Русская линия
ИзвестияАрхимандрит Савва (Тутунов)16.08.2010 

«Пока с ересями нам сталкиваться не приходилось»
В Русской православной церкви появился орган контроля

иеромонах Савва (Тутунов)В ходе проводимой Патриархом Кириллом реформы церковного управления в Московской патриархии появилось Конрольно-аналитическая служба, которую возглавил заместитель управляющего делами Патриархии Игумен Савва (Тутунов). О том, чем занимается Служба и почему ее в блоггах сравнивают с инквизицией, отец Савва рассказал «Известиям».

«Известия»: Как математик из Франции стал «Патриаршим оком» в России?

Игумен Савва: Я родился во Франции, в 1978 году. Мама родилась во Франции в эмигрантской семье. Ее отец после революции покинул Россию в возрасте около 10 лет. Бабушка из той же среды. Однако мои родители познакомились в СССР, куда мама приезжала по работе. Здесь они и поженились, потом переехали во Францию. Семья наша верующая, я с детства ходил в храм, прислуживал в алтаре. После школы, поступил в университет, изучал математику, получил диплом licence. В 1999 году решил поехать учиться в Московскую духовную семинарию. Затем учился в академии, принял монашеский постриг, работал в ОВЦС, преподавал в академии.

И: Приехав в Россию, долго здесь осваивались?

Игумен Савва: До поступления в семинарию я приезжал в Москву каждый год, на 2−3 месяца. У меня здесь по отцовской линии бабушка и дедушка. Так что шока не было. Тем более, что дома у нас говорили только по-русски.

И: В блоггах вас называют «инквизитором"…

Игумен Савва: Я бы дистанцировался от такого определения. Во-первых, сразу вспоминается «Великий инквизитор» Достоевского, и не хотелось бы в этот образ попадать… Да и исторические параллели тут «хромают». Инквизиция на Западе была создана как следствие по делам веры, у нас же вопросами вероучения занимается Синодальная богословская комиссия. Кроме того, так сложилось, что инквизиция считается репрессивным аппаратом, а у нас другие функции, репрессивными их называть не стоит.

И: Что или кого контролирует ваша Служба?

Игумен Савва: У нас два направления контроля. Первое — исполнение решений Архиерейских Соборов и Совещаний, Священного Синода. Естественно, где-то возникают сбои. Иногда из-за непонимания или незнания. А бывает, из-за недобросовестности. И надо отследить, где решения не исполнены, и почему.

Второе направление — работа по обращениям на имя Святейшего Патриарха. Ежедневно поступает некоторое количество жалоб. Жалуются на священников, епископов, настоятелей монастырей. В большинстве случаев, это клевета. Писать кляузы у нас любят. В ряде случаев речь идет о халатности, зачастую допущенной по незнанию.

И: Выезжаете с проверками?

Игумен Савва: Инспекции случаются. Практику посещения епархий подчеркну — с ознакомительными, а не инспекционными поездками, мы развивать будем. На то имеется благословение Святейшего Патриарха. Но в основном, мы запрашиваем информацию, получаем ответы. Чаще неприятные ситуации удается исправить путем переписки, телефонных переговоров.

И: А если не удается?

Игумен Савва: Был случай, когда церковный суд одной из епархий не учёл всех обстоятельств, и осудил клирика. Обычным путём вопрос нам решить не удалось. Дело по нашему представлению рассмотрел Общецерковный суд, отменил решение и вынес другое — в пользу клирика.

И: Очень часто священники сетуют на свое полное бесправие в отношениях с архиереем, который может просто запретить в служении.

Игумен Савва: Всякий священник, считающий, что с ним поступили несправедливо, имеет право направить апелляцию на имя Предстоятеля. Патриарх Кирилл дал четкую установку — любая жалоба на его имя должна быть изучена и на нее должен быть направлен обстоятельный ответ. Но такое обращение должно быть мотивированно. Ведь бывает ситуация, когда назначили священника на приход в деревню. Конечно, там тяжело. Но священником-то он становился не для того, чтобы служить только в кафедральном соборе, ну или чтобы ездить на шикарных машинах и менять их каждый месяц…

Но даже если запретили в служении, Святейший Патриарх уже говорил о необходимости задействовать таких священников для работы в Церкви. Есть много возможностей для социальной работы. До революции священников, находившихся под запретом, назначали псаломщиками — на меньшую должность, говоря мирским языком.

И: Насколько часто конфликты между священниками и архиереями носят богословский характер? И приходится ли, разбирая споры, сталкиваться с ересями?

Игумен Савва: Пока с ересями нам сталкиваться не приходилось, если не говорить о борцах с «ересью ИНН». Но это уже носит маргинальный характер. Если возникнет конфликт догматического характера, мы обратимся за экспертным заключением в богословскую комиссию. Вообще должен заметить, что даже в древности догматические споры нередко носили не только богословский, но и личный характер. Достаточно вспомнить борьбу святого Кирилла Александрийского с еретиками. Очень эмоциональная была борьба… А сегодня бывает наоборот — под личную неприязнь пытаются подвести догматическое обвинение.

И: Почему работа Церковного суда проходит в закрытом режиме?

Игумен Савва: Дела, которые он рассматривает, носят личный духовный характер, выявляют какие-то личные грехи. В некоторой степени, он подобен суду исповедующего духовника (это аналогия, не надо ее понимать буквально).

И: В Церкви есть политизированные группы разных направлений, в том числе и радикального толка. Вы отслеживаете, их деятельность или работаете только по заявлениям и жалобам?

Игумен Савва: Не надо преувеличивать значение этих групп, они, опять же, довольно маргинальны. Мы ведем мониторинг, стараемся с ними работать. Бывает, определенное количество мирян очарованы их дискурсом, и для нас важно избежать того, чтобы эти верующие просто взяли и ушли. Ведь их души будут потеряны.

И: Чем, кроме контроля, занимается контрольно-аналитическая служба?

Игумен Савва: Анализом церковной жизни на местах. Мы всесторонне вникаем в деятельность епархий, используя информацию епархиальных отчетов, епархиальных сайтов, региональных СМИ, интернета, блогов и обращений на имя Патриарха, в которых в той или иной форме содержатся сведения о жизни епархий. Мы выявляем слабые и сильные стороны епархиальной жизни, определяем, чем надо помочь, а потом об этом докладываем Священному Синоду и Патриарху.

http://www.izvestia.ru/obshestvo/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru