Русская линия | Протоиерей Александр Игнатов | 16.08.2010 |
Нынешнее лето в России сплотило вокруг общей беды многих людей посредством тушения пожаров, оказания помощи погорельцам, использования всевозможных методов борьбы с аномальной жарой, задымлением и небывалой засухой. Многие специалисты давали свои советы: что необходимо в это жаркое время есть, что пить и во что одеваться.
Целью этой статьи является в дополнение ко всем советам, необходимым для жизненной безопасности людей, напомнить еще об одном, очень важном и действенном средстве, данном людям самим Богом, а потому и обладающим всемогущей силой не только вооружать людей на победу над искушениями, но и укреплять их на пути избавления от всякого рода болезней, скорбей и напастей. Средство это — молитва.
Но в начале о причинах современных катаклизмов природы.
Вспомним, что когда Адам был послушен Богу, и природа была послушна Адаму. Когда он восстал против Бога, природа взбунтовалась против Адама. Как какое-либо желание, мысль или страсть действуют на все тело человека, так и его характер, настроение, вера и нравственность воздействует на природу. По словам святителя Николая Сербского: «человеческая злоба может наполнить природу злобой, а милость — милостью». Наш православный народ по сей день сохранил веру в то, что дождь, засуха, град, урожайные и голодные времена, здоровье и болезни зависят от нравственной чистоты народа. Сербский святитель писал, что к святым людям природа всегда милостива, к нечистым и злонамеренным — всегда безпощадна. Природа — друг, она сотворена, чтобы быть человеку другом и помощником, а не рабом или палачом. Люди, делающие из природы раба, сами делают её врагом и палачом. Народы, объявившие природе войну не на жизнь, а на смерть, навлекли и навлекают на себя безконечные беды. Ибо тот, кто разрушит мирные отношения с природой, неминуемо нарушит и добрые взаимоотношения с Богом. Природа, чувствуя как человек оскорбляет нравственный закон своего Творца и огорчает общего для всех Владыку-Бога, не будучи в силах терпеть оскорбление своего Создателя, начинает безжалостно мстить человеку. Вот и разливаются реки, и дуют ветры, и солнце иссушает воздух и небо становится «как железо и земля наша как медь» (Левит 26. 19).
Но преблагий Бог, не желающий смерти грешникам, обещает внимать молитвам кающихся людей. В Священном Писании мы читаем: «Призови Меня в день скорби: Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49,15). «И воззовете ко Мне, и пойдете, и помолитесь Мне, и Я услышу вас» (Иер.29,12). «Воззовет ко Мне, и услышу его, с ним Я в скорби; избавлю его» (Пс.90,15).
Наши благочестивые предки считали своим священным долгом молиться в дни скорби, напастей и болезней, помня наизусть Библейские истины: «Если придет на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и пред лицеем Твоим и воззовем к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасешь» (2 Пар.20,9). «В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня» (Пс.85,7). «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится» (Иак.5,13). «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его во истине» (Пс.144,18). «И все, чего не попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21,22). «Всякий да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак.1,6). «Ибо всякий кто призовет имя Господне, спасётся» (Рим.10,13).
Хорошо знали великие сыны земли русской, что огромную силу имеет молитва не только к Богу, но и к заступнице усердной рода христианского — ко Пречистой Богородице. Для примера приведём случай из истории нашего Отечества о Покрове Пресвятой Богородицы над Россией.
1612 год: «Станем за Святую Русь, за дом Пресвятыя Богородицы…» — по призыву сынов русских Минина и Пожарского было собрано ополчение, дабы освободить из рук врагов сердце Отечества — Москву. Была собрана рать священная, подобной которой не было ни прежде, ни после. Но у этой рати недостает средств к своему содержанию, недостает самого оружия и, что всего важнее, недостает единодушия и в воинах, и в вождях. Дух мужества, воспламенявший воинов православных, падает. Само время начинает помогать врагам; наступают осенние непогоды…
Божие провидение медлило благословить победой оружие православное воинство, чтобы успехи брани не были приписаны собственному мужеству. Поэтому, когда все надежды земные пали, когда оставался один шаг от отчаяния, помощь Небесная обнаружилась во всей непререкаемой очевидности. Каким образом?.. Заступничеством Пресвятой Богородицы по молитвам к Её чудотворному образу «Казанская»! В осажденной столице, между врагами, в тяжком плену и еще более тягчайшем недуге, томился один из маститых первосвятителей. Среди полночной тишины вдруг келья его наполняется необыкновенным светом, и он видит перед собой святого Сергия Радонежского. «Арсений! — сказал преподобный болящему. — Ваши и наши молитвы услышаны, предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Как бы в подтверждение пророчества, болящему старцу вдруг возвращается здравие и крепость сил…
Чтобы память о столь чудесном явлении Покрова Пресвятой Девы над Отечеством не ослабела от времени, положено единодушно и ежегодно совершать торжественное его воспоминание 4 ноября. Этот день недавно стал в России государственным праздником «Национального единства и согласия». Вот каким важным и победоносным днём для нашего дорогого Отечества стал день всенародной молитвы к Божией Матери о спасении России!
Москва осталась бы в плену, если бы не помощь и заступничество Пресвятой Девы, так как все земные средства были истощены. Потому день этот по слову Иннокентия архиепископа Херсонского есть истинный день Покрова Пресвятой Богородицы над нашим Отечеством. Но что же обратило на предков наших Материнский взор Небесной Покровительницы и приблизило к ним Ее дивную помощь?
Обратили конечно более всего молитвы угодников Божиих, каковы святой Сергий Радонежский, Алексий Московский, Пётр, Фотий и прочие чудотворцы Российские, которые во время бедствия их земного Отечества не переставали молить о его спасении Господа и подвигли на ходатайство о нем Саму Матерь Его. Но Израильский народ имел некогда не менее за себя ходатаев перед Богом в лице своих почивших праотцев и пророков, однако же был предан в руки врагов и, наконец, совсем отвергнут. И Господь Сам предварительно объявил через пророка: «Если станут Моисей и Самуил пред лицем Моим, неблаговолит душа Моя к людям сим» (Иер.15:1). Значит, и молитвы святых не всегда бывают услышаны. Почему же это случилось? Потому, что когда святые молились, сам Израиль не молился Богу отцов, а поклонялся богам иным и их мерзким идолам, а наши православные предки не поклонялись богам иным и, как в счастье, так и в несчастье, обращались за помощью к Богу нашему Иисусу Христу, к Его Пречистой Матери и святым угодникам Божиим. И вот Матерь Божия, видя их покаяние, смирение, усердие к святыне и самоотвержение, преклонилась к милосердию, а преклонившись Сама, преклонила и Сына Своего на помощь молящимся ей. В том и заключается тайна Её спасительного Покрова над Россией!
Чему же поучает нас эта тайна? Тому, во-первых, чтобы никогда не терять веры ко спасению Отечества, каким бы искушениям и бедствиям судьбами Всевышнего неугодно было подвергнуть его. Во-вторых, познавать силу усердных молитв пред Богом, а особенно молитв святых за нас. Не напрасно святой преподобный Сергий сказал Арсению: «Ваши и наши молитвы услышаны». Это значит, что без молитв земных не были бы услышаны Небесные, равно как без Небесных молитв не были бы, конечно, приняты молитвы земные. Посему, молясь сами, мы должны просить молитв за нас и угодников Божиих, помня, что много может усиленная молитва праведного (Иак. 5:16). Так же и мы должны прибегать под кров Преблагословенной Девы, которая всегда была и пребудет утешительницей всех, притекающих с верой к Ее заступлению.
А вот случай чудесного избавления от огня дома в Нижегородской области. С искренней верой в сердце, с молитвой на устах и держа в руках икону Божией Матери, женщина трижды обошла свой дом, и как результат её горячей молитвы, огненные языки разбушевавшейся стихии не коснулись её дома. Когда об этом чуде узнали соседи-погорельцы, то они с укором спрашивали у неё, почему она не обошла трижды и вокруг их домов? На что женщина отвечала: «Ну я-то верила, что Бог, которого я люблю всем сердцем, по молитвам Божией Матери спасёт меня и мой дом, а вы не поверили, да вам и некогда было, в это время вы выносили из домов своё имущество».
Вместе с тем нужно помнить, что Господь не всегда сразу исполняет наши молитвы. Святитель Иосиф Волоколамский напоминает: «Иногда Бог не исполняет наших прошений или медлит их исполнением, не потому, что не любит нас, но для того, чтобы мы постоянно прибегали к Нему. Так поступают и чадолюбивые отцы: видя, что кто-нибудь из детей нерадив, они не вдруг исполняют его прошения, не потому, что его ненавидят, но для того, чтобы, получив, он не впал опять в нерадение», а преподобный Ефрем Сирин дополняет: «Пребывай в молитве: Господь любит постоянного молитвенника и являет ему щедроты Свои».
Для желающих духовного укрепления в это особо неспокойное время, а также в целях преодоления жизненных проблем и несчастий, приводим молитву последних Оптинских старцев, которую советуем читать со вниманием и глубокой верой в дополнение к утренним молитвам (равно как и в любое удобное время) ежедневно.
Молитва последних Оптинских старцев.
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на всё Твоя Святая воля. Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
В завершении приведём слова из обращения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в связи со стихийными бедствиями — засухой и массовыми лесными пожарами: «Людские грехи — причина всех земных несчастий. Но, призванные Богом к любви, мы не должны обвинять других, искать в других причину постигшей нас беды, потому что беда ныне касается всех — и тех, кто даже далеко от мест пожара, и тех, кто, кажется, находится в безопасности, потому что трудно предположить, что такое страшное бедствие не отразилось на экономике и на душевном состоянии людей. Пусть каждый обратит внимание на себя самого и каждый кается в своих грехах. От всех нас, от всей Русской Церкви ждет сегодня Господь сострадательной любви и милосердной помощи нуждающимся людям».
В любых жизненных ситуациях бедах, скорбях и напастях не будем забывать о том, что без Воли Божией и волос с головы нашей не упадет. А потому для преодоления самых сложных чрезвычайных ситуаций будем не только не забывать о могучей силе молитвы, но и применять это целебное средство прежде всякого дела, будь то преодоление аномальных явлений, борьба со стихийными бедствиями, сложная операция и другие, выпадающие на нашу долю испытания. Станем бодрствовать и молиться да, по слову апостола Павла, не внидем в напасть, помня, что всякий кто призовет имя Господне, спасётся (Рим.10,13).
http://rusk.ru/st.php?idar=43451
|