Русская линия
Русская линияБывший епископ Рашко-Призренский Артемий (Радосавльевич)25.12.1999 

Интервью южнославянской службе радио «Свободная Европа»
8 декабря 1999 года

Письмо владыки Рашко-Призренского Артемия патриарху сербскому Павлу, по поводу его участия в праздновании 29 ноября (1) организованном президентом Югославии Слободаном Милошевичем, как утверждают, испугавшем и приведшем в недоумение многих архиереев, монашествующих и большую часть сербского народа, подтвердило давние подозрения, что существует разногласия в Сербской Православной Церкви, прежде всего по вопросу отношения к власти.

Журналист: Складывается впечатление, что участие патриарха в праздновании 29 ноября было только поводом для Вашего письма, настоящая же причина была более глубокая, а именно, упомянутые разногласия в церкви, прежде всего по вопросу отношения к власти.

Еп. Артемий: Знаете, это не первый случай, когда появляются разногласия во взглядах высших представителей церкви. Подобное многократно случалось за последние 10 лет, а особенно остро проявилось в 95 году, когда его светлость с митрополитом Иринеем Буловичем подписали документ по которому Милошевич получал власть вести переговоры и принимать решения от имени Республики Сербске, что означало и от имени всего сербского народа. Так судьба нашего народа практически была отдана в руки одного человека. И теперь, то что случилось 29 ноября по сути является действием подобного рода, и по моему личному мнению, оно нанесло церкви больше вреда чем вышеупомянутая подпись, потому что принесло большой духовный вред именно самим верующим, которые приходят в церковь, и которые любят и ценят своих священников и своего патриарха.

Журналист: На следующий день после Вашего письма состоялось заседание Cвященного Cинода. Шла ли речь о Вашем письме? Требовали ли Вы, чтобы был рассмотрен вопрос об участии патриарха Павла на упомянутом праздновании 29 ноября.

Еп. Артемий: Думаю, что рассмотрения на Cиноде не было. Причина этого в том, что письмо было направлено не синоду, а лично его светлости патриарху. Поэтому оно не рассматривалось, и мне не известно, чтобы что-то предпринималось в связи с письмом, как и в связи с пресловутым празднованием. Но зато появилась статья в газетах, где его преосвященство митрополит Амфилохий пытался неким образом сгладить эффект от присутствия патриарха на празднике, тем что будто его светлость запуталась или была введена в некое заблуждение. Эта попытка оправданья совершенно не удалась и думаю, что было бы лучше, если ее совсем не было.

Журналист: Да, митрополит Амфилохий сказал, что патриарх Павел поехал на праздник, как он думал, единения Сербии и Черногории. Вероятно имелось в виду 1 декабря (2).

Еп. Артемий: Думаю, что такое утверждение не имеет ни какого основания. Ведь 29 ноября праздновалось в течение 55 лет и всем известно, что этот праздник в действительности из себя представляет.

Журналист: Участие в приеме подобным образом является лишь признанием того факта, что Милошевич президент государства, заявил архиепископ Перко (3), который кроме того утверждает, что участие в приеме вместе с Милошевичем не является ни согласием с властью, ни критикой ее, но обычным выражением уважения к человеку стоящему во главе государства.

Еп. Артемий: Ну, знаете, если мы допустим то, чтобы еще и архиепископ Перко защищал сербского патриарха от сербского народа и архиерея, тогда мы далеко зайдем.

Журналист: Как мы уже подчеркивали, не взирая на то, что еще в начале 90-х Сербская Православная Церковь выражала неудовольствие действующим режимом, и требовала его отставку в интересах народа, давно идет речь о различных течениях внутри церкви. Среди тех кто поддерживает власть, упоминается между прочим митрополит Иоанн, затем епископ Ириней Булович (4), а с другой стороны, прежде всего Вы, затем владыка Афанасий и митрополит Амфилохий (5) открыто критикуете и требуете отставку власти. Патриарх Павел, как глава пытается помирить эти стороны. Насколько обосновано это мнение и как в
действительности выглядят заседания высшего органа Сербской Православной Церкви, с учетом того, что обычно после всего издается только сухое сообщение.

Еп. Артемий: Да, знаете, на тех наших заседаниях и появились эти течения, но никогда до конца не проявлялись, так как в этот раз, не было возможности провести, так сказать, линию, которая бы разграничила одних от других. Тут много неясного. Конечно, его светлость пытался все сгладить, но очень часто совсем безуспешно и во вред самой церкви, как это было и в этот раз.

Журналист: Часто предполагают, хотя конечно не правильно примерно гадать о происходящем в церкви, что в действительности сербский патриарх Павел только формально руководитель, а другие священные лица, епископы, в действительности держат в руках ключевые нити. Не редко упоминается имя митрополита Иоанна.

Еп. Артемий: Нельзя так сказать. Нет сомнения что патриарху, как и любому другому человеку с высоким положением нужны свои сотрудники и свои советники, но думаю, что именно от него зависит, кого взять в советники и сотрудники.

Журналист: Недавно вместо владыки Афанасия во главе информационной службы Сербской Православной Церкви встал митрополит Иоанн, что истолковывается как победа, условно говоря, промилошевичского течения в СПЦ.

Еп. Артемий: Абсолютно, абсолютно верно. И совершенно нелогично, чтобы он смог из Триеста и Заргеба когда-нибудь руководить такой, скажем, службой в церкви как информационная. Здесь в действительности более попытка заглушить само Православлье-Пресс (6) чем его оживить и улучшить. И тем более, так сказать, поводом для этого было утверждение, что слишком много новостей из Косово. Да откуда их сейчас брать и слать как не из Косова? Поскольку, если где еще сегодня и происходят судьбоносные и трагичные события, так именно в Косово. Так что этот предлог абсолютно не может выдержать какой-либо критики.

Журналист: Что, по-вашему, является причиной таких действий митрополита Иоанна?

Еп. Артемий: Да вы ведь сами об этом сказали.

Журналист: Это очень необычное дело, думаю, что ваше письмо вызвало, как считается, протесты. Некоторые заходят настолько далеко, что сравнивают их с расколом в церкви после второй мировой войны, когда она, условно говоря, разделилась на два течения, одно в Америке, другое на родине. Думаете ли Вы, что все что случилось, по поводу Вашего письма, может довести до раскола в Сербской Православной Церкви?

Еп. Артемий: Не думаю. Поскольку, считаю, что действительно огромное большинство и архиереев, и священников, и мирян поддержало позицию моего письма и факты которые в нем были приведены. Так что ни до какого раскола потому не могло бы дойти.

Журналист: Имели ли вы после письма контакты с кем-либо из высших церковных кругов? Точнее, прежде всего из Cинода, как своего рода, правительства Сербской Православной Церкви.

Еп. Артемий: Нет, не имел. Синод заседал вчера, у меня были другие дела, и я не имел с ними ни какого другого контакта. Но я лично вручил письмо его светлости патриарху.

Журналист: Но от самого патриарха вы не получили ни какой информации, хотя бы не напрямую?

Еп. Артемий: Нет. Когда он попытался мне объяснить, как он там оказался, я ему предложил: Ваша светлость, лучше было бы если бы Вы каким-либо способом объяснили своим верующим, почему вы были там и по какому поводу. Появится ли такое объяснение, увидим.

Журналист: Считаете ли Вы, что сам патриарх каким-либо образом, как главный человек в Сербской Православной Церкви, ключевая фигура, хотя и несознательно ближе той части, которая, хотя бы и не напрямую, поддерживает, а соответственно дает простор и легитимность действующей власти?

Еп. Артемий: Я бы не мог вывести такое заключение, во всяком случае ведь от его светлости, до недавнего времени, много раз исходила инициатива, такая же решительная как 15 июня, чтобы президент подал в отставку и отошел от власти, чтобы наступили перемены, ради спасения и народа, и государства.
Поэтому я не могу высказаться так радикально как вы предлагаете.

Журналист: Вы как главный человек Сербской Православной Церкви в Косово разделяете судьбу тамошнего сербского народа. Не взирая на то, что отдельные священные лица, включая и самого патриарха, затем митрополита Амфилохия, периодически приезжали в Косово в это время, многие ожидали, да и сам патриарх заявлял о возможности переселения центрального управления церкви в Печскую патриархию (7), где оно в течение веков и располагалась, чтобы полностью разделить трудности с народом и влить ему силу и надежду. Между тем до этого не дошло.

Еп. Артемий: Если то не было выполнено в тех условиях, теперь об этом невозможно даже и думать, тем более выполнить. Подождем пока ситуация в Косово каким-либо образом не успокоится и не нормализуется, так, что изгнанные люди смогут вернуться в свои дома, в свои села и города, а потом можно будет говорить о неких ходах, которые могли бы стать судьбоносными и далекоидущими для судьбы как всего народа, так и самих Косова и Сербии.

Журналист: Можно ли ожидать, что местопребывание сербской патриархии возвратится туда, где оно когда-то было?

Еп. Артемий: Ну, скажем, все зависит от дальнейшего развития событий. Если не произойдут ожидаемые перемены в самих Белграде и Сербии, не сменится нынешний преступный режим и не уйдет в отставку господин Милошевич, тогда думаю, пропадут все шансы не только на возвращение патриархии, но и на возвращение нашего народа.

Журналист: Существует ли в церковных верхах готовность к принятию решения об этом шаге?

Еп. Артемий: До нынешнего времени такая готовность не проявилась.

Журналист: Считаете ли Вы, что в настоящий момент нужно было бы это сделать?

Еп. Артемий: Сейчас это невозможно. Посмотрим, что произойдет после окончания этих событий.

Журналист: В конце нашего разговора, Ваше преосвященство, многие упрекают Сербскую Православную Церковь в том, что последние 10 лет она предопределила с разных сторон и исторически и духовно. Прежде всего в конце 80-х поддерживая националистический проект.

Еп. Артемий: Знаете, церковь никогда не поддерживала такой проект, ни политику которая манипулировала национальными чувствами сербского народа. Может быть были и вероятно были отдельные лица, которые выражали подобные чувства и позиции, но церковь как Церковь никогда не стояла только за такую политику, как и сейчас жест его светлости патриарха и еще двух архиереев никак нельзя считать позицией церкви, что она поддерживает президента Милошевича и т. д. Действительно в том и проявляется различие, не скажу разделение в церковных верхах, когда встает вопрос о режиме господина Милошевича и отношении к нему.

Журналист: Известно, что Сербская Православная Церковь, как церковь вообще, особая организация, ее нельзя сравнивать с какими-либо классическими политическими организациями, но действительно, из того, что вы сказали, что большинство архиереев поддерживает Вашу позицию, можно ли говорить о некой конкретной ответственности, кроме той исторической, моральной и духовной, вернее призывать к некой ответственности, конкретным ответам за то что сделано включая и присутствие на празднике 29 ноября.

Еп. Артемий: Не могу сказать, дойдет ли до этого. Было бы нормально ожидать нечто подобное, но учитывая, что ничего нормального здесь давно не происходит, я не верю, что это произойдет.

Журналист: Мы упомянули ответственность. даже преткновение церкви, когда она поддержала националистический проект в конце 80-х, затем было то, что многие священники, когда началась война в Боснии и Герцеговине, включая и митрополита Иоанна, бросили свой народ, именно сербский. Лишь немногие остались.

Еп. Артемий: Да. То показывает, что люди которые трудятся в церкви, в действительности люди с обычными своими, может, и слабостями и недостатками, но то никак нельзя переносить на саму церковь, как божественное учреждение на земле, как тело Христово. Церковь свята, хотя в ней не все люди святые.

Журналист: Считаете ли Вы вообще, что Сербская Православная Церковь, за последние 10 лет, условно говоря, показала, что она не отвечает за то, что в действительности составляет ее роль и обязанность.

Еп. Артемий: Во всяком случае я неудовлетворен действиями в их полноте за последние 10 лет. Я считаю, что может быть и вероятно судьба сербского народа и Косова была бы другая, если бы церковь была решительна в дистанцировании от режима и политики господина Милошевича.

Журналист: В конце письма вы утверждаете, цитирую: Каждый из нас за свои дела отвечает перед судом своего народа, перед судом истории, перед судом Божьим, а потому пусть каждый и далее делает то, что считает своей обязанностью делать. Что Вы конкретно собираетесь делать, учитывая, что вы с господином Трайковичем некоторым образом руководите оставшимся в Косово сербским народом?

Еп. Артемий: Буду делать то, что делал и раньше бороться, насколько мои силы и знания позволяют, за существование нашего народа в Косово, потому что я уверен, что пока в Косово есть сербы, пока мы внизу, Косово не будет потеряно, не взирая на временную политическую ситуацию, на расклад сил в мире.
Следовательно, моя цель сохранение нашего народа и наших святынь в Косово, потому что мы имеем права на эти земли более 1000 лет.

Журналист: Ожидаете ли Вы какие-либо, условно говоря, последствия от вашего письма, направленного патриарху Павлу?

Еп. Артемий: Нет, не ожидаю. Вообще я готов к чему угодно, но в действительности не ожидаю.

Примечания переводчика:
(1) 29 ноября день основания Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1945 году.
(2) 1 декабря день основания Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 году.
(3) Франц Перко архиепископ Римо-Католической Церкви на Белградской кафедре.
(4) Митрополит Загребско-Люблянский Иоанн и епископ Бачский Ириней известны также своими проэкуменическими взглядами.
(5) Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и епископ (бывший) Захумско-Хвосчанский Афанасий считаются в Сербской Церкви консерваторами, оба постриженики отца Иустина (Поповича).
(6) Православное информационное агентство «Православлье-Пресс» было создано летом этого года и до конца октября возглавлялось епископом Афанасием. Оно было чуть ли не единственной организацией сообщавшей правдивую информацию о событиях в Косово. Все это время епископ Афанасий был там. Нынешний глава
агентства митрополит Иоанн живет в Словении т. е. достаточно далеко от нынешней Югославии.
(7) Кафедра сербских патриархов до великого переселения сербов в 18 веке находилась городе Печ в Косово. Мысль о возможности переезда туда из Белграда нынешней патриархии была высказана патриархом Павлом почти сразу после начала ввода НАТОвского контингента.

Открытое письмо владыки Артемия Патриарху Павлу

Ваша Светлость на открытые действия общественных деятелей и реагировать необходимо открыто. Это мое убеждение. Как прежде, так и теперь. Так я действовал ранее, так я вынужден действовать и сейчас, предоставляя и другим открыто реагировать на мое открытое письмо .
И ранее случались поводы, которые меня вынуждали иногда направить Вам письмо в котором, следуя велению совести, выразить свое открытое несогласие с последней вашей позицией, или поступком. Из-за этого я нередко подвергался нападениям и критике, особенно от отдельных братьев Архиереев, как тот, кто не уважает своего патриарха. Я уважаю и это их право судить о моих поступках, хотя никогда не было речи об уважении или неуважении, но о противостоянии различных мыслей и позиций. Не бывало ли такого и среди святых Апостолов!
Для меня достаточно того, что уже было раньше. Потому я не ожидал, что опять буду поставлен перед такой необходимостью. И это сегодня когда мы в Косово и Метохии переживаем и проживаем самую страшную голгофу сербского народа и наших святынь во всей нашей истории. И вот, необходимость снова появилась. Больше сказать, Вы меня, Ваша Светлость, опять заставляете Вам по совести написать и это ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО .
Заклинаю Вас Живым Богом не ставьте нас больше в ситуацию, когда мы не можем выйти перед своим народом и своей паствой. После всего, что Г-н. Милошевич причинил сербскому народу за последние 10 лет (и не только сербскому), после трагедии, которую он причинил в Косово и Метохии и для албанского, и для сербского народа за последние 2 года, после решительной позиции и требования Сербской Православной Церкви, чтобы Милошевич подал в отставку и отошел от власти ради спасения народа и государства, после многократно выраженной позиции Церкви о необходимости восстановления монархии в Сербии и возвращению Дому Карагеоргиевичей его законных прав, которых они лишены решением безбожной коммунистической власти, после всего того и много другого Ваше согласие на приглашение и личный визит к Милошевичу, чтобы с ним отпраздновать день рождения государства, которое умерло 10 лет назад, и который с этого года превратился в праздник упразднения монархии сербским народом, испугало и привело в недоумение многих братьев Архиереев, честное священство и монашество, и огромную часть православного сербского народа. Сегодня, когда весь народ мучается и напрягается изо всех сил, чтобы освободиться от этого преступного и антинародного режима, чтобы вытащить Сербию из пропасти в которую ее столкнули руки «мудрого Вождя», Вы, пастырь народа, духовный отец и учитель, поворачиваетесь спиной к своему народу, и своим посещением празднования 29 ноября укрепляете расшатанный престол губителя сербского народа, продлевая ему предсмертную агонию на, кто знает, какое еще время.
Как понять этот поступок, Ваша Светлость, как его народу объяснить? Как ответить тем многим, кто обвиняет Сербскую Православную Церковь за то, что поддерживала 8 лет преступный режим г-на Милошевича и потребовала его отставку только когда стала неудовлетворена его успехами в ведении войн?
Этот Ваш поступок вывел на белый свет, до недавнего времени успешно скрываемый и отрицаемый факт о разделении и несогласии в верхах Сербской Православной Церкви, по крайней мере в вопросе отношения к режиму г-на Милошевича. То больше не возможно и не нужно скрывать. Истина превыше всего. Суд народа непогрешим, потому что глас народа глас Божий. Очевидно, что Ваше участие в праздновании не является позицией Церкви. Это личное Ваше дело, Ваша Светлость, и тех которые с Вами там были, хотя и не позванные.
Каждый из нас за свои дела отвечает перед судом своего народа, перед судом истории, перед судом Божьим. Потому пусть каждый и далее делает то, что считает своей обязанностью делать. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще (Откр. 22, 11).
В конце этого письма, обещаю Вам, что в будущем, что бы Вы не делали, Ваша Светлость, больше не буду Вам писать и Ваши поступки комментировать, надеюсь, что народ сам сумеет оценить все дела и по ним вынесет непогрешимое мнение.
Вашей Светлости во Христе брат и сослужитель, Епископ Рашко-Призренский и Косовско-Метохийский
АРТЕМИЙ.

http://rusk.ru/st.php?idar=4432

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru