Русская линия
Isihazm.ru Епифаний Феодоропулос14.10.2010 

Календарная реформа

Ты спрашиваешь меня: «Какой собор постановил провести календарную реформу? Какой собор осудил противников календарной реформы, выступавших за сохранение старого стиля? И, следовательно, поскольку рассеянная по вселенной Православная Церковь не собралась на собор для того, чтобы принять календарные изменения, — кто из нас находится в единстве и согласии с Церковью: принявшие календарную реформу или же отказавшиеся от неё?»

Возлюбленный о Господе отец Феодорит, зачем ты софистически смещаешь акценты? Вопрос состоит не в том, плохо или хорошо то, что произошла календарная реформа (конечно, плохо), но: позволительно ли из-за календаря отделяться от Элладской Церкви, тогда как «рассеянная по вселенной Православная Церковь» (я использую твои слова) публично не осудила её за принятое ею изменение стиля, но продолжает находиться с ней в братском общении.

Никому и в голову не придёт осуждать старостильников за то, что они придерживаются старого стиля. Тогда бы пришлось осудить многие и многие поместные Церкви, следующие старому стилю. Заблуждение дорогих старостильников состояло не в сохранении старого стиля: можно было его сохранить, следуя примеру других Церквей. Их ошибка заключалась в том, что, всецело проигнорировав позицию, занимаемую по данному вопросу «рассеянной по вселенной Православной Церковью», они объявили раскольнической Элладскую Церковь и отклонились от неё, сформировав таким образом «сверхцерковь».

Поэтому я спрашиваю: поскольку вся «рассеянная по вселенной Православная Церковь» не отсекла от своего Тела Элл адскую Церковь, несмотря на календарную реформу, то «кто из нас находится в единстве и согласии с Церковью» (я снова говорю твоими словами) — продолжающие общение с Элладской Церковью или отделившиеся от неё?

Покажи мне приговор, в котором бы другие Церкви осудили Элладскую Церковь (пусть даже косвенно, то есть через прекращение церковного общения) за календарную реформу, и тогда я сразу стану старостильником. Или же вы, старости л ь-ники, не можете предоставить такие свидетельства? Тогда докажите, что вся Православная Церковь прекратила каноническое общение с Элладской Церковью, и я тоже стану старостильником.

Но поскольку ничего этого не происходит, то я не могу прервать общение с Элладской Церковью, отделяя себя в этом случае от всей Православной Церкви, которая находится в общении с Элладской Церковью? Нет, брат! Я не собираюсь заменять собой Православную Соборную Церковь! Никогда я не считал, что «вся рассеянная по вселенной Православная Церковь» находится в прелести, чтобы быть безразличным к тому, что она предпринимает и с кем имеет общение…

На мой вопрос: «Какой собор освободил двух старостильных архиереев от лежащей на них вины раскола (поскольку до 1935 года они находились в Элладской Церкви, то есть „схизме“), а затем и от наложенного на них наказания — лишения сана?» — ты отвечаешь: «Требуемое деяние соборного их признания можно считать совершенно необоснованным, поскольку de facto не было в Греции истинного собора (с точки зрения акривии), который бы мог их принять, то есть совершенно очевидно, что в данном случае поведение диктовала необходимость»! Но если «не было в Греции истинного собора», он был в других Церквах, например в Иерусалимской и Антиохийской.

Но ты и сам очень хорошо знаешь, что ни одна из придерживающихся старого стиля Церквей никогда не желала вступать в каноническое общение с греческими старостильниками, не говоря уж о том, чтобы вернуть сан двум вышеупомянутым архиереям. Характерно, что многократные попытки этих владык добиться своего признания, хотя бы даже временного, от других единоверных Церквей, терпели неудачу. Все Православные Церкви сохранили свои канонические связи с Элладской Церковью, несмотря на произошедшую в ней календарную реформу, и ни одна из них не удостоила канонического общения греческих старостильников.

Выводы очевидны: а) Элладская Церковь не является раскольнической (поскольку не находится в разрыве с остальными единоверными Церквами), и, следовательно, старостильники, отделившись от неё, поступили неправильно; б) Элладская Церковь является раскольнической (но от кого она откололась?), а следовательно, раскольническими являются и все состоящие в общении с ней (как с находящейся в схизме) Православные Церкви.

Ты напрасно трудишься, дорогой, стараясь совместить несовместимое и найти выход из тупика. Выхода нет!

Либо все Церкви раскольнические, поскольку Они общаются с раскольнической Церковью, либо Элладская Церковь не находится в расколе…

Епифаний Феодоропулос — один из ведущих богословов Элладской Церкви. В России он неизвестен. Тем не менее, его книги — уникальное свидетельство жизни во Христе и канонической трезвости…
www.isihazm.ru


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru