозных ценностях, а также событиях в свете этого религиозного учения.

1.8. Новые религиозные движения — группы последователей самостоятельных религиозных учений, в том числе возникших в результате религиозного синкретизма и новой трактовки других религиозных учений, существующие не более 100 лет.

1.9. Социальна адаптация религиозных объединений — процесс приспособления религиозной группы к существующим на территории Российской Федерации социальным условиям, включающий в себя приведение своей деятельности в соответствие с законодательством Российской Федерации в течение определенного федеральным законом периода с момента официального уведомления органов государственной власти и органов местного самоуправления о начале своей деятельности до момента приобретения правоспособности юридического лица (создания религиозной организации).

II. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации

2.1. Под современной религиозной ситуацией в Российской Федерацией в настоящей концепции понимается совокупность находящихся в постоянной динамике условий и факторов религиозной сферы жизни народов Российской Федерации, являющихся основой для построения и осуществления вероисповедной политики России.

2.2. Российская Федерация — одно из крупнейших в мире поликонфессиональных государств, на территории которого действуют традиционные конфессии, благодаря созидательной деятельности которых стало возможным становление России как великого многонационального государства, а также другие конфессии и отдельные религиозные объединения.

Граждане Российской Федерации имеют различное отношение к религии.

Существенную историческую роль в становлении и развитии российской государственности сыграли традиционные конфессии, к числу которых относит себя значительная часть граждан России.

Традиционные духовно-религиозные ценности народов Российской Федерации, ставшие неотъемлемым компонентом их национальной самоидентификации и культурного своеобразия, являются фундаментом человеческого бытия и одной из предпосылок формирования правосознания. Их признание, уважение и укрепление является необходимым условием построения в Российской Федерации гражданского общества и правового государства.

2.3. В Российской Социалистической Советской Республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на территории Российской Федерации вероисповедная политика государства носила характер политических репрессий и была направлена на существенное ограничение влияния религии в обществе и на её использование в политических целях.

Религиозные объединения и сообщества неоправданно были лишены правового статуса юридического лица, они были лишены имущественных прав либо существенно ограничены в них. В соответствии с официальными документами и неофициальными распоряжениями органов государственной власти и партийных органов было неправомерно изъято и разрушено имущество, находившееся во владении религиозных объединений и сообществ. Осуществлялось вмешательство в их внутреннюю деятельность, которое нарушало её. Следствием такой политики стало существенное ослабление в обществе влияния традиционных конфессий и традиционных духовно-нравственных ценностей.

2.4. Либерализация общественной жизни в 90-х годах XX века повлекла за собой как позитивные, так и негативные последствия.

Провозглашение светского характера Российской Федерации, права на свободу совести и закрепление гарантий его реализации вызвали оживление религиозной жизни, выразившееся в стремлении конфессий и отдельных религиозных объединений к осуществлению не только культовой деятельности, но и к широкому участию в общественной жизни путем осуществления деятельности в сферах культурного просвещения, образования, благотворительности и социального обслуживания населения.

Негативные последствия репрессивной вероисповедной политики проявляются в виде развития в современном обществе нравственного нигилизма и релятивизма, падения авторитета института семьи, ухудшения здоровья населения, роста экстремизма и преступности.

Религиозные объединения, финансируемые за счет зарубежных источников, оказались в более преимущественном положении чем традиционные конфессии, осуществляющие свою деятельность за счет источников, находящихся на территории Российской Федерации, что привело к несоответствию уровня их материальной обеспеченности уровню их общественной поддержки.

В Российской Федерации существуют новые религиозные движения, которые действуют как в организационно-правовой форме религиозных объединений, так и в других организационно-правовых формах юридических лиц. Неправомерная и криминальная деятельность некоторых новых религиозных движений, обусловлена содержанием религиозного учения, носит латентный характер, влечет за собой осуществление ими экстремистской деятельности, массовое нарушение прав граждан, интересов общества, посягает на религиозную и культурную самобытность народов Российской Федерации и представляет собой угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

2.5. Все большее влияние на религиозную ситуацию оказывает закономерный процесс глобализации, создающий угрозу утраты культурной идентичности народам Российской Федерации. Ряд государств и организаций заинтересованы в поддержке неправомерной и криминальной деятельности религиозных объединений и ослаблении на территории Российской Федерации влияния традиционных духовно-религиозных ценностей, подрыве национального самосознания, снижении духовного, нравственного и культурного потенциала общества в целях расшатывания институтов национальной государственности, контроле над территорией и природными ресурсами Российской Федерации.

2.6. Устранение негативных факторов современной религиозной ситуации в Российской Федерации невозможно без государственного содействия укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и привлечения потенциала традиционных конфессий к деятельности на благо всего общества.

III. Основы вероисповедной политики России

3.1. Вероисповедная политика России основывается на самостоятельном выборе народом Российской Федерации приоритетов и осуществляется исходя из сложившейся религиозной ситуации в Российской Федерации.

Вероисповедная политика России основывается на признанных Российской Федерацией принципах и нормах международного права, Конституции Российской Федерации и находит свое выражение в федеральных законах, других нормативных правовых актах Российской Федерации и в деятельности органов государственной власти.

3.2. Российская Федерация является светским государством.

Религиозные, философские и другие учения, носящие мировоззренческий характер, не могут устанавливаться в качестве официальных или обязательных. Государство не финансирует осуществление культовой деятельности религиозных объединений и не оказывает поддержку пропаганде антирелигиозных идей и учений.

Конфессии, отдельные религиозные объединения или другие организации, вступление в которые обусловлено определенным отношением человека к религии, не могут быть объявлены государственными.

3.3. Российская Федерация, как светское государство, провозглашает право каждого человека на свободу совести, отделение религиозных объединений от государства и равенство религиозных объединений перед законом.

Право на свободу совести означает право каждого человека свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими религиозные, философские и другие учения, или не исповедовать никаких, действовать в соответствии с ними и распространять их.

Родители или лица, их заменяющие, вправе воспитывать и обучать детей согласно своему мировоззренческому выбору, если это не нарушает права и интересы ребенка.

Реализация права на свободу совести в Российской Федерации осуществляется на основе гарантий:

равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии, принадлежности к религиозным или общественным объединениям;

не допустимости оказания на территории Российской Федерации физического, психического либо иного принудительного воздействия на мировоззренческий выбор другого человека, на деятельность в соответствии с этим выбором;

права на создание религиозных объединений;

права на обучение религии;

неправомерности требований сообщать своё отношение к религии;

запрета на вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучения малолетних религии вопреки их воле без согласия их родителей или лиц, их заменяющих;

сохранения тайны исповеди (невозможности привлечения священнослужителя к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди);

предоставления гражданам Российской Федерации в случае, если их религиозным убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, права и возможности на замену военной службы альтернативной гражданской службой на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

предоставления священнослужителям религиозных организаций отсрочки от призыва на военную службу в мирное время и освобождения от военных сборов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

осуществления государственных мер защиты граждан Российской Федерации в случае их дискриминации за рубежом по признаку их отношения к религии.

3.4. Ограничения права на свободу совести допускается только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

3.5. Народ Российской Федерации имеет право на свободное религиозное самоопределение. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации учитывают религиозную, национальную и культурную специфику проживающих на их территории народов, самостоятельно определяя особенности региональной вероисповедной политики с учетом Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и положений настоящей концепции.

3.6. Религиозные объединения отделены от государства.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству Российской Федерации;

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своим собственным религиозным учением, иерархической и институционной структурой;

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

3.7. Религиозные объединения равны перед законом. В законодательстве Российской Федерации устанавливаются единые правовые основы, а также гарантии свободы вероисповедания и деятельности для всех религиозных объединений.

3.8. Основы вероисповедной политики России, установленные настоящей концепцией, не исключают определения приоритетов в сотрудничестве с конфессиями и отдельными религиозными объединениями в соответствии законодательством Российской Федерации и положениями настоящей концепции.

3.9. Вероисповедная политика России реализуется Президентом Российской Федерации, Федеральным собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в пределах их полномочий и компетенции.

IV. Приоритеты вероисповедной политики России

4.1. Целью вероисповедной политики России является соблюдение и защита прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства.

4.2. Выбор приоритетов вероисповедной политики России обусловлен необходимостью соблюдения прав и законных интересов граждан, защитой основ конституционного строя и нравственности, обеспечением обороноспособности и безопасности государства.

4.3. Вероисповедная политика России имеет перед собой следующие приоритетные задачи:

совершенствование государственно-конфессиональных отношений в России в целях реализации конституционных принципов свободы совести, светскости государства, отделения религиозных объединений от государства и равенства религиозных объединений перед законом;

обеспечение правовых гарантий реализации права на свободу совести, равенства прав и свобод граждан независимо от их отношения к религии;

интеграцию народов Российской Федерации на основе традиционных духовно-религиозных ценностей;

содействие укреплению и распространению традиционных духовно-религиозных ценностей на территории Российской Федерации;

сотрудничество с традиционными конфессиями в целях сохранения исторического и культурного наследия народов России;

создание правовых предпосылок для предотвращения межнациональных конфликтов на религиозной почве, конфликтов между конфессиями и отдельными религиозными объединениями, а также представителями одной конфессии.

4.4. В Российской Федерации признается наличие федеральных и региональных традиционных конфессий. Признание наличия федеральных и региональных традиционных конфессий осуществляется в целях:

сохранения и укрепления традиционных духовно-религиозных ценностей народов Российской Федерации в соответствии со свободным религиозным самоопределением народов Российской Федерации;

защиты и реализации прав и свобод человека;

эффективного решения проблем в сферах культурного просвещения, благотворительности, образования и социального обслуживания населения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации;

расширения культурного диалога между представителями различных конфессий, национальностей и других социальных групп, укрепления взаимного уважения и понимания между ними.

Федеральная традиционная конфессия — конфессия, признанная в качестве традиционной федеральным законом. В соответствии с настоящей концепцией федеральным законом могут быть предусмотрены особенности правового статуса федеральных традиционных конфессий. Правовой статус Федеральной традиционной конфессии распространяется на всю территорию Российской Федерации.

Региональная традиционная конфессия — конфессия, признанная в качестве традиционной законом субъекта Российской Федерации по представлению главы высшего органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии с настоящей концепцией законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены особенности правового статуса региональных традиционных конфессий. Правовой статус региональной традиционной конфессии распространяется на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации.

4.5. Федеральными традиционными конфессиями на территории Российской Федерации являются конфессии, исповедующие Православие, Ислам и Буддизм.

4.6. Наделение конфессий статусом традиционных не влечет за собой умаления предусмотренных международными документами и законодательством Российской Федерации прав и свобод других конфессий, отдельных религиозных объединений и граждан.

4.7. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должно признавать внутренние установления (нормы, правила, обычаи) и учитывать структуру конфессий, действующих на территории Российской Федерации, обеспечивая оптимальную реализацию права на свободу совести.

Законодательство Российской Федерации обеспечивает возможность построения внутренних конфессиональных отношений в соответствии с внутренними установлениями конфессий, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

4.8. Приоритеты вероисповедной политики России реализуются посредством принятия следующих мер, соответствующих положениям настоящей концепции:

принятия федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов министерств и ведомств;

принятия нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

заключения договоров (соглашений) о сотрудничестве между органами государственной власти и традиционными конфессиями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

разработки и реализации Правительством Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации плана мероприятий в сфере государственно-конфессиональных отношений;

осуществления государственного контроля за соблюдением органами власти, органами местного самоуправления и религиозными объединениями законодательства Российской Федерации, а также мер по обеспечению эффективной правовой, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов граждан в связи с реализацией ими права на свободу совести.

V. Особенности вероисповедной политики России в отдельных сферах

5.1. Отдельные сферы общественных отношений имеют высокую значимость для государства, общества и религиозных объединений, поэтому являются предметом сотрудничества государства и религиозных объединений.

5.2. Осуждая репрессивную вероисповедную политику и массовые преследования религиозных объединений и сообществ, осуществлявшихся на территории Российской Социалистической Советской Республики и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, как несовместимые с идеей права и справедливости, Российская Федерация признает необходимость неуклонно следовать курсу на последовательное соблюдение и реальную защиту права на свободу совести путем реабилитации подвергшихся политическим репрессиям религиозных объединений.

Реабилитация религиозных объединений, подвергшихся политическим репрессиям, выражается в признании их исключительной роли в жизни общества и справедливом восстановлении их прав на основании федерального закона.

Российская Федерация признает права собственности религиозных объединений, подвергшихся политическим репрессиям, на имущество, религиозного назначения, находившееся у них во владении до его изъятия на основании официальных, в том числе секретных, документов органов государственной власти и партийных органов Российской Социалистической Советской Республики и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на территории Российской Федерации.

Земельные участки, на которых располагаются здания, строения, сооружения и другое недвижимое государственное или муниципальное имущество, находящееся во владении или подлежащее передаче во владение религиозным организациям, передаются указанным религиозным организациям по их заявлениям на правах собственности в количестве согласно нормативам, установленным федеральным законом.

Передача другим физическим или юридическим лицам, перепродажа религиозными организациями или изменение функционального назначения указанных земельных участков допускается в лишь случаях, предусмотренных федеральным законом.

Доходы, получаемые религиозными организациями в результате использования указанных земельных участков, направляются на достижение целей и решение задач, закрепленных в их уставах.

Допускается передача религиозным организациям земельных участков на иных правах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовая реабилитация религиозных объединений должна осуществляться с учетом следующих принципов:

соблюдения религиозными объединениями правопреемства;

наличия у них правового статуса юридического лица;

соблюдения интересов физических и юридических лиц, являющихся владельцами имущества религиозного назначения, подлежащего передаче согласно настоящей Концепции и федеральному закону, в собственность религиозным организациям;

учета возможности религиозных организаций нести бремя содержания имущества, подлежащего, согласно настоящей Концепции и федеральному закону, передаче им в собственность;

сохранения и соблюдения правового статуса отдельных категорий имущества, в том числе отнесенного к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

соблюдения положений настоящей Концепции и действующего законодательства Российской Федерации.

5.3. Государство создает правовые условия и содействует деятельности традиционных конфессий в сферах культурного просвещения, образования, благотворительности, социального обслуживания населения, а также в иных сферах, имеющих высокую общественную значимость, в том числе предоставляет им и создаваемым ими юридическим лицам налоговые и иные льготы.

Приобретение и безвозмездная передача имущества, а также получение иного дохода, направляемые традиционными конфессиями на указанную деятельность не подлежат налогообложению.

Имущество социально-благотворительного и культурно-просветительского назначения, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, передается в собственность или пользование традиционных конфессий безвозмездно.

Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создают внебюджетные фонды поддержки культурно-просветительских и социально-благотворительных программ религиозных организаций.

В целях обеспечения указанной деятельности религиозные организации, входящие в традиционные конфессии, и создаваемые ими специализированные организации вправе обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления за получением финансовой и иной материальной помощи.

5.4. Государство признает социальную значимость деятельности традиционных конфессий в сфере благотворительности и социального обслуживания населения, посредством осуществлении которой они оказывают эффективную поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, безработица, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, отсутствие определенного места жительства и т. п.), участвовать в решении проблем укрепления института семьи, профилактики преступности, наркомании, алкоголизма, социальной реабилитации лиц, содержащихся в местах лишения свободы или отбывших наказание.

Религиозные объединения осуществляют благотворительную деятельность и социальное обслуживание населения как непосредственно, так и путём создания специализированных организаций.

Специализированные организации по осуществлению благотворительной деятельности или деятельности по социальному обслуживанию населения создаются и действуют в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности и социальном обслуживании населения в Российской Федерации.

5.5. Государство признает общественную значимость культурно-просветительской деятельности религиозных объединений, осуществляемую посредством деятельности по сохранению культурного наследия народов Российской Федерации, создания и участия в деятельности средств массовой информации, осуществления издательской деятельности и деятельности в сфере библиотечного дела, проведения культурно-просветительских мероприятий.

Государственные телерадиовещательные и телерадиопроизводящие организации консультируются с традиционными конфессиями и учитывают их рекомендации при подготовке программ, освещающих вопросы их истории и культурного наследия, образа жизни их последователей, а также традиционных духовно-религиозных ценностей народов Российской Федерации.

Государство содействует сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и культурных ценностей религиозного назначения народов Российской Федерации, независимо от форм собственности на них.

Государство создает правовые условия, способствующие привлечению негосударственных источников финансирования деятельности религиозных объединений по реставрации и сохранению объектов культурного наследия и культурных ценностей.

5.6. В Российской Федерации установлен светский характер образования.

Никакая религия либо нерелигиозное, включая атеистическое, мировоззрение не устанавливаются в качестве государственных или обязательных для преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и организациях.

Граждане вправе получать религиозное образование в образовательных учреждениях и организациях, создаваемых религиозными организациями, а также в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и организациях.

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечивать материальную поддержку преподаванию общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями и прошедших государственную аккредитацию.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения и организации сотрудничают с традиционными конфессиями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют распространению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и организациях знаний об истории религий и деятельности традиционных конфессий в Российской Федерации.

При разработке государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебных и учебно-методических пособий по образовательным предметам гуманитарного характера учитываются традиционные духовно-религиозные ценности народов России.

Преподавание образовательных дисциплин об истории религий и деятельности традиционных конфессий в Российской Федерации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и организациях осуществляется на основе соглашения с соответствующими традиционными конфессиями.

Соглашения между органами государственной власти или органами местного самоуправления, с одной стороны, и религиозными объединениями, входящими в состав традиционных конфессий, с другой стороны, регулируют вопросы подготовки преподавательского состава, условий и порядка преподавания дисциплин об истории религий и деятельности традиционных конфессий в Российской Федерации.

5.7. В целях реализации прав граждан на свободу совести, решения воспитательных задач, культурного просвещения и укрепления патриотизма традиционные конфессии сотрудничают с Вооруженными Силами Российской Федерации, а также пенитенциарными учреждениями, на основе соглашений, заключаемых между соответствующими традиционными конфессиями и уполномоченными органами государственной власти.

На основании соглашений, заключаемых между соответствующими традиционными конфессиями и уполномоченными органами государственной власти, религиозные организации осуществляют культовую и иную деятельность в воинских частях и пенитенциарных учреждениях на территории Российской Федерации.

По просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командиров на территории воинских частей, а также в пенитенциарных учреждениях по просьбе лиц, содержащихся под стражей, культовую деятельность могут совершать другие религиозные организации.

Военнослужащие, убеждениям которых противоречит участие в культовой и другой деятельности религиозных объединений, вправе отказаться от участия в такой деятельности.

На территории воинских частей, а также в пенитенциарных учреждениях не допускается деятельность религиозных объединений, деятельность которых запрещена либо приостановлена в соответствии с федеральным законом, а также находящихся в процессе ликвидации.

5.8. Против неправомерной деятельности религиозных объединений, а также иных юридических лиц, осуществляемой систематически и основывающейся на предписаниях определенного религиозно учения, федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации предусматриваются эффективные предупредительные меры.

5.9. Религиозные объединения имеют исключительное право на совершение культовой деятельности, включая богослужения, религиозные обряды, церемонии и молитвенные собрания.

Юридическое лицо, осуществляющее культовую деятельность, включая богослужения, религиозные обряды, церемонии и молитвенные собрания, которое не является религиозным объединением, подлежит преобразованию в религиозное объединение в порядке, установленном федеральным законом, либо ликвидации.

Допускается осуществление культовой деятельности в образовательных учреждениях и организациях, создаваемых религиозными организациями.

5.10. Регистрация религиозных объединений, представляющих собой новые религиозные движения, осуществляется после истечения срока их социальной адаптации, предусмотренного федеральным законом.

5.11. Пропаганда неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, а также иные формы оскорбления религиозных чувств граждан запрещена.

Принуждение граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления к использованию оскорбляющих религиозные чувства граждан символики, средств и методов, кроме случаев использования официальных государственных геральдических символов, запрещается, если это не нарушает права и свободы других лиц, не подрывает обороноспособность и безопасность государства.

5.12. Деятельность религиозных объединений в иных сферах регулируется федеральными законами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, а также соглашениями, заключаемыми между соответствующими религиозными объединениями и органами государственной власти в соответствии Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и положений настоящей концепции.

г 2003 г., Куницын И.А.

http://rusk.ru/st.php?idar=4474

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика