Русская линия
Русская линия12.08.2010 

13 августа в Кинешме пройдут общеепархиальные торжества, посвященные 65-летию со дня преставления святителя Василия Кинешемского

13 августа 2010 года Русская Православная Церковь празднует 65-летие со дня преставления святителя Василия исповедника, епископа Кинешемского. В этот день в городе Кинешма, на месте служения и подвигов святителя Василия, пройдут общеепархиальные торжества.

12 августа, в 17.00 в Введенском храме Свято-Введенского женского монастыря города Иваново, где в настоящий момент находятся мощи святителя Василия, епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским будет совершено всенощное бдение.

13 августа, в пятницу, в Троицком кафедральном соборе города Кинешма архиерейским чином в сослужении духовенства Иваново-Вознесенской епархии будет совершена Божественная литургия, по окончании которой начнется общеепархиальный крестный ход с ковчегом с частью мощей святителя Василия Кинешемского.

Он пройдет от Троицко-Успенского кафедрального собора по улице Советской к храму Вознесения Господня, в котором будет совершен благодарственный молебен, в связи с возвращением этого храма, тесно связанного с памятью святителя Василия и его родителей, Русской Православной Церкви. Здесь богослужение будет завершено.

Встреча епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа в Троицком соборе 13 августа — 9.00. Начало крестного хода — 11.30.

+ + +

Святитель Василий, Епископ Кинешемский Епископ Василий (Преображенский Вениамин Сергеевич) родился в 1876 году в г. Кинешме Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника Сергия и жены его Павлы и своим христианским воспитанием целиком был обязан родителям. Все устроение жизни, окружавшей мальчика с детства, было подобно монашескому. Ни новостей, ни сплетен, ни праздных разговоров не проникало за высокую изгородь родительского дома, покидать который детям воспрещалось. Для ребенка отрадой было посещение их дома нищей братией и странниками. В самый день его крещения, когда Вениамина принесли из храма домой, к ним пришла старушка-странница, которая, глянув на мальчика, сказала: <>.

По окончании гимназии Вениамин поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия, и был определен преподавателем в Воронежскую Духовную семинарию. От юности интересуясь христианским подвигом, он пишет диссертацию под названием <>, за которую ему была присуждена степень магистра богословия. В Воронеже Вениамин пробыл до 1910 года.

Зная в совершенстве как древние, так и новые европейские языки, Вениамин для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Англию и 1910−1911 годы прожил в Лондоне. После возвращения в Россию он поступил преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию. В 1914 году Вениамин переехал в Москву и поступил преподавателем латинского языка в Петровскую гимназию. Преподавание настолько его увлекло, что он окончил педагогический институт, приготовившись окончательно к профессии педагога. Более того, Вениамин Преображенский становится известным деятелем детско-юношеского скаутского движения в России. Им было издано несколько книг о педагогике скаутизма.

Каждое лето Вениамин приезжал домой. Однажды он договорился с товарищами отдохнуть и покататься на лодке. По неизвестной причине лодка перевернулась, и все, находившиеся в ней, стали тонуть. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь, обещая полностью посвятить себя служению Православной Церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл. Все остальные, бывшие с ним, погибли.

Вскоре после этого случая Вениамин переехал на родину в Кинешму и в октябре 1917 года поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь, где служил его престарелый отец.

Вениамин начал много проповедовать в разных храмах. Занимался он и миссионерской деятельностью, зачастую пешком ходил по селам, собирал людей, толковал им Священное Писание.

В начале 1918 года власти запретили преподавание Закона Божия в школах. Вениамин стал собирать детей в Вознесенском храме Кинешмы.

16 июля 1920 года, в возрасте 45 лет, Вениамин был рукоположен в сан священника в городе Костроме митрополитом Серафимом (Мещеряковым). Вскоре после этого скончался его отец, протоиерей Сергий и о. Вениамин принял монашеский постриг с именем Василий — в честь святителя Василия Великого. 19 сентября 1921 года он был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

Отказавшись от какой бы то ни было собственности, епископ Василий поселился на окраине Кинешмы в маленькой баньке, стоявшей на огороде одной вдовы. С большим благоговением он относился к богослужению. Проповеди святителя собирали множество людей.

Святитель Василий творил дела милосердия: так, когда начался голод в Поволжье, и оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома, он в проповедях призывал прихожан взять этих детей к себе, и сам, подавая пример, снял дом, в котором поселил пять девочек и приставил к ним воспитательницу — благочестивую христианку. По его молитвам совершались чудеса исцелений как от душевных, так и от телесных недугов.

22 марта 1923 года уполномоченный по секретным делам СОЧ Иваново-Вознесенского ГОПГУ писал о нем следующее: <}>.

На епископа Василия было заведено дело. Перехватывалась его переписка, даже сказанные им проповеди записывались специально поставленными людьми и затем приобщались к делу. Результатом этого явилась высылка епископа Василия в Зырянский край сроком на два года. Основным обвинением против Владыки было то, что он создавал православные кружки, которые духовно сплачивали верующих, помогая им хранить свою душу во время натиска безбожия. Вернувшись из ссылки в июле 1925 г. в г. Кинешму, епископ Василий повел прежнюю деятельность, восстановил и связи с бывшими кружками. Ближайшими помощниками его были священник Николай Панов и Екатерина Александровна Книшек.

<> епископу Василию было предложено оставить пределы Кинешмы. В июле 1927 года он выбыл в Кострому, откуда поддерживал связь со своими духовными чадами.

19 ноября 1928 года коллегия ОГПУ постановила: .

Епископ Василий и его ближайшие духовные чада были признаны виновными в том, что <>.

Вернувшись из ссылки, владыка два года провел в Орле, откуда власти выслали его в Кинешму. Сразу же по приезде он и его келейник, верно сопутствующий ему во всех этих переносимых от безбожных властей гонениях, были вновь арестованы и отправлены в концлагеря: святитель Василий в лагерь, находящийся неподалеку от Рыбинска, его келейник — под Мурманск.

По окончании срока лишь два года пробыл святитель на свободе. Снова арест. Сначала Ярославская тюрьма, затем Бутырская в Москве. После 8 месяцев заключения — 5 лет ссылки в Красноярский край, в село Бирилюссы.

31 июля 1945 года святитель скончался в ссылке. При жизни он завещал, чтобы его останки были перенесены на родину, но в те годы это было невозможно. Однако 5(18) октября 1985 года святые мощи его были обретены и перевезены в Москву. В июле 1993 года их перенесли в Ивановский Свято-Введенский монастырь. В августе того же 1993 года Святейшим Патриархом Алексием было благословлено местное почитание святителя Василия.

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года установил общецерковное почитание святителя Василия в лике новомучеников и исповедников Российских.

Решением Епархиального Совета Иваново-Вознесенской епархии от 17 октября 2008 года празднованию памяти святителя Василия придан общеепархиальный характер. Эти торжества, в которых принимает участие все духовенство епархии, проходят в городе Кинешма, на месте служения и подвигов святителя Василия.

13 августа 2009 года во время торжеств в день памяти святителя Василия Кинешемского у алтаря Вознесенского храма был установлен памятный крест.

Храм Вознесения Господня был построен в 1779 году на месте бывшего Вознесенского девичьего монастыря. Сам монастырь был основан в 1609 году в память о защитниках Кинешмы, павших при обороне города от польско-литовских захватчиков.

Название его, а впоследствии и каменного Вознесенского храма связано с тем, что нападение отряда пана Александра Лисовского на Кинешму в 1609 году произошло накануне праздника Вознесения Господня. Это было очень значимое и памятное место для кинешемцев. Существует точка зрения, что часть из павших была погребена именно здесь. Здесь же нашли свой приют многие сироты и вдовы павших защитников города.

Известный кинешемский краевед, священник Иоанн Альтовский пишет, что <]R>.

<>.

О большой известности обители свидетельствует тот факт, что в ее заупокойный синодик было занесено более трех тысяч имен кинешемцев, представлявших фамилии, существовавшие в городе до начала XX века.

В литературе иногда высказывалась точка зрения, что в Кинешме, якобы, существовали два Вознесенских женских монастыря. Однако в 1917 году она была аргументировано опровергнута исследователем И.В.Баженовым.

В 1760 году в монастыре был устроен существующий и доныне храм в честь святителя Иоанна Златоуста. К началу XX века здесь были престолы в честь апостола Андрея Первозванного, святителя Григория Богослова, святителя Тихона Амафунтского и святителя Иоанна Златоуста. Престол в честь апостола Иоанна Богослова первоначально размещался в храме святителя Иоанна Златоуста, а при постройке в 1779 году Вознесенского храма перенесен в него.

В 1764 году, в ходе секуляризации церковных земель, Вознесенский монастырь, подобно сотням других русских иноческих обителей был закрыт правительством Екатерины II, а его храмы стали приходскими.

В соответствии с традицией, идущей еще с 1609 года, в церковной ограде после закрытия монастыря находилась богадельня, размещавшаяся в двух каменных корпусах. В 1869 году на основе этой богадельни была образована женская монашеская община, в 1896 преобразованная в Успенский женский монастырь и переведенная на новую территорию в трех верстах от Кинешмы.

Вознесенский храм — трехпрестольный. В нем существовали приделы в честь Вознесения Господня, св. Иоанна Предтечи и св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

С Вознесенским храмом города Кинешмы связаны главные страницы жизни как святителя Василия Кинешемского, так и его отца — протоиерея Сергия. Именно при Вознесенском храме святителем Василием организовывалось православное просвещение детей и молодежи.

В советские годы храм был закрыт и в нем разместился краеведческий музей. На протяжении многих лет сотрудники музея стремились к переводу его фондов и экспозиций в более удобное помещение. В течение последнего года такая возможность была найдена.

13 августа 2010 года по окончании молебна состоится торжественная передача Вознесенского храма Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви. На этом святом для всех кинешемцев месте вновь возобновится богослужебная жизнь.

13 августа по окончании молебна в Вознесенском храме состоится также торжественная передача в пользование Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви нового здания для Православной средней школы во имя святого князя Александра Невского.

Это негосударственное учреждение действует в Кинешме на протяжении уже многих лет. За это время оно стало важным звеном образовательной системы города. Его выпускники успешно поступают в высшие учебные заведения. Педагогическим коллективом школы накоплен большой опыт православного воспитания на основе той системы ценностей, по которым наши предки жили на протяжении тысячи лет.

К сожалению, старое здание, в котором проводились занятия, уже не в полной мере отвечает современным требованиям к организации учебного процесса, безопасности педагогов и учащихся. Его тесные помещения не позволяют поступить в православную школу всем желающим кинешемцам. По этим причинам администрация города Кинешма изыскала возможность предоставить в пользование школе здание большего объема.

Новое здание требует значительного ремонта, однако переезд туда единственного православного общеобразовательного учебного заведения Кинешмы благоприятным образом скажется на развитии всей школьной сети этого второго по значению города Ивановской области.

Служба Коммуникации Иваново-Вознесенской епархии

http://rusk.ru/st.php?idar=43453

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика