Русская линия
Радонеж Василий Анисимов17.08.2010 

О визите Святейшего Патриарха Кирилла в Украину
Беседа председателя братства «Радонеж» Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым

— Василий, завершился визит Святейшего Патриарха Кирилла на Украину. Уже даны ему оценки и комментарии. Какой, на твой взгляд, главный его итог?

В.С. Анисимов, глава пресс-службы Украинской Православной Церкви, заслуженный журналист Украины — Если говорить о главном — то это, безусловно, утверждение новой и, судя по всему, очень продуктивной традиции празднования Дня Крещения Руси. Третий год подряд к этому празднику приурочен визит Святейшего Патриарха Московского в Киев, к нему приковано внимание СМИ, много живого отклика со стороны народа, самодеятельного участия. Я видел репортаж из какого-то сибирского городка, где девушка принимает Крещение и радостная говорит: в этот день святой князь Владимир крестил наших пращуров, вот и я по их примеру. На Урале сразу сто человек приняли Крещение. В Бразилии прошел праздник, в других странах. Мы видим, как восстанавливаются или созидаются через тысячи километров и тысячу лет какие-то невидимые связи настоящего с прошлым и вечным. Это поразительно. Да и появился праздник по инициативе мирян.

Мы пока не в полной мере осознаем значение этого события, но, думаю, через какое-то время Крещение Руси будет одним из главных праздников нашей Церкви, наших народов и государств. В Украине он уже четвертый православно-государственный праздник после Пасхи, Рождества и Троицы. Святейший Патриарх во всех своих проповедях, выступлениях, речах говорил о Киевской крещальной купели, Святой Руси, Русском мире. Можно сказать, что это была сквозная тема патриаршей проповеди.

— Ты сказал, что праздник появился по инициативе мирян. Что ты имел в виду?

— Это любопытная история. Были, конечно, церковные празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира 28 июля и дня Крещения Руси — 14 августа. Хотя на Владимира мы говорили о Крещении, а на Крещении — о Владимире. В Киеве есть даже популярная бардовская песенка, в которой поется, что святой Владимир без креста невозможен. Обе даты нигде особо не почитались, кроме Киева, что было связано с днем тезоименитства Блаженнейшего Митрополита Владимира, когда 28 июля все православные архиереи Украины приезжали поздравить Предстоятеля УПЦ, была торжественная служба, много народа, крестный ход с Верхней Лавры на Нижнюю. Молебны у памятника Крестителю на Владимирской горке проводились православными братствами в неделю Торжества Православия, где непременно провозглашались анафемы бывшим киевским митрополитам — Михаилу Рогозе и Михаилу Денисенко за учинение унии и раскола, и Блаженнейшим Митрополитом Владимиром в декабре на конец года. Предстоятелю УПЦ удалось тоже установить своеобразную традицию участия в этих молебнах руководителей державы, и, хотя отношение к Церкви у них было разное, они у памятникам Крестителю вместе с Блаженнейшим благодарили Господа за год прошедший и просили милостей в году грядущем. Но с 28 июля это не было связано.

Когда оранжевые пришли к власти и пресс на УПЦ увеличился многократно, неожиданно плечо Церкви подставила киевская интеллигенция, связанная с рок-музыкой, телевидением: Олег Кривошея, лидер группы «Братья Карамазовы», Юрий Молчанов и другие. Они создали организацию, занялись просветительскими проектами. Их поддержали российские собратья, и когда в 2007 году после долгих мытарств на день Крещения Руси на Певческом поле, рядом с Лаврой, был дан многочасовой духовно-просветительский концерт, посвященный празднику, — это стало откровением для многих. Он собрал около сорока тысяч киевлян, выступали Блаженнейший Митрополит Владимир, академик Петр Толочко, был продемонстрирован анимационный фильм, посвященный Древней Руси и Крещению. Вели праздник наши выдающиеся миссионеры-проповедники диакон Андрей Кураев и протоирей Андрей Ткачев, выступали Юрий Шевчук, Нино Катамадзе, «Братья Карамазовы», фольклорные исполнители. Многие молодые киевляне с удивлением узнали, что это их родной праздник и они — наследники Крестителя Руси.

— Но молодежь — наиболее невоцерковленная часть общества, и в Церкви достаточно подозрительно относятся к молодежным акциям.

— Конечно, молодые люди нечасто ходят в Церковь, но обладают огромным потенциалом, столь нужным Церкви. У молодежи есть качества, которые есть только у нее, — современность, нонконформизм, она взыскует справедливости, отсюда протестное отношение ко лжи. Молодежь, конечно, разная. Та, которая ходит на рок-концерты, специфическая. У Шевчука, «Воскресения», «Карамазовых» достаточно сложные тексты. Я поразился, что тысячи молодых людей хором подпевают этим исполнителям. Хотя «Без вести пропавшего» труднее выучить, чем «Я помню чудно мгновение», но последнее вряд ли знает даже каждый десятый из них. Молодежь идет туда, куда не гонят, учит то, что не заставляют. Она терпеть не может официальной пропаганды, политиков и делает обратное тому, что от нее они требуют. Поэтому в следующем году на такую же акцию на Крещатике их собралось уже сто тысяч, и Святейший Патриарх (тогда митрополит) Кирилл выступал перед ними со словом о Святой Руси.

— Можно сказать, инициатива была молодежной?

— Эта акция не была молодежной. Она просто объединила всех. Ведь наше общество расколото не только по имущественным, этническим, языковым, политическим признакам, но и по возрастным — это как бы два мира, удаляющиеся друг от друга. Ободренные успехом 2007 года, организаторы праздника решили, что в 2008 году сделают его всеукраинским и даже международным, тем более и дата была юбилейной — 1020-летие Крещения Руси. Инициативу поддержали Блаженнейший Митрополит Владимир, митрополит Кирилл, Святейший Патриарх Алексий, Президент Украины, и в 2008 году по 44-м епархиям УПЦ прошел Крестный ход со святыми мощами Крестителя Руси, чудотворными иконами, везде состоялись церковные службы, социальные, духовно-просветительские акции, встречи с общественностью, СМИ, выступления священнослужителей, церковных хоров, фольклорных групп и рок-музыкантов. Такой мощный миссионерский прорыв к обществу, к молодежи, в провинцию, которая у нас везде заброшена, думаю, был впервые в нашей истории. Благодаря Юрию Шевчуку, Олегу Кривошее, о. Андрею Кураеву, Юрию Молчанову, их открытости, профессионализму, помноженным на талант, акция была успешной.

И в этом году праздник на Певческом поле у Лавры собрал несколько десятков тысяч молодых людей, он транслировался по телевидению на Украину и Россию, и, думаю, тоже станет традиционным.

— Но учреждению праздника Дня Крещения Руси в Украине мы обязаны предыдущей власти.

— Да, это ее заслуга. Сначала власть, расколы, уния дружно высмеяли инициаторов и организаторов праздника, мол, придумали эти москали какой-то нелепый юбилей — 1020 лет Крещения Руси — еще и традиционным праздник хотят сделать. Потом поняли, что сорвать торжества не удастся, более того — организаторы и без поддержки властей обойдутся, и празднование будет грандиозным. Поэтому Виктор Ющенко решил и возглавить торжества, и переиначить их смысл, и попиариться. Его портретами расцветили все города и веси страны. Было много сложностей, интриг и в 2008 году, и в прошлом. Визит Патриарха Алексия в Донецк сумели сорвать, посещение Патриархом Кириллом западных епархий пытались сорвать, но не сумели. Патриарх сказал в Луцке: «Будет так, как хочет Бог!» Так и получилось: интриганы расточились, а праздник остался. Даже отлученный от Церкви М. Денисенко (Филарет) начал водить на праздник к памятнику Крестителя Руси, где ему ежегодно анафема провозглашается, все свое ряженое воинство. Еще и обосновывает это историей, дескать, они якобы когда-то ходили крестными ходами к памятнику Крестителю из Владимирского собора.

— А разве такой традиции не было?

— Была, но не те ходили и не туда. Все это было до революции, а Филарет объявляет себя правопреемником и продолжателем УАПЦ — автокефального раскола, созданного ЧК и Губревисполкомом в 1921 году. Когда стало известно, что Патриарх Кирилл во время визита посетит Софию Киевскую, Филарет тут же накрапал обращение к Президенту Украины, в котором напомнил, что именно в Софии был проведен учредительный съезд УАПЦ, он несколько лет был «кафедральным собором» автокефалистов, и филаретовцы претендуют служить в нем.

— А насколько эти претензии обоснованны?

— Совершенно необоснованны. Храм Софии Киевской советская власть экспроприировала у Русской Православной Церкви одним из первых, духовенство сначала выгнали, затем репрессировали, несколько софийских священников упоминается в списках мучеников, который составляла Русская Зарубежная Церковь. Церковь была объявлена врагом революции, государства и народа. Но от террора уже устали, поэтому союзников создавали, напрямую не связанных с властью, — союз безбожников, комсомол, автокефальный и обновленческий расколы. Они и боролись с Церковью. Для организации УАПЦ ГубЧК, Киевревсовет выделили Софию, несколько десятков священников в основном из Киевской губернии согнали, но ни одного епископа обломать не смогли. В бумаге съезду поначалу Ревисполком отказал — не нашлось ее в Киеве: разруха, эпидемия тифа, голод. Но потом таки нашли. Вели стенограмму, можно ее почитать: 90 процентов выступлений — изобличение Православной Церкви в связях с царизмом, угнетателями, контрреволюцией. Объявили себя «вождями революционного церковного народа», верными помощниками большевистской власти, заявили об упразднении церковной иерархии, монашества, монастырей, литературы и культуры и других «орудий порабощения» украинских трудящихся масс. Избрали женатых бывших священников во главе с Василием Липкивским «епископами» (одного даже светского человека), решили и священнические одежды отменить, чтобы не омрачать этими тенями прошлого революционные будни советского государства, объяснив, что и апостолы одевались по гражданке, не отличались в одеждах от мирян. И под чутким руководством ОГПУ, НКВД, ВКП (б) раскол начал полномасштабную войну с Православной Церковью. Через семь лет, когда автокефалисты вместе с властями и безбожниками уже разгромили все монастыри, изъяли ценности из храмов, отправили на Соловки и в ссылки тысячи контрреволюционеров — епископов и священников, УАПЦ, прямо по Кафке, уже саму себя в той же Софии Киевской объявила контрреволюционной организацией и приняла решение о самороспуске. Ясно, что автокефалисты ходили не крестными ходами, а первомайскими демонстрациями с портретами революционных вождей. А Филарету, коли он такой «правопреемник» УАПЦ оказался, надо не о храме, а о самороспуске думать, не дожидаясь судоисполнителей.

— А как это «правопреемство» определяется?

— Да никак. От потолка. Филарет — вообще правопреемник на все случаи жизни, как гоголевский городничий, заглотнет все, что мимо проплывает. Скажем, объявил себя в 1992 году автокефалистом, а через пару лет уже доказывал, что является правопреемником и митрополита Киевского Константина, иерарха Церкви, с которой автокефалисты и боролись.

— Каким образом?

— За первые двадцать лет советской власти было репрессировано более десяти архиереев Русской Православной Церкви, находящихся на Киевской кафедре: от священномученика митрополита Владимира (Богоявленского), расстрелянного у стен Лавры в 1918 году, до священномученика архиепископа Александра (Петровского), убитого в Харьковской тюрьме в 1940 году. Среди них — священномученик Константин (Дяков), митрополит Киевский и Галицкий. Он был из вдовых священников, у него была замужняя дочь. Поэтому сначала репрессировали зятя, затем дочь, наконец, самого митрополита убили в 1937 году в Лукьяновской тюрьме во время допроса. Ко времени его ареста во всей огромной Киевской епархии действующими оставались всего 16 храмов. Остальные были взорваны, переоборудованы под клубы и зернохранилища. Естественно, верующие, спасая ценности из закрывающихся храмов, несли их в митрополию. Когда арестовали самого митрополита Константина, ценности изъяли, составив их опись. Филарет где-то ее отыскал и накрапал обращение к председателю СБУ (бывшая КГБ) с просьбой вернуть ему сокровища митрополита Константина, как правопреемнику, и копию описи приложил. Даже чекисты от такой алчности и наглости офанарели и слили это письмецо одному журналисту, который его опубликовал. Грянул скандал: как можно объявлять себя преемником самосвятов-липкивцев и претендовать на ценности репрессированной канонической Церкви. Так что он «преемник» и церковного, и раскольничьего, и коммунистического, и всякого другого — лишь бы блестело.

— Но многое, что вменяли в вину Филарету, в том числе сокрытие «золота партии» и прочего, оказалось легендами. Ведь ничего не найдено и не доказано.

— Знаешь, когда власть и правоохранители коррумпированы, не следят за соблюдением законности, то все аферы оказываются «мифами», а миллиардные состояния — «грехами молодости», как у нас Юлия Тимошенко однажды заявила. Я помню, как на коллегиях Генпрокуратуры президент Леонид Кучма по столу кулаком стучал, требуя, чтобы прокуроры занимались Павлом Лазаренко. И они занимались, миллионы за границей нашли, американцы Павлу Ивановичу даже 95 лет тюрьмы насчитали. А кто и когда Филаретом занимался? Владимир Романюк, «патриарх УПЦ-КП», за два месяца до своей гибели в Ботсаду обратился в столичное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией с просьбой защитить его от своего заместителя — Филарета (боялся, что убьют) и помочь отыскать финансы экзархата, которые, по утверждению Романюка, Филарет еще в конце 1980-х конвертировал и разместил на заграничных счетах в Германии. После загадочной смерти Романюка, «черного вторника» было открыто уголовное дело, перепугавшее Филарета, и было объявлено, что в рамках этого дела все вопросы будут расследованы и доложены общественности. Кучма обещал, что лично всю правду об этом преступлении расскажет. Через год дело было приостановлено, и таковым является до сих пор. Так рождаются легенды. Такая же история и с миллионами запрещенной Компартии Украины. От этой кравчуковско-филаретовской аферы даже моя газета пострадала.

— А как это могло случиться?

— Я работал в популярной ежедневной русскоязычной молодежной газете с полуторамиллионным тиражом, она называлась «Комсомольское знамя», при перестройке была переименована в «Козу», а затем — в «Независимость». Во время ГКЧП, как известно, руководство республики поддержало путчистов, а с ним и телевидение, и почти все печатные СМИ. Что поразительно: даже украинофильские, национально-освободительные издания — все тупо публиковали постановления ГКЧП. Оказалась, что лишь несколько газет (из всеукраинских — лишь наша) выступили против путча. Более того, редактор газеты Владимир Кулеба вывел сотрудников на танк, который стоит на постаменте на проспекте Победы у «Прессы Украины», и с него журналисты призвали народ к борьбе за свободу и демократию. В Москве в осажденном Белом доме работал наш собкор, ему оперативно передавали номера нашей газеты и там их расклеивали на стенах, чтобы засвидетельствовать, что есть не только Украина кравчуковская, путчистская, но и демократическая, поддерживающая защитников свободы.

Когда путч провалился, начались аресты, руководство Украины, естественно, не захотело идти на нары, объявило независимость республики, запретило Компартию Украины, т. е. само себя — ибо все были членами ЦК и Политбюро Компартии, но остались при власти. Однако решили отметить героев-антипутчистов. По инициативе лидера национал-демократов Вячеслава Черновола Верховна Рада приняла постановление, в котором отмечались заслуги нашей газеты в борьбе за свободу и демократию во время путча, и было решено, что арестованные на счетах запрещенной Компартии финансы пойдут на поддержку «Независимости» и других свободолюбивых, демократических изданий. Когда редактор стал спрашивать, а где же эти деньги, то оказалось, что Леонид Макарович уже их пристроил, и не кому-нибудь, а лепшему другу Филарету, причем якобы на восстановление Успенского собора. Собор восстановили за счет бюджета уже при Кучме, а где же партийные миллионы?

— Может, Филарет их и не получал?

— Получал. Даже публично поблагодарил родную власть за 25 (или 34) миллиона рублей — я точно не помню. Это опубликовано в его газете и журнале. Топором не вырубишь. В 1991 году это были еще очень приличные деньги. Я тогда расследованием по депутатскому автопарку занимался и помню, что депутаты покупали новенькие «Лады» по 17 тыс. рублей. Так что, согласись, получить вспомоществование на 1,5 — 2 тысячи машин — очень даже неплохо. Никто информации не опровергает, но никто ею и не занимается, в результате оказывается, что это — «миф». И так по всем аферам Филарета. В 2001 году даже ФБР занялось информацией о размещение Филаретом средств на своих счетах в США. По их наводке у нас здесь СБУ занялось филаретовцами, несколько лет вело расследование, мы даже опубликовали интервью с фигурантами этого дела. Но о результатах — молчок. Когда же парламентарии, тот же Леонид Грач, депутатские запросы по филаретовским финансам в Генпрокуратуру и другим ведомствам посылают, в ответ всегда отписки: «Ой, как интересно! Зачитались вашим запросом! Сами мы никакими сведениями ни о Компартии, ни о ее финансах, ни о ЦРУ, ни о Филарете не располагали и не располагаем. Если у вас есть более подробная информация, шлите — мы опять почитаем!»

— Ну, а сам Филарет?

— В своем стиле. Несколько лет назад, когда он вернулся из очередного вояжа по США, я спросил его на пресс-конференции, удалось ли ему замять финансовые скандалы? Тогда он сослался на свежее интервью Леонида Макаровича, в котором тот утверждает, что Филарет всегда был бедным-пребедным, даже однажды, заглянув на Пушкинскую, Кравчук так поразился ветхости и обшарпанности филаретовской резиденции, что распорядился за счет администрации президента ее отремонтировать.

— А, может, он действительно бедный?

— Прижимистый. Я говорил с Дмитрием Корчинским, руководителем боевиков УНА-УНСО, которые для Филарета захватили Владимирский собор и здание экзархата на Пушкинской, штурмовали Лавру, и тот назвал Филарета жмотом, потому как очень мало заплатил за их «подвиги».

Но ведь кассу-то УПЦ Филарет присвоил, на что-то учредил коммерческий банк, которым, видимо, до сих пор кум Ющенко руководит. Так что денежки у него всегда водились. Возможно, через его контору средства и транзитом идут, для отмывки. Откуда пришли, туда и вернулись, и Филарет, действительно, может не знать, на что миллионы запрещенной КПУ были потрачены. Но он — удобная ширма для всяких афер. Помню, Германия решила помочь чернобыльцам гуманитарной помощью из обмундирования советских войск, которые были выведены. Это целые эшелоны военных машин, сапог, котелков, шинелей, саперных лопаток и т. д. Львиную долю всего этого парламентский комитет филаретовца Яворивского распределил УПЦ-КП, а также униатам. Хотя где та уния, где тот Филарет, а где Чернобыль? УПЦ не перепало ничего, хотя именно она окормляет и зону, и чернобыльские организации. По закону гуманитарную помощь реализовывать, продавать было запрещено. Ее можно лишь раздавать. «Союз Чернобыль Украины», который объединяет ликвидаторов, пострадавших всей страны и имеет отделения во всех областях, до сих пор в недоумении, куда Филарет это все толкнул?

— Но ведь он управлял Киевской епархией, куда входил и Чернобыль…

— Он был конъюнктурщиком, считал, что Чернобыль — это политика, направленная против советской власти и родной партии, даже храм в Дарнице, где сегодня проходят все памятные церковно-государственные мероприятия, не давал строить. Общине пришлось аж через Горбачева решать вопрос о строительстве. Хотя свое тоже от Чернобыля отхватил. Щербицкий выделил Церкви в элитных Плютах под Киевом землю под строительство санатория для детей чернобыльских священников. Филарет там построил дачу для своего семейства, и, как мне рассказывала старшая дочь Филарета Вера Денисенко, кроме папы, мамы (Евгении Петровны) и их детей, никакие чернобыльцы там не проживали.

— Ты упомянул о детях, они уже все взрослые, и внуки, и правнуки, видимо, есть. Михаил Антонович уже, наверное, прадедушка. Изменился ли он?

— Я не в курсе, очень давно Веру не видел, знаю, что она многодетная мать, у нее, вроде, несколько детей. Она во всех бедах виновной считала мать, Евгению Петровну Родионову, «владычицу Киевскую», мол, она заставила Филарета и в раскол, и в лжепатриархи идти, а отца оправдывала. Однажды архиепископ Ионафан, он был тогда в Сумах, пригласил нас с журналистом Святославом Речинским в гости на какой-то праздник. Мы приехали и застали там Веру: владыка был управделами еще при Филарете, и по старой памяти она и другие с Пушкинской приезжали к нему за помощью или советом. Речинский начал о чем-то беседовать с Верой, а владыка вдруг меня отзывает за двери и говорит: только что позвонили, сообщили, что умерла Евгения Петровна, и как-то надо сообщить дочери. Помялись, потом подходим к Вере, владыка обнимает ее за плечи и говорит: «Верочка, бери мою машину, деньги и срочно отправляйся в Киев — у тебя беда, мама умерла. Ты должна быть там, поддержать отца, ему сейчас очень трудно, ведь ты знаешь, что у него никого, кроме Евгении Петровны и вас, нет». А Вера — ни в какую. Мол, мама всем жизнь поломала — и бабушке, и отцу, и нам. Было столько обиды и гнева. Владыка кое-как уговорил поехать хоронить мать. Хотя, это, может быть, было что-то эмоциональное.

Но, я думаю, Вера неправа: корень зла в самом Филарете. Вот уже больше десяти лет прошло со смерти Родионовой, а он еще больше «заистуканился». Как Ким Ир Сен, ничего и никого не воспринимает. Ему и солнца не надо — он сам себе светит.

— В Киеве во время Патриаршего визита Священный Синод принял обращение к раскольникам. Будет ли оно услышано?

— Думаю, слышащие, еще не потерявшие веру, совесть, — услышат, а вот руководство раскольничьих организаций — вряд ли. Михаил Денисенко уже заявил, что много подобного слышал и со всех сторон, но будет стоять на своем. Вот когда он получит обращение из прокуратуры в виде повестки, то оно найдет очень горячий отклик, потому что наворовано, прихвачено много, и, это, действительно, заденет за живое. Поэтому в преодолении раскола должны быть задействованы не только увещевания, но и закон. Болгары же со своими раскольниками именно так поступили.

— А как был воспринят визит Патриарха общественностью?

— Как яркое события. Были, конечно, и дежурные оппоненты — сатанисты, униаты, филаретовцы, атеистические религиоведы — и их общественно-политическое прикрытие: тягнибоковцы, унсовцы, руховцы и часть тимошенковцев. И пластинка старая: визит политический, империалистический, опять нас Россия хочет поглотить. Все от кого-то бежим, уже еле ноги передвигаем, хотя никто за нами не гнался и не гонится.

Вот Святейший Патриарх в Ионинском монастыре сказал, что надо все слушать: и нелицеприятную критику, и глупость несусветную, искать во всем что-то положительное. Но, знаешь, когда у оппонентов вранье и глупость становятся образом мысли и жизни, то уже и спорить, и слушать утомительно. Вот недавно зашел во Владимирский собор, народу немного, туристы, Филарет что-то вещает. Подхожу к лавке, беру иконку, спрашиваю, освящена ли и где? Женщина не моргнув глазом врет: «Освящена в святой Лавре!» Подхожу к печатной продукции, за прилавком сухонькая зловещая старушка, спрашиваю, есть ли раскольничий календарь на русском? А она в ответ целую просветительскую концепцию: зачем на русском издавать, ведь и языка такого нет, и народа такого нет, а есть лишь одни ужасы. Я говорю: вы хотя бы какую-то логику соблюдали — то с Филаретом учили нас здесь, что украинского языка не существует, а есть лишь польско-жидовский гибрид, и украинцев нет, а есть ли пришибленные поляками русские, теперь, оказывается, уже ни русского языка, ни русского народа не существует, а есть лишь сволочи с севера. Где последовательность, сбиваете прихожан с толку!

И вот эта злоба и глупость расползаются по всем раскольничьим, униатским, оранжевым сайтам. Есть ли здесь предмет для полемики? В Москве в магазине книжного мира мне понравилось, что создан отдельный раздел, целые стеллажи выделены под альтернативную историю, всякие исторические «прозрения», трипольщину, скифщину, бухарщину, наветы, изобличения исторических событий и личностей, всякое иномышление и иновоспириятие. Есть любители этого всего, и это их парафия. У нас же в Украине все переплетено: наука, вымысел и приправлено политической конъюнктурой. Вы можете говорить о Русском мире преподобного Нестора Летописца, Ярослава Мудрого, Мономаха, Гоголя, Шевченко, Достоевского, Соловьева, Бердяева, а вам будут отвечать, что никаких этих миров не существует, поскольку мы произошли от солнца и наша родина — Лондон. А когда какой-нибудь известный историк, типа того же археолога академика П. Толочко, будет говорить, что для подобных утверждений нет никаких основания, вам заявят, что Толочко вообще нельзя доверять, поскольку на последних выборах он голосовал за Януковича. Такая вот «полемика».

— Но, в любом случае, идея Русского мира не отвергнута?

— А как ее можно отвергнуть? Русский мир родился с Крещением Руси, о чем говорил Блаженнейший Митрополит Владимир, столетиями создавался многими поколениями выдающихся творцов в разных областях культуры и знания. Надо, конечно, осознавать, что это наш мир, что никому, кроме нас, он не нужен, да и не очень понятен, — у других цивилизационных сообществ человечества есть свои миры. Он должен быть не в окаменевшей истории, литературе, культуре прошлого, а «дышащей», постоянно созидающейся реальностью. Он должен наполнятся нашей исторической памятью — а она у нас тысячелетняя, — необходимо обращаться, актуализировать историю, литературу, философию, искусство наших народов. Надо, чтобы этот мир был продуктивным в настоящем и был устремлен в будущее. Мы сами мало этим интересуемся, хотя у нас поразительно насыщенная история, где на очень малом пространстве можно обнаружить множество самых любопытных соответствий и сопричастностей. После молебна в Софии Киевской, который провели Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Владимир, я подумал, как, скажем, собор Софии может быть связан с именем Кирилл? Покопался в справочниках и книжках и немало любопытного обнаружил. В 1280 году в Софии Киевской был похоронен митрополит Киевский и всея Руси Кирилл, совершенно замечательная личность в нашей истории. Он был третьим митрополитом Киевским с именем Кирилл в нашей истории и третьим митрополитом из русичей. Если первых двух (Илариона и Климента Смолятича) в Константинополе не признали, тот его в Царьграде и поставили. Он был сначала сподвижником князя Даниила Галицкого, затем святого князя Александра Невского.

— Но расстояние между Галицией и Владимиром — немалое…

— Князья наши все были родственниками, и больше других слоев общества связывали Русский мир самыми разнообразными родственными узами. Биографию любого более-менее заметного князя почитаешь, то каждый из них успел едва ли во всех концах русской земли покняжить, многочисленное потомство оставить, которое потом воевало и за ближние и за дальние уделы, как за родные. Конечно, прежде всего Русский мир объединяла Православная Церковь, и, так сказать, на разных уровнях. Скажем, игумения Серафима из Одессы, которая работает над историческим исследованием о Киево-Печерской Лавре, говорила мне, что нашла сведения чуть ли не о ста монастырях в России и других странах, непосредственно связанных с Печерской обителью.

А владимирские князья с галицко-волынскими были и дальними родственниками — являлись потомками Мономаха, и близкими: Лев Данилович, в честь которого Даниил Романович и назвал основанный им город Львов, и Александр Невский были двоюродными братьями (их матери были родными сестрами), а брат Александра Невского Андрей Ярославич был женат на дочери Даниила Галицкого Анне, и венчал их, кстати, митрополит Кирилл. Он своим восхождением обязан, конечно, князю Даниилу, которого часто сопровождал. Когда монголо-татары разрушили Киев, без вести пропал митрополит Киевский Иосиф, то Даниил способствовал избранию своего сподвижника митрополитом. Возвращаясь из Константинополя, он, как пишет митрополит Макарий, не нашел пристанища ни в Киеве, ни в Чернигове, поскольку все было разрушено, поэтому отправился на север, к великому князю Александру Невскому, откуда три десятилетия руководил Русской Церковью, но кафедру в Киеве не упразднил. Там он проявил себя как выдающийся церковный деятель, сподвижник великого князя, дипломат, даже в столице Орды — Сарае — основал православную епархию. Митрополит Кирилл до последнего дня был с великим князем, отпевал его, произнес знаменитое слово, в котором назвал Александра Невского «солнцем земли русской». Но филологи утверждают, что есть основания считать митрополита Кирилла и выдающимся древнерусским писателем. Его авторству относят и составление «Жития Александра Невского», и часть Галицко-Волынской летописи, и даже «Слово о погибели земли Русской». Так что в жизни, трудах и творчестве одного человека соединились и переплелись Западная и Северная Русь. Он умер в родном городе св. Александра Невского — Переяславе-Залесском, но завещал похоронить себя в Софии.

Исследователи считают, что при Александре Невском и митрополите Кирилле утвердилось всецерковное прославление святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Александр особо почитал своего пращура, поскольку в день его преставления — 15 (28) июля — состоялась Невская битва, в которой были разбиты шведы. Так что мы в День Крещения Руси можем отмечать и победу в Невской битве, которой в нынешнем году исполнилось 770 лет.

— Но при новой власти Русский мир и русский язык уже не будут вызывать былого отторжения?

— Русский мир Патриарха Кирилла не связан с русским языком, он как раз предполагает многоязычие. В канун визита открылась украинская версия патриаршего сайта, выходят обращения Святейшего на украинском, чего ни один Патриарх до него не делал.

Я посмотрел состав совета по культуре при президенте Януковиче, по-моему, он мало чем отличается от ющенковского: те же оранжевые русофобствующие и филаретствующие деятели. Не думаю, что в нем много найдется приверженцев культуры Русского мира.

— С Патриаршим советом по культуре не сработается?

— Патриарший совет должен со всеми находить общий язык, он — международный. В нем много замечательных деятелей, но, я думаю, ему стоило бы смелее выходить за пределы Московской окружной дороги, привлекать людей из дальних и ближних стран.

Что касается русского языка, то у новой власти здесь большие проблемы. Во время визита Патриарха Институт стран СНГ проводил круглый стол, на нем присутствовали руководители международных и украинских организаций русских соотечественников. Там регионалам устроили настоящую головомойку, даже «партией иуд» их именовали, потому что, действительно, ничего из предвыборного, типа «два языка — один народ», «русский — второй государственный» и пр., не выполняют. Так, немножко корректируют оранжевое языковое безумие, и все. Судя по всему, как и Леонид Кучма, ищут повод, чтобы соскочить с этой темы. Я даже слышал мнение, что подчеркнутым уважением к Патриарху Кириллу регионалы хотят компенсировать всю русскоязычную тему.

— Может, действительно, это в данный период очень сложно?

— А чего же там сложного? Вы с этими лозунгами победили законно, демократически, так претворяйте их в жизнь. Вас поймут и приверженцы, и проигравшие. Понимаешь, Партия регионов долго шла к власти и также долго стригла купоны с русскоязычной проблемы. И всегда имела весьма солидный политический вес — крупнейшая партия, крупнейшая фракция уже много лет, решала свои экономические проблемы без особого труда. Но осуществлять обещанное в языковой области всегда ей что-то мешало: то президент не тот, то парламент, то правительство. Сегодня все в одних руках — что же мешает?

Они предлагают все решать через европейскую языковую хартию, в которой русский язык один из многих языков национальных меньшинств Украины, как болгарский или румынский, и свои языковые права надо отстаивать через суды всех инстанций, вплоть до Европейского. Так это и при оранжевых можно было делать, для чего нужно было регионалов к власти вести? К тому же регионалы умудряются хором наступать своему же избирателю на больную мозоль.

— Что ты имеешь в виду?

— Публичную взбучку за русскоговорение. При оранжевой власти многие русскоязычные воспринимали как оскорбление, когда Ющенко перед телекамерами отчитывал министров, которые между собой перемолвились, или когда Тимошенко отчитывала журналиста, который ей по-русски вопрос задал. Теперь, когда новая власть то же самое делает, это вызывает еще большее негодование. Хотя, с другой стороны, это и хорошо: это свидетельствует о том, что власть у нас научилась слушать оппозицию (прежде она старалась сделать оппозиции назло): оппозиция упрекала власть, что она плохо язык украинский знает, вот власть и исправляется перед телекамерами. Хотя, думаю, надо лучше самим прилежно учиться, а не других публично одергивать.

— Но, согласись, таких приказов, какие министр правительства Тимошенко издавал о запрете ученикам на переменах разговаривать по-русски, никто уже не издает. Это ведь был удар по русскому языку, русской культуре.

— Это был удар, прежде всего, по украинской культуре. Я помню, как уже на закате Союза первый секретарь ЦК КПУ, правящей партии, который сам хорошо говорил по-украински, проводил совещание с работниками СМИ и проводил его на русском. Один телевизионщик, видимо, еще не отошел от эфира, начал задавать вопрос по-украински. Первый секретарь его оборвал: «заканчивай с этой кириллицей, говори по-нормальному». Вот за такие высказывания партию шерстили и в хвост и в гриву. Украинский язык отстаивали и защищали деятели русской культуры в Украине, русскоязычные писатели, русскоязычные СМИ. Я работал в русскоязычной «Независимости», которая всегда отстаивала украинский язык от всяких зажимов и притеснений. И сам делал материалы на украинском (беседы с украинскими писателями, деятелями культуры, философами и пр.), чтобы сохранить фактуру авторской речи, и их публиковали в русскоязычной газете. И это нормально. Одна культура поддерживала и пропагандировала другую.

Здесь же министр-львовянин, бывший коммунист, инструктор обкома или райкома партии, отец известного певца, издает совершенно чудовищный по нелепости приказ, разгорается скандал, и вся украинская национальная культура молчит, как рыба. Ни один писатель, ни один музыкант, ни одно украинофильское издание — никто не выступил и не заявил: люди, вы, что, совсем поплыли? В какой пещере такие приказы возможны. Вот от этого был шок. Тимошенко, женщина тоже неглупая и культурная, пальцем не пошевелила, чтобы одернуть своего министра и отменить его приказ. Приказ отменил Конституционный суд Украины. Он разрешил русским детям в школах на переменках говорить по-русски. Это что, дело Конституционного суда? Больше некому защитить детей, их родной язык от очевидного произвола? Настоящая культура не может быть злобной, запретительной, доносительской, поощрять произвол против других культур и языков. Это говорит о кризисе украинской культуры, даже трагедии. Таких приказов вообще нельзя было допускать. Такого не было никогда, ни в царские, ни в коммунистические времена.

— Я полагаю, что инициаторами таких акций движет не только русофобия, но и стремление как-то защитить и распространить национальный язык. Ведь и русский, и украинский, и белорусский, и другие языки Русского мира надо как-то сохранить в нынешний век глобализации.

— Я думаю, рецепт один. Он вылит строкой на могиле Гоголя и звучит, если не ошибаюсь, так:"Творениями возвышается язык". Только творческими свершениями можно возвысить и язык, и народ, и весь Русский мир, сделать его притягательным для всего человечества. Есть люди, которые, соприкасаясь с каким-то творчеством, непременно пробуждаются к своему, устремляются к вершинам и сами становятся вершинами. Причем это творчество в самых разнообразных областях науки, культуры, техники, технологий и т. д. В золотое время Русского мира, а это ХVІІІІХ века, таких людей в России было очень много. Я читал в «Новой» интервью современного французского философа, в котором он утверждает, что если бы не Первая мировая война и не последовавшая революция, Русский мир овладел бы Европой так же, как нынче — США, поскольку влияние русской культуры, литературы, театра, общественной мысли и т. д. было определяющим. Если нам удастся создать среду не для потребления чужого, а для созидания своего, у Русского мира есть шанс «возвыситься». Нужно, конечно, определить место Православной Церкви в этих процессах.

— Оно, видимо, должно быть определяющим?

— В идеале, конечно, так. Патриарх Кирилл, выступая перед духовенством Днепропетровской епархии, говорил о современном православном священнике, требованиях, которое время предъявляет к его служению. Это и постоянная образованность, и информированность, и деятельное ко всему отношение. Сейчас задача состоит в том, чтобы то, что говорят, к чему призывают Святейший Патриарх, Блаженнейший Митрополит, хотя бы дошло до приходов, священнослужителей, стало поводом для обсуждения, понемногу осуществлялось. Сам знаешь, идет это все с большим трудом. Люди и сами писать не умеют, и других не читают, иными занимаются трудами, как говорил Блаженнейший Митрополит Владимир, за требами уже ни неба, ни человека не видят. Ведь Патриарх — это не Паваротти, которого послушали, восхитились, получили эстетическое наслаждение и забыли. Патриарх готовится к каждому выступлению, глубоко анализирует проблемы, предлагает пути их решения. В прошлом году мы издали все проповеди, слова, интервью и речи Патриарха, произнесенные во время визита, провели международную конференцию по тем вопросам, которые он поднимал. Ты сам был ее участником, думаю, мог удостовериться, что патриаршие инициативы вызывают живой интерес и отклик и в церковной среде, и в светской. Думаю, в этом направлении и надо работать. Нельзя допускать ситуацию, когда локомотив уже за горизонтом, а вагоны еще и с места не сдвинулись.

— Я благодарю тебя за беседу.

— А я благодарю за внимание, которое «Радонеж» постоянно проявляет к нашим проблемам.

http://www.radonezh.ru/analytic/12 930.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика