Русская линия
Русская линия Вадим Вилинбахов02.11.2010 

Судьба Бурежского погоста

На юго-западном, возвышенном побережье озера Ильмень, известном под названием «ильменьский глинт», в том месте где речка Псижа, петляя по каменистому плато, готовится отдать свои воды озеру, с древнейших времён существует поселение, исторический путь которого измеряется столетиями. Буряги (или Буреги) — так именуют его летописи и писцовые книги XV — XVI вв. Так называют его и сейчас. Свирепые бури, бушевавшие на Ильменьском побережье, вероятно, подсказали людям, поселившимся здесь, это название.

Воскресенский собор с.Буреги Новгородской обл. В период новгородской самостоятельности и после присоединения Новгорода к Москве Буреги являлись погостом — административным, хозяйственным и религиозным центром большой округи. К Бурежскому погосту относились сельцо Ретлё, деревни Корень, Волковичи, Солопско, Липецке — всего 22 населённых пункта, судя по писцовой книге XV в. До 1478 г. землями в Бурежском погосте владели новгородские монастыри (Зверин, Воскресенский с Гончарного конца, Варварин с Черницыной улицы), а также именитые бояре: Грузовы, Савельевы, Моревы. После присоединения Новгорода к Москве их сменили новые владельцы — помещики Квашнины, Дмитрий Трусов, ивангородский купец Иван Холопец. Часть земель и тяглых дворов стала собственностью Великого Князя. Ретлё, Волковичи, Перетёрги, Горка, Столец перешли в дворцовое ведомство.

Писцовые книги 1499-го и 1524 гг. упоминают в Бурегах на погосте каменную церковь «Великий Никола». Она была построена в 1432 г., как сообщается в одной из новгородских летописей. Рядом с каменной церковью в первой половине XVI в. появляется еще одна деревянная церковь в честь св. мученицы Екатерины. Она упоминается в писцовой книге 1551 г. На церковной земле стояли дворы священнослужителей.

Крестьянские дворы располагались неподалеку от храмового комплекса. Часть дворов принадлежала помещикам, а 16 тяглых дворов платили оброк великому князю.

В 1582 г., когда шла затяжная Ливонская война, войска Стефана Батория разорили Бурежский погост. Много человеческих жизней унесло и моровое поветрие 1601 г. Пострадал погост и в период польско-литовских и шведских войн начала XVII в. Из 13 дворов, принадлежавших московскому князю, в Бурегах, по данным писцовой книги 1629 г., «в живущем» оставалось только 6. Хотя каменная Никольская церковь уцелела, но деревянные продолжали оставаться его религиозно-нравственным центром. Украшали село два больших сада с яблоневыми и вишневыми деревьями. От соборной площади начиналась двусторонняя жилая застройка, которая направлялась в сторону дороги, ведущей из Старой Руссы в Коростынь. По этой длинной улице из окрестных деревень стекались людские ручейки к храмам, душой устремляясь к Богу и постигая здесь вечные человеческие истины.

Воскресенский собор с.Буреги Новгородской обл. К началу XIX века крестьянские дворы из дворцового ведомства перешли в ведение Санкт-Петербургской удельной экспедиции, а помещичьи крестьяне остались за прежними владельцами. При организации военных поселений в 1820-е годы Бурежская вотчина и соседняя с ней Коростынская были отведены для поселения карабинерского фельдмаршала князя Барклая де Толли полка. Храмы также перешли в ведомство военных поселений. В 1856 г. округа пехотных солдат, преобразованные из военных поселений после 1832 г., были упразднены.

После упразднения системы погостов как административно-территориальных единиц в XVIII в. большое село Буреги вошло в состав Коростынской волости. На месте древнего погоста в крутой излучине Псижи возвышались в середине XVIII века два каменных храма и колокольня, которые составляли главную достопримечательность села.

В конце XIX в. Буреги представляли собой утопающее в зелени садов большое село с торговой и соборной площадью. К началу XX в. здесь насчитывалось 43 жилых строения. Население составляло 305 человек. Село являлось волостным центром. Здесь размещалось волостное правление, пожарное депо, торговые лавки. Действовали 3 мельницы и 3 кустарных предприятия: две синильни и заведение по выделке овчины. Была и своя кузница. В 1902 г. на церковной земле построили земскую школу.

Тяжелые испытания выпали на долю села в годы Великой Отечественной войны. Все юго-западное побережье было оккупировано фашистами. Здесь была создана мощная система укреплений.

В феврале 1943 г. воины 19-й отдельной бригады форсировали озеро и атаковали вражеские укрепления в районе деревни Ретлё. Но силы были неравны. Среди погибших было 22 бойца-якута. В память о воинах из Якутии, павших смертью храбрых в боях 1943 г., в ноябре 1958 г. у села Буреги был поставлен обелиск.

Когда едешь по шоссе Новгород — Старая Русса, издалека открываются взору Воскресенский собор и колокольня. Но заросла дорога к храмам. Высокий бурьян и кустарники окружают пустые, разрушающиеся на глазах постройки.

В 1976 г. архитектор Г.М.Штендерь составил реставрационное задание с целью восстановления Воскресенского собора, но начатые под его началом работы были вскоре прекращены. Спустя 10 лет новгородские реставраторы вернулись к этим памятникам. Под руководством Г. П. Никольской были проведены обмерочные работы и составлен проект реставрации Воскресенского собора. Но, увы, и эти начинания не получили практического воплощения. В последний наш приезд в 1995 г. у Воскресенского собора еще лежали добротные строительные материалы, в том числе формовой кирпич, для восстановительных работ. А ведь этот архитектурный комплекс представляет большую историческую и художественную значимость.

Никольская церковь сохранила плановую основу памятника эпохи новгородской самостоятельности. Когда заходишь внутрь полуразрушенного здания, лишенного в настоящее время и крыши, и потолочного перекрытия, ощущаешь его древность, которая снаружи совсем не видна. В 1720 г. древний храм обрушился, а в 1736 г. его восстановили, облицевав снаружи кирпичом. Внутри же сохраняются фрагменты древней кладки из красного ракушечника в нижних частях стен и столбов, и четко читается прежняя основа четырехстолпного кубического храма с полукруглой алтарной апсидой.

Большой Воскресенский собор, который обращает на себя внимание своей масштабностью и богатством декоративного убранства фасадов, относится к XVIII в. В одном из архивных документов 1758 года в Бурегах упоминаются две каменные церкви: святителя Николая, «старинная, в коей ныне происходит служение», и Воскресения Христова с приделами св. мучениц Екатерины и Параскевы, «которая внову строится и в совершенство еще не приведена». Окончательно собор был отстроен и украшен к 1764 г., после чего был торжественно освящен. Возводился он долго, на средства прихожан.

Воскресенский собор с.Буреги Новгородской обл. Несмотря на поздние перестройки, собор хорошо сохранил первоначальные архитектурные формы. Четырехстолпный, прямоугольный в плане храм с тремя полукруглыми алтарными выступами решен по типу масштабных соборов XVII века. Нарушает эту нарочито архитектурную композицию большой восьмигранный барабан с купольным завершением, на месте которого следовало бы ожидать традиционное пятиглавие. Замечательно декоративное убранство фасадов, решенное в духе древнерусской архитектуры XVII в. Особую нарядность им придают наличники. Большие световые проемы, заключенные в прямоугольные ниши, обрамлены полуколоннами с балясинами, на которые опираются высоко поднятые двойные кокошники. Простенки внутри кокошников декорированы фризами из кирпичных балясин.

Потоки света, льющиеся из больших оконных проемов, хорошо освещают интерьер собора. Стены украшены живописными композициями, заключенными в рамы. Роспись относится к 1799 г. и находится в аварийном состоянии.

Какие же мастера возводили этот собор и почему в середине XVIII в., когда в России, особенно в столичных городах, уже господствовали новые вкусы и архитектурные веяния, они остались в плену древнерусских традиций? Поиски аналогии привели нас к ярославской архитектурной школе, расцвет которой относится к XVII в., и памятникам ярославской провинции первой половины XVIII в. по всей России. Известно, что эти мастера работали и в Новгороде — возводили здание библиотеки в Антониевом монастыре, колокольню в Хутыни по проектам московских архитекторов. А вот в Бурегах пришлая артель строила так, как привыкла у себя на родине в соответствии со сложившимися у них местными традициями.

Построенная же несколько ранее Воскресенского собора, в 1736 г., ярусная колокольня вполне соответствует своей эпохе. Она очень напоминает сооруженную в 1720-х гг. колокольню новгородского Деревяницкого монастыря. По-видимому, эта колокольня и послужила образцом для бурежской постройки.

Вот такой интересный архитектурный ансамбль может погибнуть, если в ближайшее время не изменится отношение к проблемам реставрации в Новгороде, если не найдется средств на его восстановление, и если мы не осознаем, как много потеряем из того, что можно еще спасти.

По материалам журнала «София», 1998 год

http://rusk.ru/st.php?idar=44454

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

urban group