Русская линия | 28.10.2010 |
Об истории этих надвратных икон — от появления на башнях Кремля в XVI—XVII вв.еках до нового обретения с помощью Фонда Андрея Первозванного в 2010 году — рассказывают владыка Михаил, епископ Женевский и Западноевропейский; руководитель инициативной группы проекта восстановления надвратных икон Кремля, председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин; заместитель директора Института всеобщей истории РАН Игорь Данилевский; историк, руководитель рабочей группы проекта восстановления надвратных икон Кремля, первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного Михаил Якушев; князь Иван Шаховской и графиня Елизавета Апраксина; писатель Константин Михайлов (автор книги «Уничтоженный Кремль») и руководитель реставрационных работ Сергей Филатов.
До революции иконы на Спасской и Никольской башнях были особо почитаемы народом. Спасские ворота являлись главными из всех Кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещённым на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой. Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов. Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича перед коронацией торжественно проходили через них. В 1612 году именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым 1 ноября торжественно вступило в Кремль.
Во время боёв в октябре 1917 года, надвратный образ святителя Николы Можайского на Никольской башне был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо; в конце же апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием пролетарского Первомая, фасад, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. Примечательно, что вскоре, 22 мая, Патриарх Тихон совершил литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего, во главе крестного хода, направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его образом над вратами.
Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлевских башнях, полностью утрачены. Однако документальных источников о том, что иконы уничтожены, не было. На Никольской башне сохранилась фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века. В лекциях известного искусствоведа Игоря Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы в октябре 1917 года, была предпринята реставрация этого изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.
Вопрос о возвращении икон на башни Кремля не раз поднимался российской общественностью. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля выступил Фонд Андрея Первозванного и получил поддержку Президента Российской Федерации и благословение Патриарха Московского и всея Руси.
Для предварительной проработки вопроса возможности восстановления икон при Фонде Андрея Первозванного была создана специальная инициативная группа. Инициативную группу возглавил В.И. Якунин, председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного. В группу также вошли В.И. Кожин, Управляющий делами Президента РФ; Е.А. Муров, директор ФСО РФ; С.Д. Хлебников, Комендант Московского Кремля; А.В. Кибовский, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры); Е.Ю. Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля; С.Е. Щеблыгин, президент Фонда Андрея Первозванного; М.И. Якушев, первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного, руководитель рабочей группы проекта.
Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил предоставил инициативной группе фотографию иконы святителя Николая на Никольской башне. Снимок был сделан после обстрела башен Московского Кремля в октябре 1917 и был передан Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку.
Членами инициативной группы было сделано предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях все-таки не были утрачены и сохранились в киотах под слоем штукатурки. В феврале 2010 года после проведения необходимых согласований инициативной группой было принято решение провести натурные исследования в киотах указанных башен.
Был проведен конкурс среди организаций, специализирующихся на подобных работах. В результате тендер выиграло ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» (МНРХУ).
С 23 по 27 апреля 2010 года специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, располагающихся со стороны Красной площади. Проведенные исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки. 29 июня начались реставрационные работы на Спасской башне, 5 июля — на Никольской.
28 августа 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А. Медведева освятил отреставрированную икону Спасителя на Спасской башне Московского Кремля.
4 ноября, в День народного единства, состоится освящение отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля. По мнению, М.И. Якушева, историка, руководителя рабочей группы проекта восстановления надвратных икон Кремля, первого вице-президента Фонда Андрея Первозванного, «глубоко символичным является то, что освящение отреставрированной иконы Николы Можайского, находящейся на Никольской башне, а также премьера фильма, посвященного истории надвратных образов Московского Кремля, происходят 4 ноября в День народного единства, ведь именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского вступило в Кремль».
Безусловно, воссоздание облика башен Московского Кремля в своей целостности будет играть большую роль для сбережения исторической памяти нашего народа и обладать глубоким духовным значением.
http://rusk.ru/st.php?idar=44459
|