Русская линия | 08.10.2010 |
Старая, как история Родины, истина. Когда одерживаем победы и берём города, героями становятся маршалы и вожди. Когда сражения проигрываем и происходят катастрофы, виноваты всегда те, кто в окопах и на рабочем месте.
Год назад я прощался с другом — лётчиком Игорем Ткаченко, — вспоминая о встречах с ним на совсем не чужой ему украинской земле. В Севастополе его памяти была посвящена специальная фотовыставка, организованная совместно с Черноморским флотом России. Многие киевские издания — бумажные и электронные — откликнулись на гибель командира «Русских витязей» самым сочувственным образом.
Крестьянский сын, талантом и трудом вошедший в элиту мировой авиации, был посмертно удостоен звания Героя России. Лучшие асы и авиаконструкторы страны говорили в многочисленных интервью о его необыкновенном мастерстве и мужестве.
Через год — как обухом по голове: в катастрофе самолетов виноват сам Игорь Ткаченко. Таково заключение Следственного комитета прокуратуры России.
Я знаю точно, что погибший командир «Русских витязей» этому заключению рад. Он в очередной раз (видимо, в последний) закрыл собой своих летчиков (в данном случае, участников того трагического полета), очистил их имена и военные биографии от тёмных пятен, вернул им шанс на какую бы то ни было житейскую карьеру (пусть даже не лётную).
Он опять позаботился о своих подчинённых. Он, как тот «батяня-комбат» из песни «Любэ», не стал «прятать» свое сердце «за спины ребят».
Но почему мы не хотим позаботиться о нём? Оказывается, как установило следствие, он был в стрессовом состоянии, в нём лётчик «боролся» с администратором, который должен был разгребать громадный воз проблем, без которых никакой, самый совершенный самолёт никуда никогда не полетит.
Но кто же подарил ему этот воз проблем? Кто оставил его наедине с ним? Почему накануне гибели он подавал рапорт об увольнении, протестуя против перевода «Русских витязей» из Кубинки в Липецк? Почему все проблемы самой прославленной в мире пилотажной группы — от топлива до матчасти — взвалили на него одного?
На Украине все обстоит точно так же. Только нет своего Игоря Ткаченко. А в результате померкла слава «Украинских соколов», базировавшихся на крымской земле. Со времен львовской авиакатастрофы 2002 года в Скнилове мы знаем, что сами лётчики во всем и всегда виноваты. Такая у них профессия. Такая их доля. Иная, чем у паркетных генералов, которые отдают им приказы и никогда не попадают в аварии. В их кабинетах аварий не бывает.
Прости, друг, что мы так нехорошо расстаёмся с тобой спустя год после твоей гибели. Что мы не вступились за тебя и твоё честное имя. Мы в большинстве, конечно, оскорблены следственным заключением, но обиделись мы за тебя молча.
Впрочем, тебе и этого уже не нужно. Как простодушно и точно сказал об этом тысячу лет назад великий киевский князь-воин Святослав (которому потом тоже достанется от любителей расследовать и давать оценку чужим поступкам и подвигам): «Мертвые бо сраму не имут…»
Покойся с миром, гвардии полковник. Ты будешь всегда жить в нашей памяти.
Владимир Казарин
Крым, Симферополь, октябрь 2010 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=44206
|