Русская линия
Русский Мир Владимир Филатов16.10.2010 

Открытое письмо Министру образования и науки Украины Дмитрию Табачнику

Уважаемый Господин Министр образования и науки, Глубокоуважаемый Дмитрий Владимирович!

Приношу извинения, что отвлекаю Вас от важнейших дел, накопившихся в сфере образования и науки за время существования независимой Украины.

Однако, наблюдая за тем, как отвлекают Вас от работы, как борются с Вами по идеологическим мотивам или недомыслию, я решил написать это письмо и выразить Вам своё понимание и поддержку, а также поблагодарить Вас за истинно государственный подход к тому важному делу, которым Вы занимаетесь.

Известно, что любая страна сильна не территорией, не армией или вооружением, а достойными гражданами и настоящими профессионалами, что основное её богатство — её народ.

Поэтому забота о здоровье народа — первостепенная задача любой власти. Физическим его здоровьем озабочена медицина, а социальным, нравственным и интеллектуальным — образование, наука и воспитание, т. е. та сфера деятельности правительства, которой руководите Вы.

За 19 минувших лет в душах всех честных, искренних граждан не могло не появиться беспокойства, озабоченности и разочарования при виде безответственного, агрессивного и некомпетентного отношения к образованию, науке и воспитанию и гипертрофированной политизации этих сфер деятельности в нашей стране. Одни граждане развязали и всячески поддерживали беспрецедентную войну против других, затеяли борьбу с родным языком десятков миллионов сограждан и при этом утверждали, что направляются в Европу, надеялись на мифические успехи в строительстве и развитии независимой страны. И это в ситуации, когда родной язык большинства граждан, т. е. основное орудие их мышления, находится под запретом, когда родную речь им назойливо переводят на другой язык, вызывая у них к нему лишь ненависть.

Наши великие педагоги, например К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др., утверждали, что нет более надёжного и эффективного средства обучения и воспитания, чем родное слово.

Родной язык — орудие и материал мышления, главное средство самовыражения, идентификации и развития личности и народа как субъекта исторической деятельности. Утрачивая его, люди утрачивают всё и теряют себя. Без родного языка у них, их детей и внуков нет будущего.

Безусловно, можно общаться и на чужом языке, если с ним достаточно знаком, но творчески мыслить и созидать, выдерживая конкуренцию, можно только на родном. Каждому малышу с первых дней его жизни мир открывается в средствах родного языка, в них он и закрепляется в его сознании навсегда. В словах родного языка у ребёнка формируются представления и понятия, все знания о жизни и окружающем мире.

Родное слово отражает мир не только через своё значение, но и звучание — через каждую частичку своей материи. Мы не раз убеждались в том, что человек, не знающий слов или забывший их по какой-либо причине — болезни, травме, — это затерявшийся путник, а точнее — никто.

Для людей русской культуры жизнь интересна уже тем, что в ней есть великое чудо — родной русский язык, который открывает каждому пытливому человеку целую вселенную. Стоит только захотеть. Кто и кем сможет заменить нам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Толстого, Бунина, Куприна, Блока, Есенина, Мандельштама, Пастернака, Ахматову, Булгакова, Шолохова, Сулейменова и многих других Мастеров русского слова и мысли, осветивших бескрайние просторы и глубины человеческой души? К этой плеяде можно лишь добавлять звёзды. Погасить их или заменить невозможно.

Я назвал людей разных национальностей. И не случайно. Их всех объединяет одно: это Мастера русской культуры. В русском сознании не национальность объединяет людей, а культура, образование, интеллектуальная, созидательная деятельность, — словом, духовность. Это главное цивилизационное достижение русского мира, цену которому многие узнают лишь тогда, когда его теряют.

Родной язык не только орудие и материал, но и форма мысли, средство накопления, сохранения и применения знаний. А знания — главный способ самозащиты и самоутверждения. Поэтому родной язык — важнейшее средство развития и защиты отдельного человека и народа в целом. Он позволяет ежедневно и ежечасно общаться с лучшими представителями своего народа и человечества в целом.

Можно не есть и не пить несколько дней, но нельзя не пользоваться родным языком даже в течение часа. Потому что человек не может не мыслить. А мыслит он на родном языке. Как необходим воздух, чтобы дышать, так необходим родной язык, чтобы мыслить.

Что естественно, потому что крайне необходимо, то часто выпадает из сферы внимания. Родной язык сопутствует каждому мгновению жизни, каждому действию, делу и занятию. Для мышления чужой язык — это аппарат искусственного дыхания. Запрещая родной язык сограждан, политические насильники коверкают их судьбы, не дают людям развиваться, а значит, становятся разрушителями страны, как бы они ни кричали при этом о своей любви к ней. Патриоты не будут бороться с языком сограждан: умственная ущербность и предательство несовместимы с патриотизмом. Зло несёт только ущербный ум. Порой даже изощрённый в своей разрушительной деятельности.

Все поступки и действия человека — результат работы его ума: доброго или злого, образованного или дремучего, хуторянского.

Мышление подогнано под категории, структуру и систему родного языка, его словарь и грамматику. Родной язык не только освещает и объясняет окружающий мир, но и формирует психологию, систему знаний и ценностей, понятий и представлений. К зрелому возрасту каждый человек имеет накопленный запас знаний, установившиеся взгляды и принципы, вполне овладевает родным языком как способом познания мира и средством самовыражения. Он — летопись деяний всех предыдущих поколений. На нём накоплен огромный запас знаний, духовных, научных и культурных ценностей. Он является формой порождения, существования и хранения всех этих ценностей. Поэтому становится для человека главным инструментом развития. Лишиться его — значит превратиться в жалкое, беззащитное существо.

Формы человеческой мысли обусловлены установившимися языковыми законами, структурами, схемами и моделями. И каждый язык — самостоятельная система своих образцов и аналогий. В нём организованы и систематизированы не только те формы и категории, с помощью которых люди общаются, но и те, с помощью которых они анализируют события окружающего мира, устанавливают типы отношений, определяют факты и явления, дают им оценку, строят суждения и умозаключения.

Отражение того или иного факта в разных языках часто предстаёт перед нами самым невероятным образом. Даже в передаче весьма простых фактов легко увидеть существенные различия в языках — можно представить, какие различия в них существуют в отражении, передаче и восприятии сложных мыслей, чувств, их оттенков и тончайших движений души. Перейти в зрелые годы на другой язык — это значит изменить систему своего мышления, что возможно лишь для отдельных личностей, но для народа в целом невозможно. Поэтому, навязав многонациональному народу Украины идею единого языка, всех нас настойчиво тянут к пропасти.

Наивно полагать, что люди мыслят и общаются только при помощи слов и установившихся в языке структур. Они это делают на основе всех полученных знаний, закреплённых в их сознании на родном языке. При этом ассоциативные и аллюзивные моменты в их мышлении, творчестве и общении занимают ведущие позиции.

История свидетельствует, что государства появляются и погибают — особенно быстро те, которые не защищают интересы своих граждан. А люди и их родной язык остаются. Все мы на постсоветском пространстве не только свидетели, но и участники такой ситуации.

Если государство, называя себя родиной, пытается лишить своих граждан родного языка, не важно, чем оно это мотивирует и как себя называет, важно, считают ли граждане его своей родиной или их мысли заняты тем, чтобы оно как можно быстрее развалилось, как это мы видим во многих уголках земли, Например, в выступлениях фламандцев в Бельгии, курдов в Ираке и Турции. И этого уже почти два десятка лет почему-то никак не может понять наша властвующая элита.

Родной язык — тот, на котором человек мыслит, создаёт духовные, научные и культурные ценности, которым владеет на подсознательном уровне и видит на нём сны. Он может совпадать с языком национальности, но может и не соответствовать ему. Особенно если учитывать миграционные процессы, характерные для ХХ века. Только сам человек определяет, какой язык для него родной.

Язык вовсе не хомут, который можно надеть на человека, тем более на народ. Им пользуются свободно, непринуждённо, автоматически, спонтанно, упуская из виду, что вообще используют язык. При этом вся умственная энергия сосредоточена на содержании и мыслях.

Помнится, на последней пресс-конференции перед выборами президента В.Ф. Януковичу был задан вопрос о перспективах развития угольной промышленности. Он начал говорить на украинском, хотя его представления и знания о предмете разговора сформированы на русском языке. Было видно, что он мыслит на уровне подходящих украинских слов. Поэтому вскоре сбился, так как вопрос касался не бытовой темы — потребовалось знание терминологии и другой соответствующей лексики, обеспечивающей необходимый уровень мышления, понадобились навыки и умения её сочетания. И, махнув рукой, он перешёл на родной русский язык.

Исторически так сложилось, что украинский и русский — родные языки нашего народа. Они оба должны быть равноправными, чтобы свободно нести народу знания и культуру, способствовать экономическому развитию и процветанию. Они должны объединять граждан, а не разъединять, как это делается сейчас. Не языками нужно гордиться, а культурными и цивилизационными ценностями, которые на них представлены.

Некоторые люди утверждают, что язык — одежда мысли, а значит, нет ничего проще, чем сменить одежду: перейти с одного языка на другой. Что может быть примитивнее этих наивных, дилетантских рассуждений? Если кто-то снимает с себя одежду, то сам при этом не исчезает и сущность его не меняется. Но если «снимаются» слова, то тем самым разрушается мысль, потому что язык — это не просто одежда, а сама мысль, способ и форма её существования. Мысли, высказанные на разных языках, часто различаются, что естественно, ибо у народов разная ментальность, разное видение и восприятие мира, разные его оценки. А фразеология вообще не переводится на другие языки — подыскиваются приблизительные эквиваленты. Например, русской пословице, А Васька слушает да ест в украинском находят соответствие в варианте, А мудрий їсть собі та їсть. Если в русском варианте — порицание, то в украинском — пафос мудрости и расторопности. Не будем выяснять, что лучше, а что хуже: каждому — своё. Каждый учится тому, к чему стремится его натура, если учителям не удалось его заинтересовать общественно важными вопросами. Отметим лишь, что языки по-разному отражают и оценивают мир, формируя у людей разный менталитет. И хотят ли люди быть такими, в каких их пытаются перекроить, — вот в чём вопрос.

Запрещать родной язык — значит пытаться заменить людям способ мышления, форму восприятия мира. А когда этих людей более половины населения, что станет со страной, если у неё появилось столько внутренних врагов? Покушаться на родной язык сограждан — значит покушаться на жизнь народа и права личности. Людей можно сделать рабами, но нельзя уничтожить их родной язык, не уничтожив сам народ.

Запрет языка изначально нарушает основной принцип демократии: предоставление всем субъектам государственного объединения равных прав и возможностей. Свобода родного языка — исходное требование любого государственного строительства.

Главным принципом объединения народов Европы является равенство и уважение языковых прав каждого из них. Если в нашей стране во всю мощь используется государственная машина, чтобы запретить миллионам граждан говорить на родном языке, т. е. откровенно нарушается основной принцип европейского единства, о какой Европе может идти речь?

Из всех чудес мира самое замечательное — родной язык. Это истинное богатство, которое развивает душу и разум, формирует принципы жизни и деятельности, оберегает от недостойных действий, вселяет уверенность, помогает добиться взаимопонимания с другими людьми, позволяет общаться с мудрыми предками и будущими потомками. Его богатством можно делиться с каждым, и оно будет лишь увеличиваться. Родное слово лечит и поддерживает, воодушевляет и зажигает, становится надёжным ключом к сердцам других людей. Нет более надёжного средства воспитания и обучения детей, чем доброе, умное родное слово.

Свобода граждан начинается со свободы их родного языка. А его свобода — исходное условие существования государства.

Противники русского языка выдвигают аргумент: дескать, если предоставить свободу русскому языку, то погибнет украинский. Неужели все эти маскарадные любители украинского слова сами сразу же перейдут на русский? Странная оценка своего языка, его качеств и возможностей. Какое унижение и оскорбление своего языка патриотами! Лучше бы они боролись за снижение цен на учебники и словари на украинском языке. Намного больше было бы пользы.

Спасибо Вам, уважаемый Дмитрий Владимирович, что Вы всё это понимаете и боретесь за истинно Свободную, Независимую, Правовую Украину, которой смогут гордиться наши дети и внуки. Спасибо за толерантное отношение к родным языкам граждан Украины. Принципом объединения граждан Украины может быть только их подлинное равенство, главным показателем которого является равенство их языков.

Чтобы стать истинно европейской страной, нужно никуда без приглашения не рваться, а работать здесь, в Украине, и дать своему народу те права и свободы, которые имеют граждане свободной Европы.

Дай Бог Вам здоровья, сил и стойкости в Вашем истинно государственном деле! Уверен, что все ответственные граждане Украины, независимо от того, где они живут — на востоке или на западе, — поддерживают Вас, потому что людям небезразлично, какая страна останется их детям и внукам, небезразлично, кем они вырастут.

Извините за столь объёмное письмо, за излишнюю эмоциональность, но вопрос свободного использования родного языка, его роли в жизни людей настолько важен, что оставаться спокойным непросто, когда противники равноправного использования языков демонстративно показывают, что им не нужны никакие аргументы.

Украина уже 20 лет не живёт, а балансирует: по Конституции все граждане страны равноправны, но главное орудие мышления половины населения — родной язык — находится под запретом, тем самым лишая равноправных граждан равных возможностей, гарантируемых Конституцией. Основной документ страны превращён в фикцию.

С искренним уважением и признательностью,

Филатов Владимир Аниканович, к.филол.н., доцент ДонНУ.
15.10.10 г.

P. S. В целях сохранения и развития нашей страны готов оказывать Вам в вопросах языка свою посильную помощь.

http://rusmir.in.ua/prob/856-otkrytoe-pismo-dmitriyu-tabachniku.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru