Русская линия | Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) | 02.09.2010 |
Для начала ещё раз прислушаемся к духовному опыту Святейшего Патриарха Кирилла: «Для украинцев хочу подчеркнуть, что Русский Мир не означает „российский“. Тем более это не мир Российской Федерации. Это тот самый Мир, который вышел из нашей общей купели — Киевской купели Крещения. Это тот самый Мир, который существует на уровне веры, интеллекта, духовности и культуры. От того, что кто-то отрицает этот мир, ничего не меняется: этот мир существует, это объективная реальность. Я прикоснулся к этой реальности и почувствовал всю силу того удивительного духовного и культурного явления, которое порождено Православной Церковью.»
А, вот, что писал наш выдающийся украинец академик Петр Петрович Толочко: «Нет ничего обидного в том, что во времена Киевской Руси никакой Украины не было. России-то тоже не было, если кому-то от этого легче! Как я говорю, русичам и в страшном сне не могло привидеться, что кто-то из них будет украинцем, кто-то белорусом, а кто-то русским. Они были просто русичи. Древние русичи. И смешно, когда у нас говорят, что Владимир Мономах украинец, а его сын Юрий Долгорукий и внук Андрей Боголюбский — это москали чистокровные. Нелепость!»
Один из святых Апостолов как-то просил Божественного Спасителя мира показать ему невидимого Отца небесного и услышал ответ: видящий Его — Христа, видит Отца. Если применить этот евангельский эпизод к объективной данности — Руському (Русскому) Миру, то можно сказать, что видящий православный Украинский Мир — видит целостный Православный Мир Руський, и зрящий православный Белорусский Мир — зрит тот же православный Мир Руський, и смотрящий в православный Мир Российский — все также созерцает сквозь внешние культурные покровы тот же всецелостный православный Мир Руський. И, более, на далеких континентах, где только есть храмы Руського Мира, — и там дышит этот духовный феномен — православная Святая Русь во всем своем духовном объеме, содержании и Красоте.
Если же противопоставлять Мир Украинский всецелостному Миру Русскому или его составляющим частям, то это — прямой путь в окопы. И тогда действительно впору ставить вопрос: «А в каком окопе будет УПЦ МП? Не во «вражеском ли, российском или белорусском?» Такой взгляд на эту проблему — это тропа войны с братьями Киевской Руси. Тем более оскорбительны и опасны предвзятые заявления, что, якобы весь «Росийський народ не боиться греха и пороку, про що свидчить статистика щодо найбольшого у света видсотку проведення абортов и статистика розповсюдження такого суспильного зла, як алкоголизм. Нема сведчень и того, що росийський народ «жадав добра й правди» (А, в Украине, надо полагать, все «О' кей?: По неофициальной статистике, за годы независимости в Украине было сделано 30 миллионов абортов. Такие поражающие показатели в Европе демонстрирует лишь Украина. Для сравнения, в Польше за эти же годы сделали лишь 82 тыс. 329 абортов, что в 365 раз меньше, чем в Украине, согласно данным Всеукраинской общественной организации «Доля»».
Безумны и беспочвенные обвинения противников Святейшего Патриарха Кирилла в так называемой «ереси политического православия», скорее, породившие такое допущение сами страдают переизбытком политических технологий в духовной сфере (http://www.risu.org.ua/ua/index/blog/~chernomorets/37 694/).
Если в древнем Русском Мире не могут вместе ужиться нынешние Украина и Россия, то, согласно такой странной логике, столкновение между ними неизбежно и надо тогда действительно крепить «свое украинское православие» и «воспитывать» его как верный идейный оплот в возможных конфликтах Украины с Россией, как писал С. Петлюра.
В некоторых интернет-статьях подспудно предлагается украинскому обществу стратегический выбор: если ты «патриот», то лезь в окоп против России, которую ошибочно (осознанно?) отождествляют с Русским Миром, искажая границы и духовный идеал этого Мира — жизнь по евангельской Правде и Святости.
«Патриотический» проект «Прочь от Святой Руси к Миру Римскому и Константинопольскому», причём одновременно, — тупиковый и губительный для православных украинцев, потому что потребует отказа от своей древнерусской идентичности.
Реализация такого «украинского пути», без преемственности от православного Русского Мира, как исторического модуса и императива его бытия, будет искусственным гибридом из разных культурных форм. Такой эксперимент уже претерпел фиаско на примере вхождения частей Восточных Православных Церквей под латинский Рим. Что фактически признали документально и Рим, и Константинополь.
Уверен, что путь новой «культурной унии» Украинский Православный Народ никогда не повторит.
http://rusk.ru/st.php?idar=43671
|