Русская линия
Русская линияМитрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких)17.08.2010 

Мир Русский или Украинский?
Архиепископ Ионафан отвечает недоумевающему архимандриту N.

Из письма архиепископу Ионафану: «Я, архимандрит N из К. Прочёл на „Православие юэй“ Вашу статью о каноничности, статусе нашей Церкви и решил поделиться своими скорбными размышлениями, более пространными, на эту тему… Не отвечайте, потому что у Вас времени и так нет…»

«МИР РУССКИЙ» ИЛИ «УКРАИНСКИЙ?» Патриарх Кирилл приехал и уехал, а проблемы разделений, расколов в Украине остались. И, более того, имеют тенденцию к нарастанию и расхождению исторических путей народов и это вряд ли можно остановить. Затормозить, удержать на время можно, остановить — нет. Наглядно виден тупик, и вопрос сверлит, а что дальше? Идеи Русского мира или Украинского — мертворожденные и тупиковые, как и любые наши человеческие идеи. Их можно воплощать только насаждая, с помощью волевого, жёсткого, эффективного руководства.

Люди в своей массе у нас давно отшатнулись от лозунгов, политических идей, хоть и носящих религиозную окраску. Они просто живут и всё. Их главные заботы, это придти на службу в праздник в саму церковь, это молитва о семье, здоровье, чтобы не болели и были здоровы они и их дети, чтобы помянуть умерших, — тех, кого забрали болезни и года. Вот это — главные и конкретные их интересы, связанные с жизнью и смертью. А Русский мир или Украинский мир — это что-то из области эфемерного.

В храм люди массово приходят в основном по великим праздникам. Можно ли их в таком случае назвать народом христианским, или народом богоносцем? Увы, конечно, нет! Нас, практикующих идейных верующих, ничтожное меньшинство, какие-то мизерные проценты. Для воплощения глобальных геополитических идей церковных политиков нас, православных, нашей верующей «армии спасения», катастрофически мало.

Мы, духовенство, выдвигаем гипотезы, как лучше, как правильнее в политике или в Церкви сделать, так или эдак… Но, выходит всё не по нашему! Писатель Солженицын, по возвращении в Россию, написал книжицу: «Как нам обустроить Россию». Этим он вынес приговор своему писательскому таланту, своей философской проницательности, потому, что очень не по писанному получилось. А уж, тем более, в мировой истории всегда будет не по-нашему.

Народ не любит богатых политиков, и уж, тем более, священников, которые призваны учить людей аскезе, воздержности и умеренности. Психология тут такова: народ доверяет тем, кто не с властью, он любит сухоньких, скромных, воздержных, таких, как почивший Сербский Патриарх Павел.

Нужны новые духовные идеи, новые религиозные прозрения, новые откровения. Люди уже не верят во все эти «Русские Миры» и общеславянские ценности. Московский Третий Рим, при стоящем до сих пор Первом Риме, воспринимается, особенно после Римских Пап 20-го века, с их действительно реально продвинутыми реформами, как некая третьесортность. В своей идее эти ценности уже истощены, это уже выработанный, отживший ресурс. Но, ничего не поделаешь, каждый защищает те ценности, которые дороги его земле, его сердцу. Наш Патриарх относительно молод, заряжен энергией действия. Быть может, ему Господь и поможет.

Ещё одно суждение. Видно, насколько в преимущественном положении оказывается большинство протестантских общин, проповедующих чисто духовные, вселенские идеи Евангелия, вне всяких политических пристрастий и национальных окрасок.

В подтверждение не поленюсь процитировать Писание: «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные…» (Колоссянам 3:11).

Они, протестанты, действительно небожители, без всяких Русских или Украинских миров и земнополитических привязок. Они вселенски наднациональны, международны и, если это так, они будут иметь тенденцию к усилению на будущее, так как мир делается все больше и больше глобальным. Мы же плывем в русле политических пристрастий и никакому живому человеку здесь, на земле, невозможно стать, таким себе, отвлечённым небожителем. Плоть и кровь постоянны и реальны в нас.

Украинец по своей сути кулак, куркуль, «одноосибнык», индивидуалист, а русский — всегда общинник, коллективист (психологический тип). Разница в ментальности почти противоположная. Посему украинец не пойдет ни за что ни на какие приманки и посулы Москвы, особенно после 20-го века, с его неудавшейся революцией 1917-го и жестокими экспериментами большевиков по насаждению коллективного «счастья». Хватит этих экспериментов, довольно! Надо возвращаться к естественной жизни.

Вся цель жизни в том, чтобы просто БЫТЬ.

Церковь должна «стишиться» в своих темпах. Должна оставить спешку, смуты, споры и распри, и дать возможность жизни идти своим чередом. Должна перестать гнаться за суетным временем. Она просто обязана возвратиться к своей божественной миссии, к чему призвана всякая религия — проповеди вечных вневременных ценностей. Не погоня за суетными политическими устремлениями, а проповедь природного, вечного и человечного. Вот её основная миссия — то, чего от неё ждут люди! Архимандрит N, в лето Господне 2010″

+ + +

Ответ архимандриту N архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана

Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) Отче! Благодарю за Ваше откровенное, хотя и пессимистическое, письмо-размышление, в котором Вы изложили, по сути, своё жизненное кредо.

На мой взгляд, Патриархи и духовные лидеры на одно лицо быть не могут. Господь призвал каждого из них в своё время и на своё место, ибо Он — Кормчий Своей Церкви. А образцов подвижничества и аскезы для нас — все святцы и жития угодников Божиих. Да и сам Святейший Патриарх Кирилл подает пример подвижнического служения Матери Церкви: он, едва ли не каждый день возносит перед Престолом Божьим бескровную Жертву Христову «о всех и за вся», преодолевая для сего по послушанию огромные расстояния. Также часто служат и Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир и многие архиереи РПЦ.

«Святая Русь», отче, не Первый или Третий политический Рим, а, к счастью, выстраданный в веках древнерусским народом, нашими предками, двуединый идеал Правды Божьей и Святости. На эту важную идейную «деталь» обращал в своё время внимание покойный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (старообрядец по происхождению), а ныне об этом учит здравствующий Святейший Патриарх Кирилл. И не стоит идти на поводу у нецерковных людей, политизирующих этот святой идеал доевнерусского народа.

Русский Мир — это, в совокупности, все наши древние иконы, храмы, праздники, православные обычаи, церковнославянский язык и литература, летописи, повести, например, «Слово о полку Игореве»; это Святая киевская и новгородская София, это наше единое православное мировосприятие при разнообразии культурных традиций народов и племён Святой Руси, — всё то, что мы сердцем остро ощущаем, покидая Русь и попадая, например, в страны Мусульманского Арабского Мира или Романо-Германского европейского Мира, в Индию, Японию или Китай.

Мы скучаем по нашей Пасхе, по яйцам-писанкам, по рождественским колядкам, по особому звону колоколов. А как называть наш древний идеал — «Мир Русский» или «Мир Украинский» или «Мир Белорусский», — не столь важно. Важна суть этих «Православных Миров» — жизнь миром по Правде и по Святости.

Такая жизнь никогда не будет для нас «старомодной». Непонятной, возможно, будет: ибо не всякому это дано. А, тем более, некоторым посетителям наших храмов, недавно переступившим его порог. Многие действительно приходят в храм, чтобы головка не болела, а некоторые, чтобы вкусить обожения от Тела и Крови Христовых и стяжать через Святую Евхаристию, благодать Святого Духа. Её стяжание, по преп. Серафиму, и есть главная цель человеческой жизни на земле.

Что же до желаемой Вами «тишины» церковной жизни, за желание просто «Быть», то это, скорее благие мечты. «В мире будете скорбны», — говорил Спаситель Своим ученикам. Почитайте внимательно историю Церкви, её борьбу за Православие. Как поступил милостивый и тишайший святитель Николай на Первом Вселенском Соборе? Разве не он возмутился ересью Ария? И разве другой кто ударил в ланиту еретика, дабы закрыть его богохульные уста? Разве не он заступался за сирых и убогих, выступая защитником перед власть имущими? В древности и Сербские Патриархи и Грузинские управляли своими странами и, даже, войсками против турок и персов. Святитель Митрополит Алексий Московский благословил двум инокам идти на бой с Ордой на Куликовом поле. Монахи Троице-Сергиевой Лавры держали осаду от поляков в Смутные времена. А Кипрский Архиепископ Макариос уже на нашей памяти управлял Республикой Кипр. А сотни тысяч убиенных новомучеников, восставших против насилия, среди которых множество «белого» священства, разве не свидетельствуют они о том, что идеал монастырской тихой кельи, увы, уготован не для всех в Церкви Христовой?

Согласитесь, что церковный корабль и ныне кто-то должен вести от рутины к Свету, чтобы и Вы, и иные дышали ветром православной свободы и святоотеческого благочестия. Что и пытается, по моему убеждению, сделать Святейший, намереваясь ежегодно созывать Архиерейские соборы и Предсоборные совещания с участием духовенства и мирян. Этим Святейший обнаружил желание постоянно слышать дыхание и пульс Церкви, предлагая взамен следование порядком подзабытому за годы безбожия древнерусскому идеалу Святой Руси.

В противном случае, вступив в ЕС, без проповеди идеала Святой Руси, который и лежит в основании тысячелетнего Православного Русского Мира, все мы очень скоро утратим свою восточно-славянскую православную идентичность, будем поглощены эгоцентрической либеральной идеей «протестанствующей» Европы со всеми ее уродливыми «измами».

Этот наш, общий для православных Украины, Белоруссии, России путь к Святости, увы, не всем по душе. Но, это не так уж и плохо, ибо «горе тому, о ком все будут говорить хорошо», — учит Святое Евангелие.

И, в заключении, предложу Вам, не для похвалы, а по любви о Господе. как память об общении, своё небольшое стихотворение о Святой Руси — земном Доме Пресвятой Богородицы.

«Святая Русь, ты искони едина — Россия, Беларусь и Украина; тебя Господь нам дал в Удел Священный, словно залог Своей любви благословенный! Так, будем вместе, русичи, Святую Русь всем сердцем величать, дабы её потомкам нашим передать, как триединства Божия на сей земле печать!»

С любовью о Господе, Ваш собрат и сопресвитер архиепископ Ионафан.

Информационный отдел Тульчинской Епархии УПЦ

http://vladyka-ionafan.ru/events/2010/08/14−0

http://rusk.ru/st.php?idar=43470

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  dekarmi    20.08.2010 14:35
Парит владыка высокооо

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru