Важнейшим событием грядущей недели станут, конечно, выборы в Госдуму РФ. Как известно, в предвыборных баталиях, которыми захвачена политическая элита России, Церковь участвовать отказалась. Так решило священноначалие, не нам судить, ему видней, бросили они нас, так сказать на произвол. И вот перед каждым православным стоит вопрос: участвовать или нет в выборах, а если участвовать, то за кого голосовать. В первую очередь надо сказать, что неучастие в выборах не снимает ответственности за их результаты. Система выборов устроена так хитро, что голоса непроголосовавших все равно будут учтены и повлияют на окончательный результат. Какой политической силе будет выгодно наше неучастие в выборах заранее сказать трудно. Поэтому неучастие в выборах есть на самом деле тоже выбор, только бессмысленный. Если все же пойти на выборы, то за кого голосовать? Православные понимают, что за каждое свое действие, а равно и бездействие будет отвечать перед нелицеприятным судом Божиим. А перед нами множество политических партий и движений. Не одно из них, по совести или политической конъюнктуре не дерзает в своих предвыборных заявлениях отрицать или порицать православные ценности. Как же быть? Патриарх не говорит, за кого голосовать. Наверное, и сам не знает. Придется обратиться к истории, благо она богата самыми различными ситуациями. Были в нашей долгой истории примеры выборов и положительные, так сказать, и отрицательные. Чаще всего народу не приходилось стоять перед выбором кого поставить управлять собою. Господь, в великой Своей милости к России на протяжении многих столетий даровал нам благочестивых Царей и Цариц, которые и несли перед Ним единым ответственность за сохранение в чистоте и неприкосновенности спасительных божественных истин Евангелия и Святых отцев. Одним из немногих эпизодов нашей истории, когда народу самому приходилось участвовать в выборах своего будущего, является смутное время начала 17 века. Остановимся на двух выборных компаниях — первой и последней. Со смертью Царя Федора Ивановича в 1598 году прямая линия от Рюрика и Ивана Калиты пресеклась. Требовалось избрать нового Царя. Собравшиеся в Москве на Земском соборе лучшие люди России сделали очень разумный выбор. Когда я предлагал своим слушателям на лекциях по истории того времени перечислить те качества, которые они хотели бы видеть у нового Царя, почти все писали одно и тоже. Перечень таких качеств не хитрый: честный, умный, верующий, семейный (благочестивый), опытный в делах, добрый, патриот, чтоб старых уважал и т. д. Кстати, если судить по политической рекламе, все нынешние кандидаты этими качествами обладают. В 1598 году наши отцы и выбрали такого хорошего кандидата — Бориса Годунова. По своему разумению. И этот выбор предопределил начало великой смуты. А последние выборы смутного времени были через 15 лет, когда разоренная Россия освободилась от ляхов, выгнав их из сожженной и разграбленной Москвы. Руководители ополчения собрали Земский собор для выборов и выбрали Царем шестнадцатилетнего Михаила Романова. А выбирать было из кого. Довольно было достойных кандидатов, хоть тот же князь Пожарский, к примеру. Если действовать по своему уму, то такого кандидата и надо было выбрать. Но попытки сойтись на одном рождали только раздоры. И тогда, помолясь и попостившись (!), отцы наши решили положиться на Бога и избрали того, кого им подсказало сердце. А выбор был, согласитесь, не тривиален. Царем избрали не опытного и верного боярина, а шестнадцатилетнего юношу, это, как если бы мы избрали в президенты школьника. Да ведь не президентом избрали, а Царем Самодержавным и поклялись ему в вечной верности. И что в результате вышло? Великая Российская Империя, плодами которой и мы еще пользуемся. А его, Царя Михаила потомок, Александр III, мог сказать в ответ на срочный запрос из Европы его мнения, заставший его за рыбной ловлей, что мол, «Европа может подождать, когда Русский Царь ловит рыбу». Конечно, прямые аналогии с сегодняшними выборами не уместны. В конце концов, у нас нет сейчас шестнадцатилетних кандидатов. Но самим подходом к решению проблемы можно воспользоваться, если совсем уж не ясно за кого голосовать. И положиться в воем выборе не на свой лукавый разум, а на Бога. Что положит он на сердце, так и поступить.