Русская линия | Игорь Понкин, Михаил Кузнецов | 09.09.2010 |
1. Дополнить статью 2 «Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе» новыми абзацами следующего содержания:
«общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования — общеобразовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, которая обеспечивает, в том числе в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла на основе религиозно-культурной традиции одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона „О свободе совести и о религиозных объединениях“, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;»;
«общеобразовательная организация с этнокультурным компонентом образования — общеобразовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, которая обеспечивает, в том числе в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла, основанным на этнокультурной традиции одного из народов России, включая изучение соответствующего национального языка, истории, культуры и традиций народа, в целях развития личности обучающегося на основе гармоничного включения ценностей национального культурного наследия соответствующего народа в общероссийский социокультурный контекст, удовлетворения этнокультурных потребностей населения в сфере образования, обеспечения каждому обучающемуся возможности изучения родного языка, литературы, истории, этнокультурных традиций;»;
«класс с религиозно-культурным компонентом образования — класс дошкольной или общеобразовательной организации, создаваемый по решению ее органов управления для обеспечения, в том числе в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовки обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла на основе религиозно-культурной традиции одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона „О свободе совести и о религиозных объединениях“, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;»;
«класс с этнокультурным компонентом образования — класс дошкольной или общеобразовательной организации, создаваемый по решению ее органов управления для обеспечения, в том числе в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовки обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла, основанным на этнокультурной традиции одного из народов России, включая изучение соответствующего национального языка, истории, культуры и традиций народа, в целях развития личности обучающегося на основе гармоничного включения ценностей национального культурного наследия соответствующего народа в общероссийский социокультурный контекст, удовлетворения этнокультурных потребностей населения в сфере образования, обеспечения каждому обучающемуся возможности изучения родного языка, литературы, истории, этнокультурных традиций;»;
«класс с компонентом кадетского образования (кадетский класс) — класс общеобразовательной организации, создаваемый по решению ее органов управления для обеспечения подготовки обучающихся в рамках кадетского образования в качестве филиала общеобразовательной организации кадетского образования, по согласованию и во взаимодействии с ней;»;
«общеобразовательные организации кадетского образования — особый вид образовательных организаций среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения — интернатного типа с пятого класса — при полном пансионе, с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной профессиональной подготовкой по направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;»;
«профессиональное религиозное образование — вид гуманитарного образования, целенаправленный процесс обучения на основе определенного вероучения и вероисповедания, реализуемый при участии и под контролем соответствующей религиозной организации и направленный на освоение обучающимися умений, навыков и компетенций, связанных с соответствующим вероисповеданием, в том числе в области проведения религиозных обрядов и церемоний, и усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей;».
2. Подпункт 2 пункта 2 статьи 3 «Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования» изложить в следующей редакции:
«2) приоритет российских и общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание нравственности, гражданственности, патриотизма, любви к Родине и семье, воспитание семейных ценностей, правовой культуры, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, бережного отношения к окружающей природе, приобщение к здоровому образу жизни и традиционным ценностям отечественной культуры;».
3. Абзац первый пункта 3 статьи 12 «Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» изложить в следующей редакции:
«За счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по основаниям и в порядке, установленным настоящим Федеральным законом, государственные и муниципальные образовательные организации предоставляют гражданам бесплатно дошкольное, общее образование и впервые получаемое среднее профессиональное образование — в полном объеме основных и дополнительных образовательных программ, а также впервые получаемое высшее профессиональное образование по направлению подготовки „бакалавр“ и впервые получаемое высшее профессиональное образование по направлению подготовки „магистр“ — в объеме основных образовательных программ.»
4. Пункт 1 статьи 14 «Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнить новым подпунктом 5 следующего содержания:
«5) обеспечение реализации в общеобразовательных организациях с религиозно-культурным компонентом образования, общеобразовательных организациях с этнокультурным компонентом образования, классах с религиозно-культурным компонентом образования и классах с этнокультурным компонентом образования соответствующих компонентов образования.»
5. В статье 18 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования»:
5.1. Изложить пункт 2 статьи 18 в следующей редакции:
«2. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению объемов обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (за исключением основных образовательных программ общего образования, для которых указанное соотношение устанавливается настоящим Федеральным законом);
2) структуре, объему, содержанию и направленности обязательных частей основных образовательных программ общего образования, а также к структуре частей основных образовательных программ общего образования, формируемых участниками образовательного процесса;
3) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
4) результатам освоения основных образовательных программ (за исключением образовательных программ дошкольного образования)."
5.2. Пункт 4 статьи 18 дополнить новыми абзацами следующего содержания:
«Обязательная часть основной образовательной программы общего образования составляет 75%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 25% от общего объема основной образовательной программы общего образования, независимо от количества дней в составе учебной недели (пяти- или шестидневная учебная неделя).
Соотношение объема внеурочной формы обучения в рамках части основной образовательной программы общего образования, формируемой участниками образовательного процесса, к общему объему этой части устанавливается участниками образовательного процесса самостоятельно, но не может быть меньше соотношения объема внеурочной формы обучения в рамках обязательной части основной образовательной программы общего образования к ее общему объему.
Время, отводимое на часть основной образовательной программы, формируемую участниками образовательного процесса, может быть использовано по их решению на:
1) увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части основной образовательной программы;
2) введение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности;
3) введение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) изучения основ религиозных культур религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;
4) реализацию этнокультурного компонента образования, религиозно-культурного компонента образования, соответственно, в общеобразовательных организациях с этнокультурным компонентом образования, общеобразовательных организациях с религиозно-культурным компонентом образования, либо в классах с этнокультурным компонентом образования, классах с религиозно-культурным компонентом образования;
5) внеурочную деятельность."
5.3. Пункт 9 статьи 18 дополнить новым абзацем следующего содержания:
«Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, литературе, историческим и обществоведческим учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям) утверждаются федеральными законами.»
6. Абзац четвертый пункта 2 статьи 19 «Общие требования к содержанию образования» дополнить словами «российских и» после слов «на основе»:
«духовно-нравственное развитие личности на основе российских и общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;».
7. Дополнить законопроект новой статьей 19.1 следующего содержания:
«Статья 19.1. Требования, предъявляемые к воспитанию обучающихся в образовательных организациях
1. В Российской Федерации разрабатываются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и утверждаются не реже чем раз в десять лет федеральными законами, федеральные государственные стандарты воспитания обучающихся образовательных организаций дошкольного, общего, а также среднего профессионального образования, независимо от формы собственности образовательных организаций.
2. Федеральные государственные стандарты воспитания обучающихся образовательных организаций дошкольного, общего, а также среднего профессионального образования должны обеспечивать:
гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся;
воспитание правовой культуры и трудовой этики обучающихся;
интеграцию личности в российскую и мировую культуру.
3. Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ежегодно проводится открытый конкурс на размещение заказа на создание произведений литературы и искусства, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся образовательных учреждений общего образования и образовательных учреждений дошкольного образования, включая:
1) литературные произведения;
2) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
3) аудиовизуальные произведения, в том числе кинематографическая продукция, образовательные видео- и телевизионные передачи и программы;
4) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и другие произведения изобразительного искусства;
5) фотографические произведения.
4. Содержание образовательных программ, используемых учебных пособий и учебного процесса, связанных с профилактикой ВИЧ/СПИД и заболеваний, передающихся половым путем, должно быть направлено, с учетом возраста обучающихся, но не младше 14-летнего возраста, на:
формирование уважения и почтительного отношения к моногамному гетеросексуальному браку, пропаганду нравственных и семейных ценностей, формирование установок на создание в дальнейшем полной, состоящей в законном браке семьи с детьми;
формирование установок на отказ от ранних сексуальных контактов, от сексуальных отношений до брака и вне брака; формирование убежденности обучающихся в том, что они должны воздерживаться от сексуальных отношений, пока они не готовы к браку, что сексуальная жизнь вне брака с большой вероятностью может иметь вредные психологические, социальные и физические последствия;
на информирование о возможных эмоциональных и психологических последствиях предподростковых и подростковых сексуальных отношений и последствий нежелательной подростковой беременности, а также о законодательно установленной финансовой ответственности перед детьми, рожденными в браке и вне брака;
информирование об эмоциональных, психологических, гигиенических и социальных аспектах ответственности в семейной жизни и сексуальных отношениях;
информирование об опасностях безответственных сексуальных отношений и о риске приобретения ВИЧ/СПИД и заболеваний, передающихся половым путем, в результате таких безответственных сексуальных отношений, а также о том, что сексуальное воздержание либо сведение сексуальных контактов к сексуальным отношениям исключительно только со своим супругом (супругой) являются стопроцентно эффективными средствами предотвращения ВИЧ/СПИД и заболеваний, передающихся половым путем;
формирование психологических навыков принятия решения, противодействия давлению со стороны членов своего круга (сверстников, одноклассников, одногруппников и т. д.) и навыков отказа на предложение вступить в сексуальный контакт;
формирование полоролевой идентичности девушек как будущих матерей, продолжательниц человеческого рода, «хранительниц семейного очага», способных передавать из поколения в поколение нравственные ценности своего народа, воспитание в них женственности;
полоролевой идентичности юношей как мужей, отцов и защитников семьи и Отечества, воспитание в них мужественности;
формирование убежденности в необходимости верности супругов и нерасторжимости брака, понимания, что взаимно преданные, моногамные, основанные на супружеской верности отношения в контексте брака являются социальным нравственным стандартом человеческой сексуальной деятельности, что сексуальная жизнь вне брака, с высокой вероятностью, повлечет вредные психологические и физические последствия и что рождение детей вне брака, с высокой вероятностью, будет иметь вредные последствия для нормального развития ребенка;
формирование понимания необходимости воздержания от сексуальных контактов вне брака как ожидаемого стандарта для всех детей школьного возраста и как эффективного способа избежать внебрачной беременности, а также болезней, передающихся половым путем, и других связанных с этим нарушений здоровья, а также внебрачной беременности;
формирование понимания важности достижения самостоятельности и ответственности личности перед тем, как вступить в сексуальные отношения.
Нормативное закрепление требования осуществления в общеобразовательных учреждениях культуросообразного полоролевого и социокультурного семейного воспитания несовершеннолетних, осуществления такого образования исключительно на основе традиционных ценностей российской культуры, традиционных норм общественной нравственности.
Содержание занятия (мероприятия) и учебно-методическое обеспечение должны соответствовать возрасту обучающихся. Образовательная программа и учебные пособия должны быть согласованы с попечительским и педагогическим советами и родительским комитетом образовательного учреждения, должны быть доступны в образовательном учреждении или на его интернет-сайте для ознакомления.
Администрация образовательного учреждения не позднее пятого сентября каждого года обязана предоставить информацию родителям (законным представителям) обучающихся об основном содержании используемых учебных программ и пособий при проведении указанных занятий или мероприятий. Уведомление родителей должно включать детальное объективное описание учебных тем и учебных материалов, которые предназначены к использованию в рамках таких занятий или мероприятий. Кроме того, родители (законные представители) должны быть проинформированы о том, что они вправе обратиться с просьбой об освобождении их ребенка без санкций от определенной части программы или курса, в целом, либо от участия в определенных мероприятиях на том основании, что это противоречит их религиозным верованиям и нравственным убеждениям, а также обусловленным этими убеждениями интересам воспитания их ребенка. После предоставления указанной информации администрация образовательного учреждения должна получить письменное согласие родителей (законных представителей) обучающихся на участие их детей в соответствующих занятиях или мероприятиях. Краткие упоминания в рамках предмета «Биология», обусловленные определяемой учебной программой необходимостью изучения анатомии и физиологии, не влекут необходимости письменного согласия родителей обучающихся.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право отказаться от посещения их ребенком указанных курсов, занятий и мероприятий, направив администрации образовательного учреждения письменное уведомление.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на получение информации от администрации образовательного учреждения о содержании указанных курсов, занятий и мероприятий, о квалификации преподавателей, в какой орган управления образованием они могут обратиться с жалобами и предложениями в случае ненадлежащего преподавания указанных курсов.
Запрещается проведение с несовершеннолетними обучающимися занятий и мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИД, заболеваний, передающихся половым путем (в том числе внешкольных мероприятий):
направленных на моральное развращение несовершеннолетних, связанных с достижением такого результата или способствующих ему, на стимулирование или побуждение к ранней подростковой сексуальной деятельности;
являющихся непристойными, посягающих на общественную нравственность и оскорбляющими нравственные чувства и человеческое достоинство обучающихся и их родителей, а также преподавательского состава;
формирующих представления о допустимости и нормальности ранних подростковых сексуальных контактов, внебрачных половых связей, супружеских измен, иных форм половой распущенности;
формирующих представления о гомосексуализме (мужском или женском), педофилии, детской проституции, в целом о проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения и сексуальных отношений, либо как о продвинутом, модном образе жизни;
формирующих представления о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи;
формирующих представления о порнографии как о разновидности искусства, либо как о социально или нравственно допустимой форме увлечения, досуга;
не соответствующих по уровню и содержанию подаваемой информации возрасту обучающихся;
используемых для непосредственной рекламы или распространения противозачаточных средств в образовательных учреждениях или среди несовершеннолетних обучающихся."
8. Пункт 6 статьи 49 «Педагогические работники» дополнить новым абзацем следующего содержания:
«Особенности режима рабочего времени, порядок оплаты труда и социальные льготы для руководителей и офицеров-воспитателей общеобразовательных организаций кадетского образования устанавливаются Правительством Российской Федерации.».
9. Дополнить статью 98 «Дошкольная образовательная организация» новым пунктом 5 следующего содержания:
«5. В дошкольных образовательных организациях могут создаваться классы (группы) с религиозно-культурным компонентом образования.
Религиозно-культурный компонент образования в указанных классах соответствует одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом реализация указанного компонента образования осуществляется при участии и под контролем соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организации, не связана с обучением религии, направлена на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.
Участие и контроль указанной централизованной религиозной организации в реализации соответствующего религиозно-культурного компонента образования осуществляется в формах:
1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования в указанных классах, либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;
2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования;
3) обращения в администрацию дошкольной образовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) религиозно-культурного компонента образования, в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;
4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).
Прием в класс с религиозно-культурным компонентом образования дошкольной образовательной организации может осуществляться по результатам индивидуального отбора, в соответствии с правилами, утвержденными дошкольной образовательной организацией по согласованию с соответствующей централизованной религиозной организацией.
Используемые в классах с религиозно-культурным компонентом образования дошкольных образовательных организаций при реализации указанного компонента образовательные программы и учебные планы, учебники, учебные, учебно-методические пособия и дополнительные материалы должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.
Допускается установление администрацией дошкольной образовательной организации для классов с религиозно-культурным компонентом образования, по согласованию с указанной в настоящем пункте централизованной религиозной организацией, дополнительных требований в части:
допуска педагогических работников к осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам;
приема обучающихся, в том числе переводящихся из других дошкольных образовательных организаций или других классов."
10. Подпункты 1 и 2 статьи 104 «Цели и задачи общего образования» изложить в следующей редакции:
«1. Общее образование направлено на духовно-нравственное и физическое развитие личности, подготовку гражданина к жизни в обществе, овладение обучающимися основами наук и научного мышления, государственным языком Российской Федерации — русским языком и, для представителей других народов Российской Федерации, национальным языком своего народа, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных и гражданско-патриотических убеждений и установок, правосознания и правовой культуры, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности, продолжению образования, ответственному отцовству и материнству.
2. Общее образование основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета российских и общечеловеческих ценностей, приоритета жизни и здоровья человека, гражданственности и патриотизма, свободного развития личности, автономности, светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях и направлено на обучение и воспитание в интересах личности, семьи, общества, государства."
11. Пункт 2 статьи 105 «Общеобразовательная организация» дополнить новым подпунктом 3 следующего содержания:
«3) общеобразовательные организации кадетского образования.»
12. В статью 107 «Реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»:
12.1. Изложить пункт 6 в следующей редакции:
«6. Образовательный процесс организуется в режиме пятидневной или шестидневной учебной недели. Образовательная организация самостоятельно определяет выбор режима пятидневной или шестидневной учебной недели, в зависимости от возраста обучающихся и особенностей реализуемых образовательных программ.»
12.2. Абзац первый пункта 7 статьи 107 изложить в следующей редакции:
«Образовательный процесс при реализации основных общеобразовательных программ осуществляется в классах, классах с углубленным изучением отдельных предметов, классах с религиозно-культурным компонентом образования, классах с этнокультурным компонентом образования, классах интегрированного обучения, коррекционных классах, классах-комплектах (далее — классы), либо индивидуально.»
12.3. Дополнить статью 107 новым пунктом 7.1 следующего содержания:
«7.1. Классы с религиозно-культурным компонентом образования могут создаваться в общеобразовательных организациях, в том числе в начальных общеобразовательных школах, основных общеобразовательных школах, средних общеобразовательных школах, центрах образования, вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах.
Религиозно-культурный компонент образования в указанных классах реализуется за счет части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом реализация указанного компонента образования осуществляется при участии и под контролем соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организации, не связана с обучением религии, направлена на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.
Участие и контроль указанной централизованной религиозной организации в реализации соответствующего религиозно-культурного компонента образования осуществляется в формах:
1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования в указанных классах, либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;
2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования;
3) обращения в администрацию указанной общеобразовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) религиозно-культурного компонента образования, в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;
4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).
Прием в класс с религиозно-культурным компонентом образования общеобразовательной организации для освоения основной образовательной программы общего образования может осуществляться по результатам индивидуального отбора, в соответствии с правилами, утвержденными указанной общеобразовательной организацией по согласованию с соответствующей централизованной религиозной организацией.
Используемые в классах с религиозно-культурным компонентом образования общеобразовательных организаций при реализации указанного компонента образовательные программы и учебные планы, учебники, учебные, учебно-методические пособия и дополнительные материалы должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.
Допускается установление администрацией общеобразовательной организации для классов с религиозно-культурным компонентом образования, по согласованию с указанной в настоящем пункте централизованной религиозной организацией, дополнительных требований в части:
допуска педагогических работников к осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам;
приема обучающихся, в том числе переводящихся из других общеобразовательных организаций или других классов."
12.4. Статью 107 дополнить новым пунктом 14 следующего содержания:
«14. Содержание образовательных программ исторических и обществоведческих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также соответствующих учебных пособий, учебной и методической литературы, содержание мероприятий гражданско-патриотического и правового воспитания для обучающихся должны соответствовать национальным интересам Российской Федерации и способствовать воспитанию нравственности, гражданственности, патриотизма, правовой культуры обучающихся.
При реализации исторических и обществоведческих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также мероприятий гражданско-патриотического и правового воспитания запрещается использование образовательных программ, учебных пособий и учебной литературы, разработанных за рубежом, либо разработанных иностранными организациями или при их участии, либо учрежденными ими российскими юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами с иностранным участием."
13. Дополнить законопроект новой статьей 107.1 следующего содержания:
«Статья 107.1. Общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования
1. Общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования — общеобразовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, которая обеспечивает в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла на основе религиозно-культурной традиции одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
2. Общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования может быть создана:
а) централизованной религиозной организацией;
б) иными организациями или физическими лицами при условии согласования устава создаваемой общеобразовательной организации с религиозно-культурным компонентом образования с соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организацией.
3. Общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования создаваться в следующих формах:
общеобразовательная школа с религиозно-культурным компонентом образования;
общеобразовательная гимназия с религиозно-культурным компонентом образования;
общеобразовательный лицей с религиозно-культурным компонентом образования.
4. Религиозно-культурный компонент образования в указанных общеобразовательных организациях реализуется за счет части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, и соответствует одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом реализация указанного компонента образования осуществляется при участии и под контролем соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организации, не связан с обучением религии, направлен на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.
5. Участие и контроль указанной в пункте 4 настоящей статьи централизованной религиозной организации в реализации соответствующего религиозно-культурного компонента образования осуществляется в формах:
1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;
2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования;
3) обращения в администрацию указанной общеобразовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) религиозно-культурного компонента образования, в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;
4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).
6. Допускается установление общеобразовательной организацией с религиозно-культурным компонентом образования, по согласованию с указанной в пункте 4 настоящей статьи централизованной религиозной организацией, дополнительных требований в части приема обучающихся, в том числе переводящихся из других общеобразовательных организаций.
7. Используемые в общеобразовательных организациях с религиозно-культурным компонентом образования при реализации указанного компонента образовательные программы и учебные планы, учебники, учебные, учебно-методические пособия и дополнительные материалы должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.
8. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается общеобразовательной организации с религиозно-культурным компонентом образования на основании письменного представления указанной в пункте 4 настоящей статьи централизованной религиозной организации, в порядке, предусмотренном статьей 80 настоящего Федерального закона. Указанное представление должно содержать сведения об указанной централизованной религиозной организации."
14. Изложить статью 163 законопроекта в следующей редакции и дополнить проект федерального закона статьями 163.1 — 163.3 следующего содержания:
«Статья 163. Особенности реализации образовательных программ профессионального религиозного образования
1. Образовательная деятельность по образовательным программам профессионального религиозного образования может осуществляться в следующих формах:
а) реализация образовательным учреждением высшего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям высшего профессионального образования «Теология» или федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии;
б) реализация учреждением профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением) образовательных программ высшего, среднего и (или) дополнительного профессионального образования по профилю данного образовательного учреждения на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам;
в) реализация учреждением профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением) образовательных программ высшего, среднего и (или) дополнительного профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований, в соответствии с частью 1 статьи 163.3 приравниваемых к федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам;
г) реализация учреждением профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением) иных образовательных программ профессионального религиозного образования, в том числе для подготовки религиозных служителей и религиозного персонала.
2. В Российской Федерации принимаются федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям высшего профессионального образования «Теология» и федеральные государственные требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
3. В рамках реализации образовательными учреждениями высшего профессионального образования образовательных программ на основе конфессионально ориентированных частей федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям высшего профессионального образования «Теология» и федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии, либо программ подготовки научно-педагогических и научных кадров по теологии, а также в рамках реализации учреждениями профессионального религиозного образования (духовными образовательными учреждениями) образовательных программ профессионального религиозного образования и связанных с ними программ подготовки научно-педагогических и научных кадров допускается установление указанными образовательными учреждениями, по согласованию с соответствующими религиозными организациями, дополнительных требований, связанных с религиозной принадлежностью кандидатур и наличием согласования этих кандидатур указанными религиозными организациями, в части:
а) назначения на должности профессорско-преподавательского состава, руководителей учебных подразделений и иные должности педагогических работников, деятельность которых связана с руководством или осуществлением образовательного (воспитательного) процесса либо методической (научно-методической) работой по указанным образовательным программам, а также должности научных работников, руководителей научных подразделений и иных должностей работников, деятельность которых связана с руководством или осуществлением научной деятельности в рамках аспирантуры, докторантуры или иных форм организации научной деятельности или реализации программ подготовки научно-педагогических и научных кадров;
б) приема обучающихся, включая право указанных учреждений образования устанавливать дополнительные испытания, помимо результатов Единого государственного экзамена, а также в части приема на обучение лиц, переводящихся с использованием системы образовательных кредитов и соответствующих образовательных технологий, а также приема соискателей ученых степеней.
4. Используемые при реализации образовательных программ на основе конфессионально ориентированных частей федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям высшего профессионального образования «Теология» и федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии учебно-методические пособия должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.
Статья 163.1. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения)
1. Учреждение профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) может быть учреждено исключительно религиозной организацией и создано в организационно-правовой форме религиозной организации, в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», либо в иной организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
2. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) вправе устанавливать дополнительные требования, связанные с религиозной принадлежностью кандидатур и их согласованием с религиозными организациями, создавшими эти учреждения, в части:
а) назначения на должности профессорско-преподавательского состава, руководителей учебных подразделений и иные должности педагогических работников, а также должности научных работников, руководителей научных подразделений и иных должностей работников, деятельность которых связана с руководством или осуществлением научной деятельности в рамках аспирантуры, докторантуры или иных форм организации научной деятельности или реализации программ подготовки научно-педагогических и научных кадров;
б) приема обучающихся, включая право указанных учреждений образования устанавливать дополнительные испытания, помимо результатов Единого государственного экзамена, а также в части приема на обучение лиц, переводящихся с использованием системы образовательных кредитов и соответствующих образовательных технологий, а также приема соискателей ученых степеней.
Статья 163.2. Особенности лицензирования и государственной аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)
1. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) осуществляют свою деятельность на основании государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности.
2. Лицензирование учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и его территориальными органами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном соответственно статьями 80 и 81 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
3. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению) на основании письменного представления соответствующей централизованной религиозной организации — для образовательного учреждения, созданного указанной централизованной религиозной организацией или входящей в ее структуру религиозной организацией, либо письменного представления соответствующей религиозной организации — для образовательного учреждения, созданного такой религиозной организацией (в случае если эта религиозная организация не входит в структуру централизованной религиозной организации).
Указанное представление должно содержать сведения о создавшей учреждение профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) религиозной организации, либо о централизованной религиозной организации, в структуру которой входит религиозная организация, создавшая это образовательное учреждение.
4. Филиалы учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений) проходят лицензирование в установленном порядке с получением отдельной лицензии.
5. При лицензировании учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) соискателю лицензии (лицензиату) засчитывается в соответствие лицензионным требованиям и условиям наличие зданий, строений и сооружений (единых обособленных частей зданий, строений или сооружений), оборудованных учебных помещений, иных объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности, отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям и находящихся в собственности или на ином законном основании у создавшей это образовательное учреждение религиозной организации (централизованной религиозной организации), или централизованной религиозной организации, в структуру которой входит указанная религиозная организация, либо любой иной религиозной организации, входящей в структуру этой централизованной или вышестоящей централизованной религиозной организации.
6. При лицензировании учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) соискателю лицензии (лицензиату) засчитывается в соответствие лицензионным требованиям и условиям наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих документы об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях, выданные этим учреждением профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением) или признаваемые им в порядке, устанавливаемом создавшей это образовательное учреждение религиозной организацией, наравне с лицами, имеющими дипломы государственного образца об образовании и (или) квалификации, а равно ученые степени и звания, предусмотренные системой государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.
Перечень документов об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях таких педагогических работников, наличие которых засчитывается при лицензировании учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) в соответствие лицензионным требованиям и условиям, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
7. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) вправе на основе лицензий реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам и, в случае получения государственной аккредитации, выдавать в установленном порядке документы государственного образца о соответствующем уровне образования или/и о прохождении соответствующих программ дополнительного профессионального образования.
Образовательный статус (тип, вид) учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) при государственной аккредитации реализуемых им в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образовательных программ не устанавливается.
8. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего или среднего профессионального образования и (или) федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам, дает указанному образовательному учреждению право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования (квалификации), выданный указанным учреждением профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением), оформляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статья 163.3. Признание государством документов об образовании, квалификации, ученых степенях и ученых званиях, выданных учреждениями профессионального религиозного образования (духовными образовательными учреждениями) централизованных религиозных организаций религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России
1. На основе соглашений между Российской Федерацией и централизованными религиозными организациями религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, учреждениям профессионального религиозного образования, созданным указанными централизованными религиозными организациями или входящими в их структуру религиозными организациями, может быть предоставлено право реализации образовательных программ высшего, среднего и (или) дополнительного профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований (перечень которых определяется этими соглашениями), и приравниваемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, к соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам и (или) федеральным государственным требованиям к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам.
2. На основе соглашений между Российской Федерацией и централизованными религиозными организациями религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, может осуществляться признание государством документов об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях, выдаваемых и (или) выданных ранее в течение определенного периода времени перечисленными в указанных соглашениях учреждениями профессионального религиозного образования, созданным указанными централизованными религиозными организациями или входящими в их структуры религиозными организациями.
Под признанием государством указанных документов понимается официальное признание федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, уровня, качества и содержания полученных соответствующими лицами образования и (или) квалификации (не требующее принятия решения по каждому отдельному лицу) в целях обеспечения доступа их обладателей к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации.
Перечень указанных учреждений профессионального религиозного образования, а также признаваемых государством документов об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях закрепляется приложениями к указанным соглашениям и может обновляться на основе дополнительных протоколов к ним."
15. Дополнить законопроект новой статьей 163.4 следующего содержания:
«Статья 163.4. Особенности организации преподавания основ религиозных культур и альтернативных учебных предметов в рамках основных и дополнительных общеобразовательных программ
1. Реализация в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) изучения основ религиозных культур религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, и альтернативных им учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) может осуществляться в рамках обязательной части основной образовательной программы общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, либо в рамках части основной образовательной программы общего образования, формируемой участниками образовательного процесса, в порядке, устанавливаемом участниками образовательного процесса.
Выбор одного из указанных в настоящем пункте учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) для обучающегося осуществляется его родителями (законными представителями) путем выражения ими согласия. Родители (законные представители) вправе предварительно ознакомиться с содержанием соответствующих образовательных программ, учебных планов, учебников и пособий. Согласие родителей (законных представителей) на преподавание их несовершеннолетним детям одного из указанных учебных предметов курсов или дисциплин (модулей) оформляется письменным заявлением родителей (законных представителей) в администрацию общеобразовательной организации. Преподавание знаний об основах религиозной культуры несовершеннолетнему старше 14 лет может проводиться только при условии, что имеется заявление родителей (законных представителей) обучающегося и его заявление о согласии на посещение им указанных занятий.
2. Реализация указанных в пункте 1 настоящей статьи учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) основ религиозной культуры осуществляется при участии и под контролем соответствующей их религиозно-культурному содержанию централизованной религиозной организации, не связана с обучением религии, направлена на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.
Участие и контроль указанной централизованной религиозной организации в реализации указанных в настоящем пункте учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) основ религиозной культуры осуществляется в формах:
1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию указанных учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей), либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;
2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию указанных учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей);
3) обращения в администрацию указанной общеобразовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего указанные учебные предметы, курсы или дисциплины (модули), в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;
4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации указанных учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей), либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).
3. Альтернативные указанным в пунктах 1−2 настоящей статьи учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) могут предусматривать изучение этики или основ нескольких религиозных культур, соответствующих религиям, указанным в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России."
15. Дополнить законопроект новой статьей 163.5 следующего содержания:
«Статья 163.5. Общеобразовательные организации кадетского образования
1. Общеобразовательные организации кадетского образования — особый вид образовательных организаций среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения — интернатного типа с пятого класса — при полном пансионе, с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной профессиональной подготовкой по направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Организации кадетского образования создаются в форме государственных казенных или бюджетных учреждений и образуют единую систему кадетского образования, находящуюся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и включающую суворовские военные и нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса, перечень которых устанавливается и ведется Правительством Российской Федерации.
3. Финансирование федеральных общеобразовательных организаций кадетского образования, включая общеобразовательные организации кадетского образования при федеральных органах исполнительной власти, производится за счет федерального бюджета, общеобразовательных организаций кадетского образования субъектов Российской Федерации — за счет бюджета субъектов Российской Федерации.
4. В системе кадетского образования реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, а также образовательные программы начального профессионального образования.
5. Федеральные государственные стандарты кадетского образования разрабатываются на основе лучших традиций российского кадетского и суворовско-нахимовского образования и утверждаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
6. Деятельность общеобразовательных организаций кадетского образования регулируется настоящим Федеральным законом, типовыми положениями об общеобразовательных организациях кадетского образования (о суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах), утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих общеобразовательных организаций кадетского образования.
7. В общеобразовательные организации кадетского образования зачисляются обучающиеся после окончания четвертого класса общеобразовательных учреждений по результатам вступительных испытаний. Допускается зачисление обучающихся в пятые, шестые и седьмые классы в порядке исключения при наличии свободных мест и по результатам вступительных испытаний. Порядок вступительных экзаменов, требования и условия зачисления в суворовские военные и нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Лица, успешно окончившие государственные учреждения кадетского образования, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в федеральные государственные образовательные учреждения, перечень которых устанавливается указом Президента Российской Федерации и которые осуществляют профессиональную подготовку государственных и муниципальных служащих, а также в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения), перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.".
25.06.2010
Заместитель председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, доктор юридических наук И.В. Понкин
Эксперт Комиссии, профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук, профессор М.Н. Кузнецов
http://rusk.ru/st.php?idar=43804
Страницы: | 1 | |