Известия | 30.08.2010 |
Спустя сорок пять лет после того, как в Москве было принято решение о строительстве автотрассы М58 «Амур», на дорогу Хабаровск-Чита выехала ярко-желтая «LADA Калина Спорт». Машиной управлял Владимир Путин. Он убедился: там, где недавно едва угадывались направления, теперь без особых усилий может проехать даже детище АвтоВАЗа. Путин, видимо, сознательно отказался от идеи поехать на собственной «Ниве». Та-то хоть где пройдет, а вот спортивная машина…
Чтобы не скучать за рулем, премьер взял с собой с десяток музыкальных дисков: песни Григория Лепса, «Машины времени», «Золотого Кольца», сборник «Чайф», «Битлз» и «Песни 80-х». Впрочем, какая скука: это ведь не развлекательная поездка!
— Надо посмотреть, что сделано, — заявил Путин «Известиям». — Страна наша, будучи самой большой по территории в мире, никогда еще в своей истории не была связана полностью шоссейными дорогами. Раньше можно было от Хабаровска доехать до Владивостока на машине, западную часть можно было проехать на машине, а вот этот кусок между Читой и Хабаровском был без автомобильной дороги. Наконец-то мы это сделали. Надо посмотреть как.
Трассу решили построить еще советские власти. Несколько участков сделали, в основном работа стопорилась. Спустя десятилетия сам же Путин, будучи президентом, подписал указ о форсировании работ.
Все этапы строительства отлично видны на полотне. От Хабаровска ехать непросто. Местами двухполосная дорога сужается до одной полосы (на второй орудует тяжелая ремонтная техника), местами исчезает разметка, иные участки просто засыпаны гравием и ждут, когда по ним прокатится асфальтоукладчик. Но чем ближе к Чите, тем лучше.
В какой-то момент машина премьера «застучала». Останавливались несколько раз, лазили под авто, искали поломку. Но так и не нашли ничего конкретного. На трассе даже откуда-то материализовалась машина-дублер. Но Путин выступил за чистоту эксперимента и «менять коня на переправе» отказался.
Несмотря на то что трасса почти закончена (официальное открытие намечено на сентябрь), ездить по ней по-прежнему сложно. Дело не в состоянии дорожного полотна, а в почти полном отсутствии инфраструктуры. Заправок, правда, достаточно, но вот кафе, гостиниц, медпунктов, станций сервиса и даже «карманов» для стоянки практически нет. А еще почти напрочь отсутствует связь.
— А кому она тут была нужна, если совсем еще недавно дороги не было? Медведю или белке? — шутил вице-премьер Сергей Иванов.
Путин заверил: связь будет. Причем сделают ее за государственный счет. Частники сюда не пойдут, слишком скромный рынок. А как только появится сеть, люди с запада перестанут бояться ездить на восток, со знанием дела заверили дальнобойщики, повстречавшиеся кортежу на трассе:
— С запада сейчас много машин идет, очень много, в основном это оборудование. Когда этой дороги не было, ребята приезжали из Москвы и говорили: вернусь, вырву этот лист из карты, чтобы больше сюда никогда не ездить.