Известия | 08.10.2010 |
Скажи, пожалуйста, уважаемый читатель, а ты, случайно, в данный момент не подвергаешься травле? Точно? Ты уверен? А то чего-то последнее время только и слышно: «…против видного общественного деятеля развернута настоящая травля…», «…правозащитники требуют прекратить травлю против известного телеведущего…», «…местные власти призывают СМИ не подвергать информационной травле крупнейшее в регионе предприятие…»
Всех порядочных людей кто-нибудь да травит. А вот нас с тобой, уважаемый читатель, — никто. Может, мы какие-нибудь не такие?
Вот смотри, уважаемый читатель, как бессовестно травят известного правозащитника Александра Подрабинека. Что он сделал? Он написал публицистическую статью о том, что среди советских ветеранов много нехороших людей. Тезис спорный, но чего уж тут — нормальная журналистская провокация, один из способов заставить общество время от времени шевелить мозгами. Но провокация на то и провокация, чтобы рассчитывать на бурный отклик — и он не замедлил явиться. Митинги, сбор подписей политических оппонентов, десятки ответных статей, тысячи постов в блогах, миллионы комментариев. Диагноз «прогрессивной общественности»: травля.
Или вот возьмем более свежий пример — известный скандал вокруг учебного пособия «История России. 1917−2009», написанного двумя профессорами МГУ А.И. Вдовиным и А.С. Барсенковым. Это издание попало в руки телеведущему и общественному деятелю Николаю Сванидзе. Он его прочитал, и оно ему категорически не понравилось. С тех пор Сванидзе не устает обвинять авторов издания в симпатиях к Сталину, а также в нелюбви к нацменьшинствам. Экземпляр издания он направил уполномоченному по правам человека в Чечне Нурди Нухажиеву. Тот прочитал пометки о чеченском народе и решил подавать на авторов учебного пособия в суд. Ничего удивительного в том, что эта череда событий стала достоянием общественности и поводом для бурного обсуждения, негодования и даже ответных действий юридического и гражданского характера. Вокруг опальных профессоров тут же сплотилось кольцо из некоторых коллег-ученых, а также патриотически настроенных деятелей культуры, журналистов, политиков и просто общественников. Они стали кричать: «Прекратите травлю Вдовина и Барсенкова!» И так громко кричали, что вскоре команда Николая Сванидзе совсем забыла, кто породил учебниковый скандал, и тоже стала кричать: «Прекратите травлю Сванидзе!»
То есть получается, что обе стороны конфликта — затравленные. Кто ж тогда их травит?
Примеры жертв постыдной гоньбы можно множить до самой до Гааги. Снимают крупного регионального руководителя, который еще вчера сам кого хочешь мог затравить, — он тут же становится мучеником. Люди интересуются обстоятельствами громкого вип-ДТП на Ленинском проспекте, задают неприятные вопросы — и вот уже мы слышим от известных людей нотки сочувствия к общественностью умученному высокопоставленному участнику аварии. Великий режиссер снял великую фигню — и вот уже его коллеги по цеху наезжают на кинокритиков: «Зачем травите?!» Еще один телеведущий, Владимир Познер, публично заявляет, что православие — проклятие России и вот уже, услышав естественную ответную реакцию публики, правозащитники рисуют в своих хрониках жирную галочку: «Травля Познера».
Я не понимаю — почему мы такие нежные? Почему мы чуть что — кричим о травле? Почему мы называем травлей обычные общественные дискуссии? Заурядную политическую борьбу? Разумную критику? Вполне предсказуемую вспышку интереса поклонников к своему кумиру? Да чего уж там — даже массовое нашествие блогеров на автора того или иного высказывания для многих уже достойный повод кричать о травле.
Почему, например, не кричит о травле президент Франции Николя Саркози? Его мочат всей Европой за массовую депортацию румынских цыган в их родную Румынию — а он ничего, держится. Только время от времени просит не лезть евробюрократов не в свое дело и продолжает делать то, что считает нужным. Почему он не падает на пол и не кричит: «Помогите, меня травят!» Странный человек, честное слово!
Или вот возьмем еще более странного немца Тило Саррацина. Вот уж кого-кого, а его действительно травят не по-детски. Член правления Центробанка Германии имел слабость написать и издать книгу «Самоликвидация Германии». В ней он сказал все, что у него давно наболело на тему «турецкого вопроса», и поделился с читателем своими безрадостными ощущениями по поводу будущего Германии. Результат — буря общественного негодования, жесткая критика первых лиц государства, потеря работы и угрозы физической расправы. Кричит ли в ответ Тило Саррацин о том, что его затравили? Нет, не кричит. Потому что он знает, на что шел.
Лично мне даже как-то неудобно перед французскими, немецкими и прочими соседями по планете за нашу «травлефобию». С чего это мы стали такими тонкорунными овцами? Вроде история наша к этому не располагает: в ней было достаточно возможностей закалить свой национальный характер. Почему же при любой попытке оппонента тыкнуть пальцем в грудь мы, вместо достойного выяснения отношений, тут же бежим снимать побои?
Я вижу тут две возможные причины: трусость и хитрость. В первом случае «известный общественный деятель» прибегает к аргументу «зачем травите?!» от элементарного неумения держать удар. Во втором — сознательно выбирает эмоциональную аргументацию вместо логической из-за недостатка последней. В сущности, «прекратите травлю!» — это всего лишь разновидность ответа «сам дурак!» Только действует лучше, потому что в данном случае ты вроде как не агрессор, ты мимикрируешь под жертву. А в человеческой природе — сочувствовать слабым.
Вот только сила этого аргумента, как мне кажется, исчерпана. Лично для меня тот, кто первый заявил о том, что его травят, — тот и проиграл. Потому что таким образом он либо признал свое поражение, либо перешел на нечестную игру. Я обращаюсь к вам, «известные общественные деятели», не надо больше про травлю — ну, пожалуйста! Вы нас уже этими балаганами самих затравили. У меня на это слово уже аллергия началась. Вот сижу сейчас, пишу эту колонку и уже весь обчесался. Все, пора заканчивать, а то сейчас пятнами покроюсь.
Дмитрий Соколов-Митрич, писатель