Известия | Борис Клин | 01.11.2010 |
Законопроект о передаче имущества религиозным объединениям остается предметом острых дискуссий. Еще раз обсудить его за круглым столом в «Известиях» собрались представители религиозных организаций, музейщики, политологи, юристы. Встреча состоялась по инициативе членов Общественной палаты, президента нашей редакции Владимира Мамонтова и вице-президента «Медиа-Союза» Елены Зелинской.
Политолог Виталий Третьяков напомнил: в Западной Европе христиане из-за отсутствия паствы распродают храмы. Будучи неверующим, Третьяков считает себя другом Русской православной церкви, но сомневается в том, что РПЦ нуждается в том количестве зданий, которые перейдут ей в собственность. Президент Государственного центрального музея современной истории Тамара Шумная и вовсе уверена, что передача имущества религиозным общинам ущемляет права большинства населения: «У нас в стране 10% православных, а музеи ежегодно посещает до 70 млн человек, почти 50% населения».
Андрей Салмин из Российского клуба православных меценатов не согласился с подсчетом Тамары Шумной. По его сведениям, в России 80% населения идентифицируют себя как православные, 60% заходили в храмы, 30% участвовали в Таинствах. Воцерковленных людей — 5−6%, но это сейчас, а потенциал-то гораздо выше. В свою очередь, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов пообещал Третьякову спасти Европу от безбожия.
Эксперт думского комитета по делам религиозных и общественных организаций Андрей Себенцов постарался объяснить позицию государства. По словам Себенцова, возвращение имущества — акт, символизирующий возврат к нормальному пути развития общества и отказ от идеологии Октябрьской революции 1917 года.
-Но без этого закона никто ничего добровольно не отдаст, — предупредил помощник главного раввина России Андрей Глоцер.
Глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин также отметил, что до сих пор многие храмы, синагоги и мечети не возвращены религиозным общинам. Отец Всеволод заявил: «Святыни должны быть возвращены и служить тем целям, для которых были созданы, перед любой иконой должно совершаться богослужение, и в любом храме верующий должен иметь возможность помолиться». По словам священника, об этом не следует забывать, обсуждая технические и юридические детали законопроекта.
Однако детали тоже важны. И чаще всего говорят, что верующие не смогут сохранить памятники культуры. С этим не согласен архимандрит Тихон Шевкунов, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. «В древних соборах Московского Кремля богослужения совершаются периодически, и ничто не говорит об их повреждении», — сказал отец Тихон и добавил, что фрески, которыми сегодня все так восхищаются и судьбой которых так озабочены, дошли до нас с древних времен, и в храмах было полно народа, и свечи горели. «Тем не менее мы готовы обсуждать специальные условия богослужений, ограничивать количество свечей даже до символического уровня, но не можем согласиться с тем, что богослужения в храмах—памятниках культуры невозможны в принципе», — подчеркнул архимандрит Тихон. По его словам, страхи о сохранности памятников, как и мифы об уже «загубленных в церкви иконах», сильно раздуты.
«Часто в этой связи вспоминают Боголюбскую икону Божией Матери, — продолжил отец Тихон. — Ее в 1993 году передали в монастырь, но в работе специального киота-витрины возникли сбои, и музейщики объявили, что из-за небрежности монахинь икону «загубили». Но что им самим мешало следить за работой киота-витрины, они не объяснили и, разумеется, умолчали о том, что еще в начале ХХ века специалисты, оценивая состояние иконы, называли ее «утерянной». В 1946 году была проведена безграмотная реставрация иконы, и в 1976 году эксперты признали ее «практически утраченной».
Архимандрит Тихон в очередной раз заверил общество, что Церковь как никто заинтересована в сотрудничестве с музеями, в совместной работе над сохранностью памятников культуры.